ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-4731/2018
5 марта 2018 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Голубевой И.В.
судей Александровой Н.А. и Минеевой В.В.
при секретаре Шугаиповой Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы сельского поселения Удельно-Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО1 на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., выслушав объяснения прокурора Замалетдиновой Л.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Удельно-Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ о признании незаконным бездействие, выраженное в нереализации Комплексного плана противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 г., обязании предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом российской Федерации 26.04.2013г. в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.
В обоснование административного иска указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в июне 2017 года во исполнение п. 18 плана работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы в деятельности поднадзорных органов местного самоуправления.
В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом Российской Федерации 26.04.2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы.
С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 05.10.2016 года в Комплексный план внесены изменения.
В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно-экстремисткой деятельности надлежало в срок до 01.03.2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.
Между тем, в ходе проверки деятельности муниципалитета в данном направлении деятельности выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных п.п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», иными подзаконными нормативными актами в рассматриваемой сфере деятельности.
По результатам проверки дата в адрес главы сельского поселения внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения федерального закона, которое не было рассмотрено в установленном законом порядке.
Обжалуемым решением суда административное исковое заявление Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации сельского поселения Удельно-Дуванейского сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в нереализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 г. На администрацию сельского поселения Удельно-Дуванейского сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан возложена обязанность предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 г., в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения Удельно-Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО1 просит отменить решение суда по мотиву незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке были извещены надлежащим образом, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, Благовещенской межрайонной прокуратурой в июне 2017 года во исполнение п. 18 плана работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы в деятельности поднадзорных органов местного самоуправления.
В ходе проверки деятельности муниципалитета в данном направлении деятельности выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных п.п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», иными подзаконными нормативными актами в рассматриваемой сфере деятельности. Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексного плана, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.
По результатам проверки дата в адрес главы сельского поселения внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения федерального закона.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора, указав, что органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексного плана, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, бездействие администрации сельского поселения Удельно-Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, ведет к нарушению требований законодательства, ущемлению прав граждан на безопасность в случае совершения террористического акта.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку им правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия по формированию комплексного плана в пределах муниципального образования относятся к компетенции органа исполнительной власти субъекта, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в решении суда им дана правильная правовая оценка.
Согласно п. "а" ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Формирование и утверждение мероприятий комплексного плана противодействия идеологии терроризма, не освобождает органы местного самоуправления от формирования перечня таких объектов на территории своего муниципального образования. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только органов власти субъекта, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что во исполнение закона о противодействии коррупции в сельском поселении Удельно-Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан принята и действует муниципальная программа по профилактике терроризма, экстремизма и правонарушений, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также злоупотребления спиртными напитками, борьбе с преступностью, в соответствии с которой определен перечень мероприятий и их финансирование, также организован комплекс мер, направленных на предупреждение возможных террористических угроз, не свидетельствует о незаконности судебного постановления, поскольку достижение полной антитеррористической защищенности может осуществляться лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы сельского поселения Удельно-Дуванейский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи Н.А. Александрова
В.В. Минеева
Справка: судья Гарипова С.И.