ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4819/19 от 20.06.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

33а-4819/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 20 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей областного суда Матыциной Е.И., Кудряшова В.К.,

при секретаре Кумпееве Ч.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Великановой Ю.И. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации,

по апелляционной жалобе представителя Семенова В.И. - Сердюк А.А. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия

установила:

Семенов В.И., действуя через своего представителя Сердюк А.А., обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под строительство цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, общей площадью 10 000 кв. м, адрес: (адрес) земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала . Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

24 января 2018 года между ним и администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области заключено соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной собственности и его земельного участка.

В результате перераспределения образовался земельный участок с
кадастровым номером .

9 февраля 2018 года административный истец обратился в Управление
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Оренбургской области за регистрацией права собственности на вновь
образованный земельный участок.

18 апреля 2018 года административным ответчиком в адрес истца было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, в котором указано на необходимость представления соглашения о перераспределении земель, подписанного администрацией муниципального образования Ленинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 23 октября 2018 года уведомление о приостановлении регистрации права от 18 апреля 2018 года признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления Семенова В.И. о переходе права собственности на земельный участок.

11 декабря 2018 года государственная регистрация права была повторно приостановлена.

Просит признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации от 11 декабря 2018 года.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Великанова Ю.И.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 марта 2019 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представителем Семенова В.И. - Сердюк А.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении административных исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - Сердюк А.А. апелляционную жалобу поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе.

Иные лица, участвующие в деле в судебное разбирательство не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких

2

обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенное действие (бездействие) соответствуют закону.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закона о государственной регистрации недвижимости) к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указаны пункте 2 части 2 статьи 14 вышеуказанного закона.

На основании ч. 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрено ст.29 вышеуказанного Закона.

Основания для приостановления государственной регистрации и для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав содержатся в ст. 26, 27 упомянутого Закона.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Семенову В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под строительство цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, по адресу: (адрес), земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала . Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

24 января 2018 года между Семеновым В.И. и администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области заключено соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Семенову В.И. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации МО Ленинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от 7 июля 2016 года №414-п.

В результате вышеуказанного перераспределения образовался участок с кадастровым номером общей площадью 24 038 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под строительство цеха по переработке сельскохозяйственной продукции, который по условиям соглашения был передан в собственность Семенову В.И.

Семенов В.И. обратился в Управление государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на образованный в результате перераспределения земельный участок, приложив к заявлению постановление администрации МО Ленинский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от 7 июля 2016 года №414-п, соглашение о перераспределении земельного участка от 24 января 2018 года.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 18 апреля 2018 года приостановлено осуществление действий по заявлению Семенова В.И. в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку представленные документы подписаны неправомочными лицами.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 23 октября 2018 года вышеуказанное уведомление о приостановлении регистрации права от 18 апреля 2018 года было признано незаконным, на ответчика возложена обязанность повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления Семенова В.И. о переходе права собственности на земельный участок.

11 декабря 2018 года после проведенной правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором Великановой Ю.И. государственная регистрация перехода права собственности была приостановлена со ссылкой на ст.11.7, ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем указано в уведомлении .

Полагая указанное уведомление от 11 декабря 2018 года незаконным, Семенов В.И. обратился в суд с административным иском.

Порядок образования земельных участков путем перераспределения указан в статье 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации

В соответствии с ч.3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании нового объекта недвижимости закреплены в нормах ст. 41 Закона №218-ФЗ в соответствии с пунктом 3 части 11 который государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляется на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается

исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска, поскольку указанный в ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перечень оснований для перераспределения земель, является исчерпывающим. Заявленный на регистрацию в результате перераспределения земельный участок образован из земель сельскохозяйственного назначения, что не предусмотрено перечнем ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем уведомление о приостановлении государственной регистрации соответствует нормам действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, уведомление о приостановлении государственной регистрации соответствует закону, принято административным органом в пределах предоставленной компетенции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предусмотренные законом основания для приостановления государственной регистрации права отсутствуют, поскольку Семеновым В.И. представлены все необходимые для государственной регистрации прав документы, судебной коллегией отклоняются, поскольку судом первой инстанции достоверно установлено, что в рассматриваемом случае препятствием для проведения регистрации является то обстоятельство, что заявленный на регистрацию права в результате перераспределения земельный участок относится к землям сельхозназначения. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности допускается только в случаях, указанных в ч.1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, указанный перечень является исчерпывающим.

В данном случае перераспределение земельного участка, принадлежащего административному истцу из земель сельхозназначения, с видом разрешенного использования - под строительство цеха по переработке сельскохозяйственной продукции не допустимо, за исключением перераспределения земельных участков в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом межевания территории, который является приоритетным документом, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ по отношению к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Пункты 2, 3 и 4 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом категории земельного участка – земли сельхозназначения и вида разрешенного использования, вопреки доводам представителя административного истца, к возникшим правоотношениям не применимы, в

связи с чем государственная регистрация права правомерно приостановлена в связи с предоставлением на регистрацию документов не соответствующих требованиям п.1 ст.39.28 ЗК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что первоначальное уведомление о приостановлении государственной регистрации от 18 апреля 2018 года признано незаконным, причины, препятствующие регистрации устранены, и регистратор обязан был провести регистрацию, несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вопреки указанным доводам, решением Ленинского районного суда от 23 октября 2018 года, вступившим в законную силу, незаконным признано уведомление о приостановлении государственной регистрации от 18 апреля 2018 года и на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Семенова В.И., вместе с тем обязанности осуществить государственную регистрацию по указанному заявлению Семенова В.И. на Управление вышеуказанным решением суда возложено не было.

При новом рассмотрении заявления Семенова В.И. и проведении правовой экспертизы документов, государственным регистратором установлено, что представленные документы на государственную регистрацию не соответствуют п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, потому государственная регистрация была приостановлена, что не противоречит ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, направлены на иное толкование действующего законодательства, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку все нормы материального права, на которые сослался суд, регулируют спорные правоотношения, правильно истолкованы и обоснованно применены при рассмотрении дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде

обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Семенова В.И. - Сердюк А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: