ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4723 от 28.12.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-4723 судья Рева Н.Н. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 декабря 2016 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Яшиной И.В., Акатьевой Т.Я.,

при секретаре Коршуновой Е.А.

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области на решение Заволжского районного суда г.Твери от 10 августа 2016 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Силаева В.А. к Информационному центру при Управлении министерства внутренних дел России по Тверской области, Управлению министерства внутренних дел России по Тверской области о признании незаконным бездействие административного ответчика, отказавшего письмом от 30.03.2016 № 3/С в выдаче справок о реабилитации матери административного истца - Силяевой А.Т. и административного истца Силаева В.А.; обязании административного ответчика выдать справки о реабилитации матери административного истца – Силяевой А.Т. и административного истца – Силаева В.А.- удовлетворить.

Признать бездействие Информационного центра при Управлении министерства внутренних дел России по Тверской области в выдаче справок о реабилитации матери административного истца – Силяевой А.Т. и административного истца – Силаева В.А. незаконным.

Обязать Информационный центр при Управлении министерства внутренних дел России по Тверской области выдать справки о реабилитации матери административного истца – Силяевой А.Т. и административного истца – Силаева В.А.»

судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Силаев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, измененным в порядке ст.46 КАС РФ, к ИЦ при УМВД России по Тверской области в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, отказавшего письмом от 30.03.2016 №3/С - 5 в выдаче справок о реабилитации матери административного истца - Силяевой А.Т. и административного истца - Силаева В.А.; обязании административного ответчика выдать справки о реабилитации в отношении данных лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец обращался к административному ответчику с заявлением о выдаче справок о реабилитации на основании ст.6 Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку решением Измайловского районного суда г. Москвы от 17.10.2013 установлен юридический факт, что он является сыном репрессированной Силяевой А.Т., <данные изъяты> года рождения.

Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 15.05.2014 установлен факт применения репрессии в отношении Силяевой А.Т., <данные изъяты> года рождения, путем переселения ее в 1937 году из Тверской губернии в Семипалатинскую область Казахской ССР, где она находилась на спецпоселении до 1953 года.

Определением Измайловского районного суда г. Москвы от 23.01.2015 решение Измайловского районного суда г. Москвы от 15.05.2014 разъяснено в части того, что мать Силяева А.Т., <данные изъяты> года рождения, подверглась политическим репрессиям путем переселения ее в 1937 году из г. Твери Тверской губернии в Семипалатинскую область Казахской ССР.

05.03.2016 Силаев В.А. обратился с заявлением к начальнику ИЦ при УМВД России по Тверской области с просьбой выдать Силаеву В.А., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в селе Бородулиха Семипалатинской области Казахской ССР от матери - Силяевой А.Т., <данные изъяты> года рождения, признанной лицом, в отношении которого применены репрессии путем переселения в 1937 году из Тверской губернии в Семипалатинскую область Казахской ССР, где она находилась на спецпоселении до 1953 года, справки о реабилитации его матери - Силяевой А.Т. и его - Силаева В.А..

В ответ на заявление за подписью начальника ИЦ при УМВД России по Тверской области Рюмина B.C. дан отказ от 30.03.2016 № 3\С-5 в выдаче вышеуказанных справок на том основании, что сведений о применении политической репрессии к матери административного истца не имеется.

Данный ответ получен по почте 12.04.2016.

Считает, что отказ в выдаче справок о реабилитации является незаконным, так как факт применения политических репрессий установлен судебными решениями, поэтому отказ в выдаче справок противоречит закону - ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и нарушает права и законные интересы как административного истца.

Определением суда от 15.06.2016, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по тверской области, в качестве заинтересованного лица начальник ИЦ при УМВД России по Тверской области Рюмин B.C.

Определением суда от 12.07.2016, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Тверской области.

В судебном заседании административный истец - Силаев В.А. и представитель административного истца Богданова Е.А. измененные административные исковые требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика УМВД России по Тверской области -Хадаева Л.А. просила в удовлетворении административных требований отказать.

Представитель административного ответчика ИЦ при УМВД России по Тверской области - Шихджамалова М.Б. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что оспариваемые действия являются законными, нарушений прав административного истца не допущено.

Заинтересованное лицо - Рюмин B.C., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, причин уважительности неявки не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Заинтересованное лицо - прокуратура Тверской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явилось, причин уважительности неявки не представило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД по Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что представленных заявителем данных недостаточно для выдачи справки о реабилитации, в ходе проверочных мероприятий при исходных данных факт применения политической репрессии в отношении семьи Морозовых не установлен. Кроме того, установлены обстоятельства, противоречащие представленной заявителем информации и вынесенным судебным решениям.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции, представитель УМВД России по Тверской области не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, апелляционную жалобу поддерживает, по изложенным в ней основаниям.

Силаев В.А. и его представитель Богданова Е.В. возражали относительно доводов апелляционной жалобы.

Прокурор Филиппова В.М. полагала необходимым удовлетворить апелляционную жалобу.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В соответствии с ч.1 ст.1.1 указанного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение (п."в" ст.3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").

В силу ст.6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (ст.7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").

Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> Силаев В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе отец указан Силяев А.Г., в графе мать - Силяева А.Т..

Согласно свидетельству о перемени фамилии от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>, административный истец Силаев В.А. переменил фамилию с «Силяев» на фамилию «Силаев».

Решением Измайловского районного суда г. Москвы от 17.10.2013 установлен факт родственных отношений между Силаевым В.А. и Силяевой А.Т., а также факт, что Силаев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном репрессивной матери Силяевой А.Т., <данные изъяты> года рождения.

Из содержания данного решения следует, что Силяева А.Т. (до замужества Морозова), в 1937 году в составе своей семьи, была принудительно переселена в Казахскую ССР, где в 1947 году родила сына Силаева В.А..

Решением этого же суда от 15.05.2014 установлен факт применения репрессии в отношении Силяевой А.Т., <данные изъяты> года рождения, путем переселения ее в 1937 году из Тверской губернии в Семипалатинскую область Казахской ССР, где она находилась на спецпоселении до 1953 года.

Определением Измайловского районного суда г. Москвы от 23.01.2015 разъяснено решение Измайловского районного суда г. Москвы от 15.05.2014 в части того, что Силяева А.Т., <данные изъяты> года, подверглась политическим репрессиям путем переселения ее в 1937 году из г.Твери Тверской губернии в Семипалатинскую область Казахской ССР.

Указанные судебные акты не обжалованы и вступили в законную силу.

05.03.2016 Силаев В.А. повторно обратился с заявлением в ИЦ при УМВД России по Тверской области о выдаче справки о применении к нему и к его матери - Силяевой А.Т. политических репрессий.

По результатам рассмотрения обращения административному истцу дан 30.03.2016 ответ за № З/с-5, из содержания которого следует, что проведенной проверкой не установлены сведения о применении политических репрессий в административном порядке в 1930 годы к семье Морозова Т.Д., проживавшего в г.Твери.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика, которые нарушают права административного истца.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.

Предоставление государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий регламентировано Административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 23 ноября 2011 года N 1165 (далее - Административный регламент).

Действие Административного регламента распространяется на лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод (далее - репрессированные); детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (п. 2).

Согласно п.2.3 Административного регламента Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел РФ по иным субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации жертв политических репрессий) на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств.

В п.11 Административного регламента указано, что непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ИЦ. При проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.

Пунктом 22 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий, в число которых входит отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.

Согласно п.п. 48.3, 49 Административного регламента при отсутствии архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке, осуществляется подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации. По материалам проверки о применении репрессии сотрудник ИЦ, участвующий в предоставлении государственной услуги, составляет заключение о реабилитации (приложение N 3) или об отказе в реабилитации (приложение N 4). Заключение о реабилитации или об отказе в реабилитации лица: подписывают три должностных лица - непосредственный исполнитель, начальник отдела (отделения) реабилитации и начальник ИЦ; утверждает руководитель соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне; заверяется гербовой печатью.

Как усматривается из материалов дела, Силаев В.А. неоднократно обращался в Информационный центр Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области с заявлениями по вопросу применения политических репрессий к его матери Силяевой А.Т., <данные изъяты> года рождения и к нему, как к ребенку, находившемуся вместе с репрессированной по политическим мотивам матерью.

Так, В 2005 году по обращению Силаева В.А., поступившему из Центра реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ГИАЦ МВД России (исх. № 34/5-20072ж от 20.06.2005), проводилась проверка по вопросу реабилитации членов семьи матери Силаева В.А. - Силяевой (ур. Морозовой) А.Т., <данные изъяты> г.р., репрессированной (как указано в обращении) в виде раскулачивания в 1921 году на территории Тверской губернии и направленной на режим спецпоселения в Кулундинские степи, затем в Семипалатинскую область Казахской ССР.

В результате проведенной проверки документальных материалов, подтверждающих факт применения политических репрессий в административном порядке в отношении семьи Морозова Т. (деда заявителя), не обнаружено, в связи с чем, 03.10.2005 г. в реабилитации отказано, о чем уведомлен заявитель.

При обращении в ЦРЖПРиАИ ГИАЦ МВД России (исх. № 34/5-20072ж от 20.06.2005 г.), ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве (исх. № 13/р/С-16/2006 от 13.04.2006 г.), прокуратуру г. Москвы (исх. № 14-16-2006 от 15.02.2006 г.), Центральный архив ФСБ России (исх. № 10/А-3800 от 08.09.2009 г.), ГКУ «Государственный архив Тверской области» (исх. № 08-01/1452 от 08.10.2009 г.) Силаевым В.А. не указывались полные установочные данные на семьи Морозовых и Силяевых.

Информационным центром УМВД России по Тверской области с 2005 по 2010 годы направлялись запросы в соответствующие организации и учреждения с целью установления факта возможного применения политических репрессий в административном порядке к семье Морозовых и Силяевых (Силаевых), о наличии сведений о регистрации актов гражданского состояния: рождении, смерти, заключении брака, метрических записей о рождении.

Однако, в поступивших ответах указывалось о том, что без полных установочных данных и дополнительных сведений на запрашиваемых лиц произвести поиск интересующей информации не представляется возможным.

08.07.2015 Силаев В.А. обратился в ИЦ УМВД по Тверской области с заявлением (вх. № З/С-16) о проведении дополнительной проверки по факту применения политической репрессии в административном порядке в отношении семьи Морозовых без указания полных установочных данных на главу и членов семьи, указав при этом местом применения репрессии не Тверскую губернию., а г.Тверь (без точного адреса проживания), местом ссылки (высылки, спецпоселения) - не с. Бородулиха Семипалатинской области Казахской ССР, а с.Абай.

Информационным центром УМВД России по Тверской области была проведена дополнительная проверка по имеющимся сведениям в отношении семьи Морозовых. Об отсутствии документальных материалов, подтверждающих факт применения политической репрессии, Силаев В.А. уведомлен 01.09.2015 г. исх. № З/С-16.

В ходе дополнительной проверки, проведенной ИЦ УМВД России по Тверской области в 2016 г. установлены обстоятельства, противоречащие обращениям заявителя и вынесенным Измайловским районным судом г. Москвы судебным решениям:

Так из документов пенсионного дела Силяевой А.Т. (ответ УПФР в Калининском районе Санкт-Петербурга исх. 05-06/25270 от 22.07.2016 г.), которая являлась получателем пенсии по старости с 10.01.1972 г., следует что Силяева (ур. Морозова) А.Т., родилась в <данные изъяты> году в с.Бородулиха Бородулихинского района Семипалатинской области Республики Казахстан (свидетельство о рождении серия ФЭ № 141622, в Райзагс произведена соответствующая запись № 284 15.09.1950 г.), а не в Тверской губернии или г. Твери, как указано Силаевым В.А.

Место рождения гр. Силяевой А.Т., родившейся в селе Бородулиха Бородулихинского района Семипалатинской области, также подтверждает отдел ЗАГС Калининского района г. Санкт-Петербурга (исх. № 3008 от 16.08.2016 г.).

Кроме того, в копии актовой записи о рождении № 173 от 11.10.1947 г. на Силаева В. (так в документе) значится, что его мать имела паспорт АЕ № 534883.

Из представленной в суд апелляционной инстанции Силаевым В.А. ксерокопии выписки из паспорта 1-ДА №577411 на имя Силяевой А.Т. следует, что последняя родилась в с. Бородулиха Бородулихинского района.

Согласно положениям пункта 50.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом МВД России от 23 ноября 2011 г. № 1165, справка о реабилитации детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами их заменявшими в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, должна содержать следующую информацию: фамилия, имя, отчество реабилитированного; дата (число, месяц, год) и место рождения; документ, подтверждающий родство (номер, когда и кем выдан); степень родства (сын, дочь); фамилия, имя, отчество и год рождения лица, к кому была применена репрессия, где, когда и каким органом он репрессирован и реабилитирован; нормативный акт, на основании которого вынесено решение о реабилитации (часть 1 или часть 2 статьи 1-1 Закона о реабилитации жертв политических репрессий); дата вынесения заключения о реабилитации.

Однако вопреки вышеуказанным положениям Административного регламента в ходе проведенных проверок не установлено и не представлено административным истцом данных о том, где, когда и каким органом репрессирована Силяева А.Т., <данные изъяты> г.р. Таких сведений не содержат и принятое решение Измайловского районного суда г. Москвы от 17.10.2013, решение Измайловского районного суда г.Москвы от 15.05.2014, определение Измайловского районного суда г.Москвы от 23.01.2015. Таким образом, сведений для выдачи справки о реабилитации в отношении Силяевой А.Т. и Силаева В.А. недостаточно.

Кроме того, Законом о реабилитации не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, поскольку статьей 7 данного Закона предусмотрен специальный несудебный порядок установления таких фактов органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования решения данного органа.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено ИЦ УМВД по Тверской области» по Тверской области в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" права и законные интересы Силаева В.А.. не нарушает, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований, у суда первой инстанции, отсутствовали.

Принимая во внимание изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Силаевым В.А. требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Заволжского районного суда г.Твери от 10 августа 2016 года отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Силаева В.А. к Информационному центру при Управлении министерства внутренних дел России по Тверской области, Управлению Министерства внутренних дел России по Тверской области о признании незаконным отказа от 30.03.2016 № 3/С в выдаче справок о реабилитации Силяевой А.Т. и Силаева В.А.; обязании выдать справки о реабилитации Силяевой А.Т. и Силаева В.А.– отказать.

Председательствующий

Судьи