ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4739/18 от 13.09.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Шамильский районный суд РД судья М.Р. Хайбулаев

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2018 года, по делу /2018, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хираева Ш.М., судей Джарулаева А-Н.К., Хаваева А.Г., при секретаре Муртазаалиевой П.Х., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РД к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> (далее МО СП «<адрес>»):

- о признании бездействия, выразившегося в неисполнении требований градостроительного законодательства по разработке и утверждению правил землепользования и застройки территории сельского поселения, нормативов градостроительного проектирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальные земельные участки;

- обязании в установленном порядке разработать и утвердить правила землепользования и застройки территории сельского поселения, нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организовать проведение государственной регистрации права собственности на земельные участки находящихся в границах МО СП «сельсовет Батлухский»,

по апелляционной жалобе главы МО СП «<адрес>» ФИО5 на решение Шамильского районного суда от <дата>, которым постановлено:

удовлетворить административное исковое заявление прокурора <адрес> РД в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие администрации МО СП «<адрес>», выразившееся в неисполнении требований градостроительного законодательства по разработкеи утверждению правил землепользования и застройки территории сельского поселения, нормативов градостроительного проектирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на муниципальные земельные участки.

Обязать администрацию МО СП «<адрес>» в установленном порядке разработать и утвердить правила землепользования и застройки территории сельского поселения, нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организовать проведение государственной регистрации права собственности на земельные участки находящихся в границах МО СП «<адрес>».

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения прокурора ФИО7, судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с приведенным выше административным иском, ссылаясь, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления градостроительного законодательства в области правил землепользования и законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проверки установлено, что между администрацией MP «<адрес>» и администрацией МО СП «<адрес>» заключено соглашение о передаче части полномочий муниципального района, в том числе полномочий по утверждению правил землепользования и застройки сельского поселения.

Однако, в нарушение требований федерального законодательства, в частности:

- ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) о документах территориального планирования муниципальных образований, которыми, в том числе являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; - ч. 1 ст. 20 ГрК РФ об утверждении схемы территориального планирования муниципального района, в том числе внесение в схему изменений, представительным органом местного самоуправления муниципального района; - ст. 24 ГрК РФ об утверждении генерального плана поселения, в том числе внесение изменений в такой план, представительным органом местного самоуправления поселения и принятия решения о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения;

- п. 20 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об отнесении к вопросам местного значения муниципального района утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами);

- ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о заключении органами местного самоуправления муниципального района соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

- п. 2 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ об отнесении к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

- ч. 1 ст. 29.4 ГрК РФ об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования и внесенных в них изменений представительным органом местного самоуправления;

- ч. 8 ст. 29.4 ГрК РФ об установлении муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса, порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них;

- п. 8 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ об отнесении к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности, в числе других, разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

- п. 6.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений… в числе других обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством РФ;

- п.1 ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ и п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ об отнесении в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработки и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) об осуществлении органами местного самоуправления управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

- ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому одним из условий предоставления фондом финансовой поддержки за счет своих средств является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов), и находятся на территориях муниципальных образований;

- ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ о ведении органами местного самоуправления реестров муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти -

администрацией МО СП «<адрес>» не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки территории поселения, нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры, муниципальные программы в области энергосбережения.

С решением суда, которым административный иск прокурора удовлетворен, не согласился глава МО СП «<адрес>» ФИО1 С.М.

В поданной им апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, в частности, в связи с отсутствием финансирования на устранение нарушений законодательства, указанных в решении суда.

В письменных возражениях прокурор <адрес>ФИО6 и в суде апелляционной инстанции прокурор ФИО7 с доводами апелляционной жалобы не согласились, указав на законность принятого судом решения.

На основании статей 150 и 307 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие извещенного о времени и месте судебного заседания представителя администрации МО СП «<адрес>».

Проверив материалы дела и законность и обоснованность судебного решения согласно ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё в совокупности с исследованными по делу доказательствами, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В силу ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Так, ч. 1 ст. 18 ГрК РФ предусматривается, что документами территориального планирования муниципальных образований, в том числе, являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений.

Согласно ч. 1 ст. 20 ГрК РФ схемы территориального планирования муниципального района, в том числе внесение в схему изменений, утверждаются представительным органом местного самоуправления муниципального района.

На основании п. 20 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

Согласно ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения и решение о подготовке проекта генерального плана, и решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесено утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений (п. 2 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ); - утверждение местных нормативов градостроительного проектирования и внесенных в них изменений представительным органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 29.4 ГрК РФ); - установление муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса, порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них (ч. 8 ст. 29.4 ГрК РФ); - разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений (п. 8 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ)

По п. 6.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений… в числе других обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

По п.1 ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ и п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому одним из условий предоставления фондом финансовой поддержки за счет своих средств является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов), и находятся на территориях муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключить соглашение с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Установлено, что между администрацией MP «<адрес>» и администрацией МО СП «<адрес>» заключено соглашение о передаче части полномочий муниципального района, в том числе полномочий по утверждению правил землепользования и застройки сельского поселения.

Однако, проведенная органами прокуратуры проверка, как установлено судом, показала, что в нарушение требований приведенных правовых положений административным ответчиком - администрацией МО СП «<адрес>» до настоящего времени не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки территории поселения, нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры, муниципальные программы в области энергосбережения. Также надлежащим образом не ведётся реестр муниципального имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что не исполнение административным ответчиком указанных вопросов местного значения может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, на качественное развитие систем коммунальной инфраструктуры, на предоставление земельного участка, получение разрешения на строительство. Отсутствие реестра муниципального имущества приводит к бесконтрольному использованию муниципального имущества.

Выводы суда первой инстанции об этом правильны, основаны на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствуют установленным судом обстоятельствам дела.

Поскольку указанное затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с указанными требованиями.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии финансовых возможностей на указанные цели не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку приведенное выше законодательство не связывает выполнение его требований с финансовыми возможностями.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматриваются.

Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шамильского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО СП «<адрес>» ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи