ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4727/2018 от 18.04.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Оськин И.С. Дело №33а-4727/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 18 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Есыревой Е.В., Бушминой А.Е.,

при секретаре судебного заседания Мишанине Ф.В.,

с участием представителя административного ответчика Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области ФИО3 Р..

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есыревой Е.В. в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе ФИО2 ФИО13, на решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО14 к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором просил признать решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 27.09.2017г. об отказе в государственной регистрации общественной организации «Общественная палата города Нижнего Новгорода» незаконным в части касающейся наименования некоммерческой организации и отменить указанное решение в соответствующей части.

В обоснование заявленных требований указал, что административный истец ФИО2 ФИО15 обратился в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области для регистрации в качестве юридического лица некоммерческой организации Общественная организация «Общественная палата города Нижнего Новгорода» (вх. № 1124 от 31.08.2017г.). При обращении в уполномоченный орган заявителем был предоставлен полный комплект необходимых документов в полном соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Письмом № 52/03-21835 от 27.09.2017г. административный ответчик уведомил ФИО2 об отказе в государственной регистрации в связи с якобы несоответствием наименования некоммерческой организации требованиям действующего законодательства, а также по причине несоответствия представленных на регистрацию документов требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.<данные изъяты>

Решением Советского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2018 года постановлено в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 ФИО16 к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации общественной организации - отказать.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2018 года, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании представитель административного ответчика Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области ФИО3 не согласна с доводами апелляционной жалобы, просила решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004г. №1313 Министерство юстиции РФ и (или) его территориальные органы осуществляют регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

При этом государственная регистрация общественных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Частью 1 ст. 54 ГК РФ установлено, что наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», установлено, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Статьей 28 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» также установлено, что Официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

При этом ч.3. ст. 14 указанного ФЗ №7-ФЗ от 12.01.1996г. установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что 31.08.2017г. в ГУ Минюста России по Нижегородской области вх. поступило заявление о государственной регистрации юридического лица Общественная организация «Общественная палата города Нижнего Новгорода», сокращенная наименование – общественная палата Нижнего Новгорода.

27.09.2017г. за ГУ Минюста России по Нижегородской области принято решение – уведомление об отказе в государственной регистрации, по основаниям предусмотренным п.1 ст. 23 Закона №82-ФЗ, а именно:

В наименовании Организации отсутствует указание на характер ее деятельности.

Кроме прочего, использование слов «общественная палата» с указанием наименования конкретного муниципального образования представляется возможным лишь в случае, если данное право предусмотрено нормативными правовыми актами это муниципального образования. Нормативными правовыми актами города Нижнего Новгорода не предусмотрено создание общественной палаты в качестве юридического лица в организационно-правовой форме «общественная организация».

В заявлении о государственной регистрации по форме №Р11001 (пункт 6.1.3 всех листов В «Сведения об учредителе - физическом лице») не указан почтовый индекс противоречие пунктов 2.9.6, 2.3 Требований к оформлению документов, представляемых регистрирующий орган при государственной регистрации юридических ли индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 <данные изъяты>

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о законности оспариваемого решения от 27.09.2017г., которым права и законные интересы ФИО1 не нарушаются, поскольку в нарушение норм действующего законодательства в наименовании Организации отсутствуют указания на характер ее деятельности.

Кроме того, решением Городской Думы г. Н. Новгорода от 21.06.2017 утверждено Положение об Общественной палате города Нижнего Новгорода. Пунктом 1.11 Положения установлено, что общественная палата не является юридическим лицом. При этом п.1 Положения предусмотрено, что Общественная палата города Нижнего Новгорода обеспечивает согласование интересов населения муниципального образования город Нижний Новгород, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, действующих на территории города Нижнего Новгорода, и органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода при решении наиболее важных вопросов общественного, экономического, социально-культурного развития города Нижнего Новгорода, защиты прав и свобод граждан путем, в том числе путем: осуществления общественного контроля в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 22 сентября 2015 года N 127-З "Об общественном контроле в Нижегородской области" и настоящим Положением.

Статьей 5 Закона Нижегородской области от 22 сентября 2015 года №127-3 «Об общественном контроле в Нижегородской области» установлено, что субъектами общественного контроля на территории Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" кроме прочего является: Общественная палата Нижегородской области.

Частью 2 ст. 3 указанного Закона №127-З определены цели общественного контроля.

При этом аналогичные цели определены в уставе Общественной организации «Общественная палата города Нижнего Новгорода» - сокращенное наименование «Общественная палата город Нижней Новгород».

С учетом вышеуказанных положений закона суд первой инстанции обоснованно указал, что создаваемая некоммерческая организация с определенными в уставе целями в ее организационно-правовой форме «общественная организация» не соответствует действительности, поскольку наименование и цели общественной организации совпадают с наименованием и целями уже созданной решением Городской Думы г. Н. Новгорода от 21.06.2017 №146 организацией – «Общественная палата города Нижнего Новгорода», в связи с чем, пришел к правильному выводу о том, что наименование Организации, указанное в представленных заявителем документах, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований. В решении приведен анализ представленных доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с вышеуказанными выводами.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность. При этом они фактически основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела. Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения

Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.309, 310, 311 Кодекса Административного Судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Н.Новгорода от 15 января 2018 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 ФИО17, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: