Судья: Дмитренко В.М.<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Капуста А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО1 на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного Департамента в <данные изъяты> при Верховном Суде Российской Федерации о восстановлении срока оспаривания протокола территориальной подкомиссии от <данные изъяты><данные изъяты> и Приказа <данные изъяты> от <данные изъяты>; признании преимущественного права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; признании незаконными и отмене протокола территориальной подкомиссии от <данные изъяты><данные изъяты> и Приказа <данные изъяты> от <данные изъяты> о снятии с учета для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения ФИО1; возложении на территориальную подкомиссию обязанности восстановить с <данные изъяты> на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по Постановлению Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> по пп."ж" п. 2 Правил в редакции по состоянию на 2014 год федерального государственного гражданского служащего, помощника судьи Арбитражного суда <данные изъяты> (ведущая группа категория "помощники, советники") ФИО1, <данные изъяты> года рождения,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, просила восстановить срока оспаривания протокола территориальной подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного департамента в <данные изъяты> (далее – территориальная подкомиссия) от <данные изъяты><данные изъяты> и Приказа Управления Судебного департамента в <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты> о снятии с учета для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения помощника судьи Арбитражного суда <данные изъяты> (ведущая группа категория "помощники "советники") ФИО1; признать за административным истцом преимущественное право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> по пп."ж" п. 2 Правил в редакции по состоянию на 2014 год; признать нзаконными и отменить протокол территориальной подкомиссии от <данные изъяты><данные изъяты> и Приказ <данные изъяты> от <данные изъяты> о снятии ее с учета для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения; возложить на территориальную подкомиссию обязанность восстановить с <данные изъяты> на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по Постановлению Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> по пп."ж" п. 2 Правил в редакции по состоянию на 2014 год федерального государственного гражданского служащего, помощника судьи Арбитражного суда <данные изъяты> (ведущая группа категория "помощники "советники") ФИО1, <данные изъяты> года рождения.
Считала оспариваемый протокол и приказ незаконными, поскольку продолжает проживать с тремя детьми в смежной комнате площадью 12,7 кв.м; в связи с изменением редакции одного из подпунктов пункта 2 Правил, основание, в соответствии с которым гражданский служащий был поставлен на учет для получения единовременной выплат, не подлежит пересмотру, а гражданский служащий не может быть снят с учета для ее получения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования заявленного административного иска поддержала.
Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен в части восстановления срока на обжалование решений. В остальной части требований отказано.
В апелляционной ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ссылаясь на его незаконность и не обоснованность, просит вынести новое решение об удовлетворении заявленных ей требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившееся лицо, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих, ФЗ от <данные изъяты> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусмотрена система государственных гарантий, включающих, в том числе, право на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная выплата).
В соответствии со п.4 статьи 53 «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от <данные изъяты> № 79-ФЗ, гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления гражданским служащим единовременной выплаты установлены Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (далее- Постановление), единовременная субсидия на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, социально-бытовое обслуживание которых осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации, предоставляется в соответствии с Правилами (далее- Правила), утвержденными Постановлением, Управлением делами Президента Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктами б, ж Правил, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров;
ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения. (в редакции, действовавшей до <данные изъяты>)
Усматривается, что административный истец ФИО1 с <данные изъяты> является федеральным государственным гражданским служащим, замещает должность помощника судьи Арбитражного суда <данные изъяты>, в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Согласно материалам учетного дела, решением жилищной комиссии Арбитражного суда <данные изъяты> от <данные изъяты>ФИО1 было отказано в принятии на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с п.п. б п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (т. 2, л.д. 28, 29).
Сведений о том, что данное решение было оспорено, в материалы дела не представлено.
Решением той же комиссии от <данные изъяты> документы помощника судьи ФИО1 направлены в Высший Арбитражный Суд РФ, для разъяснения и получения рекомендации о возможности принятия ФИО1 на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по пп. «ж» п. 2 Правил (проживание в смежной неизолированной комнате) (т.2. л.д. 49).
Решением комиссии по жилищным вопросам Высшего Арбитражного Суда РФ от <данные изъяты> признано правомерным решение территориальной подкомиссии Арбитражного суда <данные изъяты> о постановке на учет ФИО1 для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта «ж» пункта 2 Правил.
Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 была внесена в Список федеральных государственных служащих, нуждающихся в получении единовременной выплаты (субсидии) на приобретение жилого помещения. (Т. 1 л.д. 36-29)
Приказом Управления Судебного Департамента в <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ФИО1 была поставлена на учет с <данные изъяты> в Территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов общей юрисдикции и Управления Судебного Департамента в <данные изъяты> для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в составе семьи из четырех человек (т. 1 л.д. 30).
На момент постановки ФИО1 на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, согласно выписке из Протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, ФИО1, <данные изъяты> года рождения, замещала должность помощника судьи Арбитражного Суда <данные изъяты>, имела стаж государственной гражданской службы 10 лет 9 месяцев, была зарегистрирована в жилом помещении – квартире, площадью 104,1 кв.м, принадлежащем на праве собственности ее матери ФИО2, по адресу: <данные изъяты>, состоящей из трех изолированных комнат и 1-й смежной комнаты, в которой проживала ФИО1 с двумя несовершеннолетними детьми (т. 1 л.д. 24-25).
Из содержания указанного протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> следует, что совместно с административным истцом (ФИО1) в вышеуказанном жилом помещении – <данные изъяты> по названному адресу, были зарегистрированы: мать (ФИО2), брат (ФИО3), брат (ФИО4), племянница (ФИО5), сын ФИО1 (ФИО6, <данные изъяты> года рождения) и дочь ФИО1 (ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Основанием для постановки ФИО1 на учет территориальная подкомиссия указала п. ж п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>.
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> на основании п. 14 Правил, Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы, проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданскими служащими в соответствии с п. 6 Правил, о наличии условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет на получение единовременной выплаты, а также принимает решение о постановке гражданского служащего на учет.
Решением территориальной подкомиссии (протокол от <данные изъяты><данные изъяты>) ФИО1 была выбрана в качестве кандидата для возможного выделения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2017 году (т. 1 л.д. 34-38).
Как указывает административный истец, выписка из вышеуказанного протокола от <данные изъяты><данные изъяты>, не была отправлена в надлежащий срок в адрес работы административного истца - Арбитражного суда <данные изъяты>. Данный факт подтверждается письмом Арбитражного суда <данные изъяты><данные изъяты> № СП- 228 ( т. 1 л.д. 149).
Копия учетного дела ФИО1 была направлена в Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты> пп."ж" п. 2 Правил изложен в новой редакции, согласно которой единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий «…проживает в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и проживающих совместно с ними совершеннолетних детей, состоящих в браке) или в жилом помещении, в котором имеются смежные неизолированные комнаты и количество проживающих семей в котором равно или превышает количество комнат, независимо от размеров занимаемого жилого помещения».
В соответствии с письмом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <данные изъяты> №СД122/205 (т. 1 л.д. 45-46) копия учетного дела ФИО1 была возвращена в адрес Управления Судебного департамента в <данные изъяты> для уточнения территориальной подкомиссией оснований нахождения ФИО1 на учете в качестве нуждающейся в предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В соответствии с выпиской из Протокола <данные изъяты> от <данные изъяты> заседания территориальной подкомиссии ФИО1 была снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта «г» п. 19 Правил предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в связи с отсутствием оснований нахождения гражданской служащей на учете в качестве нуждающейся в предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (т. 1 л.д. 48-56).
Так, было выяснено, что в течение периода, когда ФИО1 находилась на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (с <данные изъяты> по январь 2017 года) ФИО1 вышла замуж за гражданина Республики Узбекистан ФИО8, который в жилом помещении, расположенном по адресу <данные изъяты>, совместно с административным истцом не зарегистрирован.
Также у ФИО1 родился ребенок ФИО9, <данные изъяты> года рождения.
Кроме того, брат ФИО1 – ФИО4, а также племянница ФИО1 - ФИО5 сняты с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты>.
Таким образом, по состоянию на январь 2017 года, в жилом помещении – <данные изъяты> по названному адресу были зарегистрированы 6 человек, а именно: - ФИО2 (мать ФИО1), ФИО1 (административный истец), несовершеннолетняя дочь истицы ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетний сын истицы ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетний сын истицы ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также брат истицы ФИО3
Как следует из содержания оспариваемого административным истцом решения территориальной подкомиссии от <данные изъяты> (Протокола <данные изъяты>), комиссия, рассмотрев документы, представленные ФИО1, пришла к выводу, что с момента постановки на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и до настоящего времени, изменился количественный состав семьи государственного служащего ФИО1, поскольку брат ФИО1 - ФИО4 и племянница ФИО1 – ФИО5, не зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу <данные изъяты> фактически в ней не проживают.
Также территориальной подкомиссией принято во внимание, что брат административного истца - ФИО4 имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу <данные изъяты>, общей площадью 82,8 кв.м.
Указанное обстоятельство подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от <данные изъяты> года <данные изъяты> (т. 1 л.д. 79).
Приказом Управления Судебного департамента в <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, на основании протокола территориальной подкомиссии от <данные изъяты><данные изъяты>, ФИО1 была снята с учета для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения на основании пп. «г» п. 19 Правил (т. 1 л.д. 58).
Руководствуясь положениями ст. 219 КАС РФ, поскольку материалы дела не содержат сведений о получении ФИО1 в установленный законом срок оспариваемых актов, суд пришел к выводу о восстановлении административному истцу срока на оспаривание протокола территориальной подкомиссии от <данные изъяты><данные изъяты> и Приказа <данные изъяты> от <данные изъяты>.
В соответствии с п. 4 Правил, к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство, что также было разъяснено письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от <данные изъяты><данные изъяты>/В-150.
В том случае, если гражданский служащий является членом семьи собственника жилого помещения, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв.м. (пп. "б" п. 2 Правил предоставления федеральным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения).
Согласно утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическим рекомендациям по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, следует учитывать, что семьей являются те лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство, при рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для предоставления единовременной выплаты по основаниям, указанным в подпункте «ж» пункта 2 Правил, один человек не может быть признан отдельной семьей.
Как видно из материалов дела, финансовый лицевой счет на указанную <данные изъяты> открыт на ее собственника – ФИО2, отдельно на каждую проживающую семью не разделен, зарегистрированные в квартире указаны как члены семьи.
Разрешая заявленные требования, суд с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ верно принял во внимание, что решения суда об установлении факта проживания ФИО1 разными семьями с ФИО3 не представлено.
С учетом изложенного, суд нашел верными доводы административного ответчика о том, что ФИО1, наряду с другими членами семьи, имеет право пользования всей квартирой 41 по указанному адресу в целом, а не частью данной квартиры в виде комнаты.
Доводы административного ответчика ФИО1 о том, что она (ФИО1) с детьми проживает отдельно от других членов семьи и ведет с ними раздельное хозяйство, живет в смежной комнате размером 12,7 кв.м., а потому подпадает под условия пп. «ж» п. 2 Правил, признаны судом несостоятельными, поскольку доказательств данных утверждений суду административным истцом не представлено.
Доводы ФИО1 о том, что ее брат ФИО4, приобретя право бессрочного пользования квартирой 41 по названному адресу в соответствии договором передачи <данные изъяты> от <данные изъяты> (наряду с ФИО1 и ФИО3) и снявшись с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в 2016 году с целью снятия нагрузки на оплату жилищно-коммунальных услуг по квартире, не утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением, а, наоборот, со своей семьей продолжает пользоваться до настоящего времени комнатой в данной квартире - в соответствии с экспликацией - <данные изъяты> пл. 24, 4 кв. м., суд также отверг, как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, руководствуясь положениями статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. п. 2, 9 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ <данные изъяты> от <данные изъяты>, разъяснениями, приведенными в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, пришел к обоснованному выводу о том, что административным истцом не доказано, и материалы дела не содержат сведений, подтверждающих факт отдельного проживания ФИО1 именно в смежной неизолированной комнате квартиры по адресу <данные изъяты>.
Суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования ФИО1 о признании незаконными и отмене оспариваемых протокола и приказа, вследствие чего также пришел к выводу об отказе в удовлетворении производных требований ФИО1
Судебная коллегия находит выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и требованиям материального закона, а также положениям ст. 227 КАС РФ.
Оснований к отмене обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит, поскольку они направлены на переоценку выводов суда, однако их не опровергают.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи