ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-477/20 от 13.08.2020 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Айманова Е.В. Дело № 33а-477/2020

номер дела в суде первой инстанции 2а-7/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 августа 2020 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.

судей – Кокшаровой Е.А., Ялбаковой Э.В.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе председателя Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, апелляционной жалобе и дополнению к ней ФИО2 на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 января 2020 года, которым

удовлетворено в части административное исковое заявление ФИО2 к председателю Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, Совету депутатов муниципального образования «Улаганский район» о признании решения совместного заседания постоянных комиссий незаконным, об обязании постоянных комиссий одобрить предложение депутатов, председателя Совета депутатов включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии кандидатуру ФИО2, отмене решения Совета депутатов от 24 декабря 2019 года №9-6, распоряжения Совета депутатов от 25 декабря 2019 года №39.

Признано незаконным решение совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» четвертого созыва от 11 октября 2019 года №88 «О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район»» «О кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район».

Отменено решение Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 24 декабря 2019 года №9-6 «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» ФИО3».

На постоянные комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» возложена обязанность одобрить предложение депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» «О выдвижении кандидатуры ФИО2» на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район».

На председателя Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1 возложена обязанность включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» вопрос «О выдвижении кандидатуры ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» после вступления в законную силу решения суда.

Отказано в удовлетворении требования об отмене распоряжения от 25 декабря 2019 года №39 Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» «О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район».

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к председателю Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, Совету депутатов муниципального образования «Улаганский район» о признании незаконным решения совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» четвертого созыва от 11 октября 2019 года №88 «О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район»» «О кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район»; отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 24 декабря 2019 года «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» ФИО3; обязании постоянные комиссии по бюджету и предпринимательству, промышленности и по законности, правопорядку Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» одобрить предложение депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» «О выдвижении кандидатуры ФИО2» на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район»; обязании председателя Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1 включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» вопрос «О выдвижении кандидатуры ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» после вступления в законную силу решения суда; отмене распоряжения от 25 декабря 2019 года №39 Совета депутатов МО «Улаганский район» «О прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район». ФИО2 указывает, что 20 сентября 2019 года письменно уведомила о том, что 02 октября 2019 года истекает срок ее полномочий на должности председателя Контрольно-счетной палаты МО «Улаганский район», а 26 сентября 2019 года обратилась к председателю Совета депутатов МО «Улаганский район» с просьбой о рассмотрении ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Улаганский район», но ответ не представлен. 04 октября 2019 года ФИО2 обратилась к председателю Совета депутатов МО «Улаганский район» ФИО1, председателю постоянной комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности ФИО5 и председателю постоянной комиссии по законности и правопорядку ФИО6 с просьбой рассмотреть ее кандидатуру, выдвинутую 11 депутатами Совета депутатов МО «Улаганский район», на заседании постоянных комиссий. 11 октября 2019 года на заседании постоянных комиссий кандидатуру ФИО2 не допустили к рассмотрению, поскольку не предоставлены документы за 2 месяца до истечения срока полномочий согласно п.3 ст.5 Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район». Совет депутатов муниципального образования «Улаганский район не работал, ФИО1 находился в отпуске, консультант была уволена в связи с работой секретарем в ТИК Улаганского района, главный специалист отсутствовал на работе, кабинет был постоянно закрыт. Порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя Контрольно-счетной палаты устанавливается нормативным правовым актом или регламентом, которые должны быть разработаны.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого в части удовлетворения требований истца просит председатель Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, указывая, что кандидатура ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» 11 октября 2020 года рассмотрена на совместном заседании постоянных комиссий по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» четвертого созыва. Решение принято большинством голосов от общего числа депутатов, участвующих в заседании. Принятие решения о назначении лица на должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования также отнесено к исключительному ведению депутатов муниципального образования. Суд фактически вмешался в деятельность представительного органа местного самоуправления, что недопустимо. Муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности контрольно-счетных органов местного самоуправления, относятся к информации о деятельности органов местного самоуправления, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина не регулируют, правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, не устанавливают, поэтому на указанные нормативные правовые акты не распространяется требование федерального законодателя об обязательном их опубликовании (обнародовании). ФИО2 5 лет проработав в должности председателя КСП, была ознакомлена со всеми редакциями положений о контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район». Суд по своему усмотрению необоснованно признал не вступившими в законную силу и не имеющими юридическую силу решение Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» № 28/6 от 23 марта 2018 года «Об утверждении Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район» и решение №1-11 от 19 сентября 2018 года «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район». В отсутствие Порядка рассмотрения кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования и Положения «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район» с учетом норм действующего федерального законодательства права лиц не нарушены. Уполномоченными субъектами какие-либо иные лица, кроме ФИО3 на данную должность своевременно не выдвигались, а кандидатура ФИО2 внесена депутатами уже после истечения срока ее полномочий. Напротив нарушены права ФИО3, так как ею соблюдена вся процедуру для того, чтобы быть выдвинутой и назначенной на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район». Со стороны ФИО2 усматривается злоупотребление своим правом.

ФИО4 в апелляционной жалобе и дополнению к ней просит об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований, указывая, что распоряжение №39 от 25 декабря 2019 года подлежит отмене, поскольку судом отменено решение Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 24 декабря 2019 года №9-6 и ФИО2 должна была продолжить исполнять свои обязанности до назначения нового председателя КСП РА. В случае незаконного увольнения работника, он должен быть восстановлен на работе. Трудовой договор с ней не был заключен, трудовые отношения должны регулироваться специальными законами, Трудовой кодекс РФ в данном случае не подлежит применению. Увольнение по п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ как основание прекращения трудового договора применимо лишь к тем работникам, с которыми трудовой договор был заключен в связи с избранием их на должность на определенный срок, в том числе по результатам конкурса. ФИО2 в конкурсе не участвовала, так как не была допущена в связи с отклонением ее кандидатуры. В пояснительной записке к решению постоянных комиссий Совета депутатов от 11 октября 2019 года №8-5 основанием рассмотрения кандидатуры и допуска ФИО3 на должность председателя КСП указано на Положение, которое не имело юридической силы. Ответчик злоупотребил правом, издав одновременно решение №1-11 от 19 сентября 2018 года в трех разных вариантах. Прокуратурой Улаганского района РА направлено два протеста в адрес Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» о приведении в соответствие решения Совета депутатов федеральному законодательству, ведется следствие по вопросу фальсификации доказательств в суде должностными лицами Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» по ст.ст. 303, 327 УК РФ.

Проверив дело в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке ч.2 ст.308 КАС РФ, дополнительные документы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 02 октября 2014 года по 25 декабря 2019 года ФИО2 являлась председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район, при этом ее полномочия истекали 02 октября 2019 года.

31 июля 2019 года председатель Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, руководствуясь ст.6 Федерального закона № 6-ФЗ от 07 февраля 2011 года и п.п. 2, 3 ст. 5 Положения «О контрольно-счетной палате МО «Улаганский район» внес в Совет депутатов муниципального образования «Улаганский район» предложение о кандидатуре ФИО3 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», согласованной с председателем Контрольно-счетной палаты Республики Алтай.

20 сентября 2019 года председатель Контрольно-Счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» ФИО2 уведомила Совет депутатов муниципального образования «Улаганский район» об истечении срока ее полномочий 02 октября 2019 года.

26 сентября 2019 года ФИО2 обратилась с заявлением на имя председателя Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1 о рассмотрении ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-Счетной палаты муниципального образования «Улаганский район».

04 октября 2019 года ФИО2 обратилась на имя председателя Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, председателя постоянной комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности ФИО5 и председателя постоянной комиссии по законности и правопорядку ФИО9 с заявлением о рассмотрении ее кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», выдвинутой депутатами Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район», приложив предложение о выдвижении кандидатуры ФИО2 на должность председателя Контрольно-Счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», подписанное группой депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» 04 октября 2019 года.

11 октября 2019 года состоялось совместное заседание постоянных комиссий по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» четвертого созыва, на котором утверждена повестка очередной сессии, проверены поступившие заявления и предложения по кандидатурам на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» для внесения на очередную сессию для назначения на должность председателя. Решением совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 11 октября 2019 года предложение группы депутатов Совета депутатов МО «Улаганский район» «О кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» отклонено. Из пояснительной записки к указанному решению следует, что в соответствии с п.3 ст.5 Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район», утвержденного решением сессии Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» №1-11 от 19 сентября 2018 года, кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» представляются в представительный орган муниципального образования не позднее чем за два месяца до истечения полномочий действующего председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район». Учитывая нарушение сроков подачи, а также (по заявлению ФИО2) за отсутствием субъекта выдвижения комиссия не может рекомендовать Совету депутатов муниципального образования «Улаганский район» рассмотреть настоящее предложение на очередной сессии.

Решением №9-6 от 24 декабря 2019 года Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» по результатам голосования ФИО3 назначена председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район».

Должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», которую замещала истица, является муниципальной должностью, и она не являлась муниципальным служащим. Отношения, возникающие в связи с исполнением лицом полномочий по муниципальной должности, не носят характер трудовых в том смысле, в каком трудовые отношения понимаются в Трудовом кодексе Российской Федерации.

В этой связи правильным является вывод суда о том, что требования ФИО2 вытекают из публичных правоотношений и должны рассматриваться по нормам и правилам КАС РФ.

Разрешая заявленные требования по существу, первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения предложения депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район»» о кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» и о рекомендации кандидатуры ФИО3 на указанную должность, в соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» не был разработан и принят Порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, поскольку Положения «О контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район», содержащие требования о сроке подачи заявления, не имели юридической силы, что повлияло на выдвижение и рассмотрение кандидатур. Суд пришел к выводу о нарушении права административного истца быть избранным на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», признав незаконным решение совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» четвертого созыва от 11 октября 2019 года №88 «О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район»» «О кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» и отменив решение Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 24 декабря 2019 года №9-6 «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» ФИО3».

Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч.ч. 1, 2 ст. 46).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению, незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия) и решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Согласно ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).

В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 38 Закона №131-ФЗ).

Частью 1 ст. 7 Федерального закона №25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п.3 ст. 2 Закона Республики Алтай №26-РЗ от 18 апреля 2008 года «О муниципальной службе в Республике Алтай» установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами (п.2 ст. 2 Закона Республики Алтай №26-РЗ от 18 апреля 2008 года).

Общие принципы организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона №6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (ч. 2).

Частью 3 ст. 5 указанного Федерального закона определено, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 6 Федерального закона № 6-ФЗ предусмотрено, что председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (п.6). Предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (п.9).

Согласно ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.

На основании ст. 57 Устава муниципального образования «Улаганский район», утвержденного Решением Совета депутатов № 11-4 от 26 февраля 2015 года контрольно-счетная палата муниципального образования – орган местного самоуправления, осуществляющий контрольные функции. Порядок формирования, структура контрольно-счетной палаты, ее компетенция, полномочия и порядок деятельности определяются полномочием, утвержденным Советом депутатов. Председатель контрольно-счетной палаты назначается Советом депутатов, срок полномочий председателя контрольно-счетной палаты составляет 5 лет. Аналогичные положения были предусмотрены в ст. 56 Устава муниципального образования «Улаганский район» от 27 мая 2005 года № 19-1.

Контрольно-счетная палата муниципального образования «Улаганский район» образована решением Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 10 апреля 2014 года №6-2 «О создании Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», опубликованным в официальном печатном издании - районной газете «ФИО7 солундары» № 16 (600) от 12 апреля 2014 года.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 10 апреля 2014 года №6-3, опубликованным в официальном печатном издании - районной газете «ФИО7 солундары» № 16 (600) от 12 апреля 2014 года, утверждено положение «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район».

Согласно п. 1 ст. 1 Положения контрольно-счетная палата муниципального образования «Улаганский район» является юридическим лицом, постоянно действующим органом внешнего финансового контроля, учредителем является Совет депутатов муниципального образования «Улаганский район».

Согласно ст. 4 этого же Положения председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» замещает муниципальную должность, срок его полномочий составляет 5 лет (п.п.2, 4).

Согласно ст. 5 указанного Положения председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» назначается на должность представительным органом муниципального образования. Кандидатуры на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» предоставляются в представительный орган муниципального образования не позднее чем за два месяца до истечения полномочий действующего председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район».

Анализ приведенных выше нормативных положений свидетельствует о том, что порядок замещения должности председателя контрольно-счетного органа (включая установление квалификационных требований для замещения указанной должности) имеет специальное правовое регулирование.

Довод о невозможности применения к спорным правоотношениям «Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район», утвержденного решением сессии Совета депутатов №6-3 от 10 апреля 2014 года, ввиду несоблюдения порядка его официального опубликования, проверялся судом и был необоснованно отклонен.

Отклоняя указанный довод, суд, сослался на ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего спора.

Судебная коллегия находит, что вывод суда об отсутствии юридической силы вышеуказанного Положения построен на неправильном толковании норм материального права и не соответствует положениям ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Положения), согласно которой муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Согласно ст.8 Устава муниципального образования «Улаганский район» от 27 мая 2005 года № 19-1, действовавшего на момент принятия указанного Положения, правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в районной газете «ФИО7 солундары».

Материалами дела подтверждено и истцом не опровергнуто, что решение Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 10 апреля 2014 года №6-3 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район» обнародовано в средствах массовой информации – газете «ФИО7 солундары».

В период издания данного решение не предусматривалось публикации решения с положением, утверждаемым данным решением в полном объеме, а была установлена обязанность публиковать само решение. Поэтому Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район», утвержденное до принятия в 2015 году нового Устава муниципального образования «Улаганский район», содержащего иные требования к вступлению в силу и порядку обнародования (опубликования) муниципальных правовых актов, не может быть признано судом недействующей вследствие того, что оно не было опубликовано.

При этом содержание ст. 5 нового Положения, предусматривающего порядок назначения на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» аналогично содержанию ст. 5 прежнего Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район» 2014 года, действовавшего на момент назначения на указанную должность ФИО2

Кроме того, данное положение явилось основанием для осуществления государственной регистрации Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» в качестве юридического лица.

В данном случае отсутствуют нарушения норм ст. 8 Устава муниципального образования «Улаганский район» от 27 мая 2005 года № 19-1 и вышеуказанных положений федерального законодательства, что свидетельствует о вступлении в силу решения Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 10 апреля 2014 года №6-3 как официально опубликованного (обнародованного), которое не было признано незаконным в установленном законом порядке.

Вывод суда первой инстанции относительного того, что указанное Положение не может применяться к рассматриваемым правоотношениям противоречит его же выводам относительно порядка вступления в силу муниципальных правовых актов и не соотносится с требованиями истца, поскольку ФИО2 с 2014 года являясь председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район», в своей деятельности руководствовалась данным Положением и не могла не знать о его содержании.

Предложение о кандидатуре ФИО2 на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, замещающего муниципальную должность, внесено уполномоченными субъектами в представительный орган муниципального образования с нарушением срока, установленного нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ст.5 Положения «О Контрольно-счетной палате муниципального образования «Улаганский район», утвержденном Решением Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 10 апреля 2014 года №6-3).

Положения ч.7 и ч.8 ст. 6 Федерального закона №6-ФЗ предусматривают, что предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, замещающего муниципальную должность, непосредственно вносятся уполномоченными субъектами в представительный орган муниципального образования. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом представительного органа муниципального образования (ч.10).

В соответствии со ст. 26 Устава муниципального образования «Улаганский район» Совет депутатов образует из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его ведению.

Порядок образования, работы, проведения заседаний и принятия решений постоянных комиссий установлен в главе 5 Регламента Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район», утвержденного решением Совета депутатов № 29-8 от 22 мая 2018 года.

Из материалов дела усматривается, что решение по кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» принято на совместном заседании постоянных комиссий по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов 11 октября 2019 года с соблюдением установленных требований к порядку принятия и форме данного акта. Кворум при принятии оспариваемого решения имелся, решение принято большинством голосов. Указанное решение не противоречит Уставу муниципального образования «Улаганский район», Регламенту Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район», утвержденному решением Совета депутатов № 29-8 от 22 мая 2018 года.

Таким образом, предусмотренная законом совокупность условий, влекущая признание незаконным Решения совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» четвертого созыва от 11 октября 2019 года №8-8 по делу отсутствует.

Решение Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» от 24 декабря 2019 года №9-6 «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» ФИО3» принято с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и форме данного акта. Кворум при принятии оспариваемого решения имелся. Решение принято большинством голосов (10 депутатов от установленной численности 19 депутатов). ФИО3 прошла предусмотренную законом процедуру для определения ее соответствия этой должности и отбор среди других кандидатов.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции, не нарушает принципов организации и функционирования местного самоуправления, в том числе и права административного истца быть избранным в органы местного самоуправления, учитывая безусловную необходимость соблюдения установленной процедуры реализации такого права.

Соответственно, нет оснований и для удовлетворения производных требований о возложении обязанности одобрить предложение депутатов Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» «О выдвижении кандидатуры ФИО2» на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район» и включить указанный вопрос в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район».

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции изложенное не учел и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права, в силу чего в соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене в данной части с принятием по делу нового решения.

Таким образом, административные исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворения, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО2 исходя из установленных обстоятельств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 января 2020 года отменить в части, которой удовлетворены административные исковые требования ФИО2 к председателю Совета депутатов МО «Улаганский район» ФИО1, Совету депутатов МО «Улаганский район» о признании незаконным решения совместного заседания постоянных комиссий Совета депутатов МО «Улаганский район» четвертого созыва от 11 октября 2019 года №88 «О рассмотрении предложения депутатов Совета депутатов МО «Улаганский район»» «О кандидатуре ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Улаганский район»; в части отмены решения Совета депутатов МО «Улаганский район» от 24 декабря 2019 года №9-6 «О назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Улаганский район» ФИО3»; а также возложении на постоянные комиссии по бюджету, предпринимательству и промышленности, по законности и правопорядку Совета депутатов МО «Улаганский район» обязанности одобрить предложения депутатов Совета депутатов МО «Улаганский район» «О выдвижении кандидатуры ФИО2» на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Улаганский район»; также возложении на председателя Совета депутатов МО «Улаганский район» ФИО1 обязанности включить в повестку и вынесению на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов МО «Улаганский район» вопроса «О выдвижении кандидатуры ФИО2 на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Улаганский район».

В указанной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 к председателю Совета депутатов МО «Улаганский район» ФИО1, Совету депутатов МО «Улаганский район» о признании решения совместного заседания постоянных комиссий незаконным, об обязании постоянных комиссий одобрить предложение депутатов, а председателя Совета депутатов включить в повестку и вынести на рассмотрение ближайшей сессии кандидатуру ФИО2, об отмене решения Совета депутатов от 24 декабря 2019 года №9-6, отказать.

В остальной части решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Совета депутатов муниципального образования «Улаганский район» ФИО1, апелляционную жалобу и дополнение к ней ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи Е.А. Кокшарова

Э.В. Ялбакова