Судья Кобцев В.А. апелляционное дело № 33а-4772/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 августа 2020 года г.Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
Председательствующего Волкова А.Е.
судей Погорельцевой Т.В., Степановой М.Г.
при секретаре Калининой Д.О.
с участием прокурора Зоричевой Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-241/2020 по апелляционной жалобе акционерного общества «Югра-Экология» на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 мая 2020 года по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации городского поселения Зеленоборск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействующим в части постановления от 29 декабря 2018 года № 183/НПА «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Зеленоборск от 03 мая 2018 года № 51 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Зеленоборск», которым суд акционерному обществу «Югра-Экология» в удовлетворении заявленных требований отказал.
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя акционерного общества «Югра-Экология» ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия постановления администрации г.п. Зеленоборск № 183 от 29 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации Зеленоборск от 03 мая 2018 года № 51 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории г.п. Зеленоборск» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, которым административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в сторону их уменьшения по многоквартирным и индивидуальным жилым домам. С постановлением административный истец не согласен, полагая, что при его принятии использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 269, что влечет его недействительность. Также указало, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.п. Зеленоборск оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в ХМАО-Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 21 октября 2016 года № 559-рп» (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы. Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 07 декабря 2018 года № 647-рп в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории г.п. Зеленоборск Советского района. Изменение нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием административным ответчиком постановления от 03 мая 2018 года № 51 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории г.п. Зеленоборск». В соответствии с п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Между тем, по прошествии менее 1 года после последнего изменения нормативов накопления и внесения изменений в Терсхему, административным ответчиком было принято новое постановление, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим постановлением № 51 от 03 мая 2018 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку. Указанное изменение повлекло для административного истца возникновение убытков за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1 991 039,80 рублей.
Впоследствии административным истцом заявлено об уточнении требований административного иска, заявлено требование о взыскании с административного ответчика судебных расходов в размере 4 500 руб. (л.д.47,48).
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признал.
Прокурор в заключении указал, что административным истцом объективных и достоверных доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением не представлено, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда акционерное общество «Югра-Экология» не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, полагая, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению. Повторяя доводы административного искового заявления и позицию, изложенную представителем в суде первой инстанции, указало, что представленные административным ответчиком замеры объема и массы ТКО после принятия постановления от 29 декабря 2018 года № 183 не отвечают требованиям Правил и Методических рекомендаций определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции администрация г.п. Зеленоборск не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена. На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п.4 ст.24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ Закона об отходах производства и потребления правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории ХМАО-Югры, что следует из соглашения № 25, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 02 апреля 2018 года.
Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона ХМАО - Югры от 17 ноября 2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры отдельными государственными
полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».
03 мая 2018 года администрацией г.п. Зеленоборск на основании приказа Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2017 года N 38-п-162 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" принято постановление № 51 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории г.п. Зеленоборск», в том числе для многоквартирных домов на 1 проживающего 170,674 кг./год; 1,825 куб.м./год и для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 267,859 кг/год; 2,575 куб.м./год (л.д.18-19).
29 декабря 2019 года администрацией г.п. Зеленоборск принято постановление № 183 «О внесении изменений в постановление администрации г.п. Зеленоборск от 03 мая 2018 года № 51 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории г.п. Зеленоборск», которым административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в сторону их уменьшения в отношении многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
По мнению административного истца, постановление от 29 декабря 2018 года № 183/НПА принято органом местного самоуправления с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с пунктом 4 названных правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций №524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций №524/пр замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Суд первой инстанции, проверив и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, в том числе расчет нормативов накопления ТКО на территории г.п. Зеленоборск, утвержденный Главой поселения 21 февраля 2020 года, пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления указанным Правилам и Методическим рекомендациям определения нормативов накопления ТКО, кроме этого мотивировал отказ в удовлетворение административного иска прекращением действия оспариваемого нормативного правового акта в связи с принятием административным ответчиком 21.02.2020 года постановления №19.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться ввиду следующего.
Из представленных административным ответчиком письменных доказательств следует, что определение нормативов накопления ТКО многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, малоэтажных жилых домов блокированной застройки на территории г.п. Зеленоборск, осуществлялось путем фактических замеров по конкретным адресам многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов и малоэтажных жилых домов блокированной застройки на территории г.п. Зеленоборск в период с 22 апреля 2019 года по 08 декабря 2019 года с внесением соответствующих сведений в сводные сезонные ведомости определения нормативов ТКО (т.1, л.д.146-163), тогда как оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией г.п. Зеленоборск 29 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах, поскольку возможность использования при установлении нормативов накопления ТКО сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, действующим законодательством не предусмотрена, в отсутствие доказательств осуществления соответствующих замеров по конкретным адресам многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов и малоэтажных жилых домов блокированной застройки на территории г.п. Зеленоборск при определении нормативов накопления ТКО для объектов общественного назначения в 2018 году, судебная коллегия считает установленным факт нарушения административным ответчиком порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предусмотренного нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из объяснений, данных в судебном заседании представителем администрации г.п. Зеленоборск, основанием для изменения нормативов накопления ТКО явились рекомендации администрации Советского района и нормативы, действующие на территории городского поселения в 2012 году, при этом какое-либо нормативно-правовое обоснование принятого решения органом местного самоуправления приведено не было (т.2 л.д.42 обор. сторона, л.д.43).
Уменьшение административным ответчиком в нарушение установленного порядка норматива накопления ТКО повлекло изменение единого тарифа на коммунальную услугу, что привело к пропорциональному изменению дохода АО «Югра-Экология» (л.д.33).
Вопреки выводу суда первой инстанции, прекращение действия оспариваемого нормативного правого акта в связи с принятием нового постановления от 21.02.2020 года № 19, не препятствует его обжалованию в судебном порядке и не является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия находит требования АО «Югра-Экология» о признании оспариваемого нормативного правового акта принятым с существенным нарушением в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных и индивидуальных жилых домов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта признаются недействующими, судебная коллегия исходит из того, что данные правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных АО «Югра-Экология» требований.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 мая 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации городского поселения Зеленоборск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 183 от 29 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Зеленоборск от 03 мая 2018 года № 51-п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Зеленоборск» в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
Взыскать с администрации городского поселения Зеленоборск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в суд в размере 4500 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Обязать административного ответчика опубликовать настоящее решение суда в бюллетени «Вестник Зеленоборска» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий А.Е. Волков
Судьи Т.В. Погорельцева
М.Г. Степанова