Судья Есина С.В. Дело № 33а-4710/2022
УИД 24RS0004-01-2021-001045-15
3.022
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2022 года город Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сидоренко Е.А.,
судей Ковалевой Т.В., Штея Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалевой Т.В.
административное дело по административному иску заместителя прокурора Березовского района Красноярского края Севрюкова А.И., поданного в интересах муниципального образования - Березовского района, к администрации Березовского района Красноярского края, Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края об оспаривании решения
по апелляционному представлению заместителя прокурора Березовского района Красноярского края Севрюкова А.И.
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Березовского района Красноярского края Севрюкова А.И., поданного в интересах муниципального образования - Березовского района, к администрации Березовского района Красноярского края, Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании незаконным и отмене разрешения на снос зеленых насаждений от на земельном участке с кадастровым номером №, выданное Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края ООО «Устье», отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурор Березовского района Красноярского края, действующий в интересах муниципального образования - Березовский район, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить разрешение на снос зеленых насаждений от на земельном участке с кадастровым номером №, выданное Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края ООО «Устье».
Требования мотивированы тем, что ООО «Устье» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от №, заключенного с Управлением по архитектуре администрации Березовского района. На указанном земельном участке расположен лесной массив с преобладающей породой сосна, возраст насаждений от 60 до 130 лет. Учитывая возраст лесных насаждений, проведение культуртехнической мелиорации в целях вовлечения данного участка в сельскохозяйственный оборот маловероятно. Данный лесной массив расположен в километровой зоне п. Березовка и относится к особо защитным участкам, а сплошные рубки в таких лесах запрещены. Вырубка приведет к необоснованному сносу зеленых насаждений и нанесению вреда окружающей среде. Кроме того, проверка показала, что разрешение на снос зеленых насаждений выдано ООО «Устье» без оплаты компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Березовского района Красноярского края Севрюков А.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что правовых оснований для выдачи разрешения на снос у администрации не имелось, а суд неправильно применил нормы материального права.
От представителя заинтересованного лица ООО «Устье» Войлошникова К.В. поступили возражения на апелляционное представление, в которых он просил оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В судебное заседание явились прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Андреев А.И., представители заинтересованного лица ООО «Устье» Войлошников К.В., Каданов А.И. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в связи с чем в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Андреева А.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей ООО «Устье» Войлошникова К.В., Каданова А.И., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, среди прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края от 22.05.2018 № 34-225Р утвержден Порядок сноса зеленых насаждений на территории Березовского района.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка сноса зеленых насаждений на территории Березовского района самовольный снос зеленых насаждений на территории Березовского района запрещается.
Согласно п. 3.2 Порядка сноса зеленых насаждений на территории Березовского района снос зеленых насаждений при выполнении требований настоящего Порядка допускается только при наличии разрешения на снос, выдаваемого администрацией Березовского района.
Для получения разрешения на снос зеленых насаждений физические и юридические лица направляют заявление о получении разрешения на снос зеленых насаждений по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку в управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района с обоснованием необходимости (причины) сноса зеленых насаждений на конкретном участке территории с приложением установленных документов (п. 3.3 Порядка).
В соответствие с п. 3.4 Порядок сноса зеленых насаждений на территории Березовского района сотрудник уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления проводит обследование участка, составляет пересчетную ведомость, подлежащих сносу зеленых насаждений, содержащую сведения о количественном и породном составе зеленых насаждении, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, на основании которой оформляется акт обследования по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.
Документом, удостоверяющим право на снос зеленых насаждений, является разрешение по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядок сноса зеленых насаждений на территории Березовского района (п. 3.5.1).
В силу п. 10 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509, при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 17.04.1998 № 53 ООО «Устье» является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.09.2014.
16 февраля 2021 ООО «Устье» обратилось в Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края с заявлением о получении разрешения на снос зеленых насаждений на вышеуказанном земельном участке в целях проведения противопожарных мероприятий (создание противопожарной опушки) на земельном участке (в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), сроком на 1 год, с одновременным предоставлением проекта противопожарного обустройства части территории указанного земельного участка, подготовленного ООО «Инновационные лесные технологии».
20 февраля 2021 года на основании вышеуказанного заявления инженером по лесному контролю Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Кривобоковым Р.И. проведено обследование спорного земельного участка и установлено, что на обследуемой территории сносу в целях осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации в виде пожара (создание противопожарной опушки), подлежит 2 500 зеленых насаждений, что подтверждается актом обследования зеленых насаждений, попавших под снос от 20.02.2021. Кроме того, инженером составлена пересчетная ведомость, подлежащих сносу зеленых насаждений, содержащая сведения о количественном и породном составе зеленых насаждении.
26 февраля 2021 года ООО «Устье» Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района выдано разрешение на снос зеленых насаждений по адресу: Красноярский край, Березовский район, Маганский сельсовет в районе пос. Березовский, урочище «Козылка» на земельном участке с кадастровым номером №, в целях создания противопожарной опушки.
Полагая указанное разрешение незаконным, заместитель прокурора по Березовскому району Красноярского края обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ООО «Устье», являясь владельцем земельного участка, примыкающего непосредственно к лесу, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, в связи с чем осуществление мероприятий, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации в виде пожара (создания противопожарной опушки) являлось основанием для выдачи разрешения на снос зеленых насаждений в соответствии с Порядком сноса зеленых насаждений на территории Березовского района, утвержденного Решением Березовского районного Совета депутатов Красноярского края от 22.05.2018 № 34-225Р, после проведения обследования участка, составления пересчетной ведомости, подлежащих сносу зеленых насаждений, содержащей сведения о количественном и породном составе зеленых насаждении, оформления акта обследования. При этом у органа местного самоуправления отсутствовали нормативные основания для отказа в выдаче ООО «Устье» разрешения, так как оспариваемое разрешение на снос зеленых насаждений от 26.02.2021 соответствует требованиям закона.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что обоснованность сноса зеленых насаждений подтверждается проектом противопожарного обустройства части территории земельного участка с кадастровым номером №, подготовленного ООО «Инновационные лесные технологии», выводы которого прокурором не оспорены, а также актом обследования зеленых насаждений, попавших под снос от 20.02.2021, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Также являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о запрете проведения рубки в особо защитных участков леса, поскольку спорный участок расположен на землях с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», на которые положения приказа Минприроды Росии от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» не распространяется и который не имеет установленного в законном порядке статуса особо защитного участка.
Таким образом, оценивая представленные доказательства по делу, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции соответствующими нормам законодательства.
Выводы суда подробно мотивированы, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его принятия в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.05.2022