ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4824/2023 от 02.10.2023 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0019-01-2023-001183-63

Номер дела в суде первой инстанции 2а-1115/2023

Дело № 33а-4824/2023

Апелляционное определение

город Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Левиной Н.В., Ревякина А.В.,

при секретаре

Катковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам прокуратуры Тюменской области и Государственного казенного учреждения Центра занятости населения Тюменской области на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 06 июня 2023 года, которым постановлено:

«административные исковые требования З.Н.С. к Отделению государственного автономного учреждения Центр занятости населения Тюменской области по г. Тобольску и Тобольскому району, Тобольской межрайонной прокуратуре Тюменской области о признании незаконными действий и бездействия удовлетворить.

Признать незаконным приказ от <.......><.......> о снятии З.Н.С. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы.

Признать незаконным бездействие Тобольской межрайонной прокуратуры, выразившееся в не рассмотрении заявления от 11.02.2023 о нарушении законодательства об организации предоставления государственных услуг, направлении 15.02.2023 заявления для рассмотрения в иной орган государственной власти, не уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Тюменской области в пользу З.Н.С. судебные расходы 503 (пятьсот три) рубля 80 копеек.

Взыскать с Прокуратуры Тюменской области в пользу З.Н.С. судебные расходы 499 (четыреста девяносто девять) рублей 80 копеек».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя Прокуратуры Тюменской области П.К.Ф., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

З.Н.С. обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Отделению государственного автономного учреждения Центр занятости населения Тюменской области по городу Тобольску и Тобольскому району (в настоящее время – Отделение Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Тюменской области по городу Тобольску и Тобольскому району (далее также – ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району, Центр занятости населения)) о признании незаконным действий по принятию необоснованного решения о снятии с учета в целях поиска подходящей работы, выразившихся в издании приказа от <.......>; отмене приказа от <.......>. Кроме того, З.Н.С. заявлены требования к Тобольской межрайонной прокуратуре Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления от <.......> о нарушении законодательства об организации предоставления государственных услуг в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; направлении 15 февраля 2023 года заявления для рассмотрения в иной орган государственной власти, не уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Также административный истец просила взыскать с ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району почтовые расходы в размере 203,8 рубля, расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей; с Тобольской межрайонной прокуратуры - почтовые расходы в размере 199,8 рублей, расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей. Требования мотивировала тем, что направила в Центр занятости населения через сайт «Работа в России» документы с целью поиска работы; 28 ноября 2022 года посредством электронной связи получила уведомление о необходимости лично явиться в центр занятости населения для регистрации; <.......> на личном приеме была зарегистрирована в качестве ищущей работу, ей предложены две вакансии, выданы направления на работу; 05 декабря 2022 года истец предоставила в центр занятости населения результаты рассмотрения кандидатуры, которыми было отказано в трудоустройстве. Указывала, что специалистом Центра занятости населения ей предложено самостоятельно искать вакансии через личный кабинет на сайте «Работа в России», а также сообщено, что на адрес электронной почты будут направляться вакансии; в декабре 2022 года истец никаких уведомлений не получала, в январе получила 4 электронных письма с информацией о вакансиях, которые ее не устраивали по различным причинам. Сообщала, что <.......> посредством электронной связи получила информацию о снятии ее с учета по основанию: длительное (более месяца) отсутствие взаимодействия гражданина с центром занятости населения в электронной форме. Полагая о нарушении федерального законодательства, истец 11 февраля 2023 года обратилась в Тобольскую межрайонную прокуратуру с заявлением о нарушении законодательства о предоставлении государственной услуги, в котором просила возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.63 КоАП РФ. Прокурором ее заявление направлено директору ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району на рассмотрение; не соглашаясь с решением прокурора Тобольской межрайонной прокуратуры, она его обжаловала в прокуратуру Тюменской области. В ответе прокуратуры области ей указано, что доводы о непринятии Тобольским межрайонным прокурором процессуального решения в порядке КоАП РФ нашли подтверждение. Полагала, что должностными лицами ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району допущено нарушение их обязанностей и ее прав, вынесено необоснованное решение о снятии ее с учета, что повлекло ограничение в получении государственных услуг. Считала, что должностное лицо Тобольской межрайонной прокуратуры допустило нарушение законодательства и ее прав, в результате отказа рассмотреть ее обращение истек трехмесячный срок давности привлечения виновных лиц Центра занятости населения к административной ответственности по части 1.1. статьи 5.63 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены прокуратура Тюменской области, Государственное казенное учреждение занятости населения Тюменской области (далее также – ГКУ Центр занятости населения Тюменской области).

З.Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений.

Представители ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району, ГКУ Центр занятости населения Тюменской области К.С.В., действующий на основании доверенностей от <.......>, <.......>, Тобольской межрайонной прокуратуры и Прокуратуры Тюменской области С.Ю.И., действующая на основании доверенности от <.......>, с административным исковым заявлением не согласились по основаниям, изложенным в возражениях.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Прокуратура Тюменской области и ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району.

В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Прокуратура Тюменской области просит решение о признании незаконным бездействия прокуратуры, взыскании с прокуратуры Тюменской области в пользу З.Н.С. судебных расходов отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований З.Н.С. в полном объеме. Выражая несогласие с выводом суда о бездействии Тобольской межрайонной прокуратуры, выразившемся в не рассмотрении обращения З.Н.С. от <.......>, настаивает, что обращение рассмотрено в установленном порядке, мотивированное уведомление направлено в адрес заявителя. Указывает, что при рассмотрении обращения З.Н.С. от <.......> оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокуратурой не установлено; наличие довода о нарушении законодательства об организации предоставления государственных услуг не является безусловным основанием для возбуждения дела, в связи с этим обращение З.Н.С. перенаправлено для рассмотрения в Центр занятости населения. Обращает внимание, что по поручению прокуратуры области Тобольской межрайонной прокуратурой проведена проверка доводов обращения З.Н.С. о привлечении должностных лиц к административной ответственности, по результатам проверки вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном нарушении. Полагает, судом при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, выразившееся в неверном рассмотрении требований З.Н.С., касающихся возбуждения дела об административном правонарушении, в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Ссылаясь на Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Бюджетный кодекс Российской Федерации, считает, что исполнителем финансовых обязательств в интересах казны Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации. В связи с этим полагает, что судебные расходы необходимо взыскивать за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Отделение Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Тюменской области по городу Тобольску и Тобольскому району просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Выражая несогласие с выводами суда, указывает, что Центром занятости населения после регистрации на учет З.Н.С. проводилось ее информирование о ходе получения государственной услуги и основаниях снятия с учета; информирование произведено в соответствии с функционалом Единой цифровой платформы. Полагает, доводы, что З.Н.С. 05 декабря 2022 года представила в Центр занятости населения направления на работу с отклонением кандидатуры, а также получение уведомлений о вакансиях в период с 19 по 27 января 2023 года, не являются подтверждением необходимого взаимодействия, поскольку подпунктом «б» пункта 28 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года № 1909, конкретизировано взаимодействие зарегистрированного гражданина в электронной форме; 01 декабря 2022 года З.Н.С. посредством Единой цифровой платформы направлено уведомление, однако по предложенным вакансиям З.Н.С. не отреагировала, взаимодействие с Центром занятости посредством Единого портала в электронной форме не осуществляла.

В отзывах на апелляционные жалобы З.Н.С. просит оставить решение суда без изменения, жалобы – без удовлетворения.

З.Н.С., представители ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району, ГКУ Центр занятости населения Тюменской области, Тобольской межрайонной прокуратуры в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, З.Н.С. 28 ноября 2022 года обратилась в Центр занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и была зарегистрирована на учете в целях поиска работы.

Приказом ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району № <.......> от <.......>З.Н.С. снята с регистрационного учета в связи с длительным (более месяца) отсутствием взаимодействия гражданина с центром занятости населения в электронной форме.

Не согласившись со снятием с учета в Центре занятости населения, З.Н.С. 11 февраля 2023 года обратилась с заявлением о нарушении законодательства об организации предоставления государственных услуг в Тобольскую межрайонную прокуратуру, в котором просила возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), в отношении сотрудников ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району.

Тобольской межрайонной прокуратурой указанное обращение З.Н.С. от <.......> направлено <.......> директору ГАУ Центр занятости населения Тюменской области для организации рассмотрения обращения по вопросу нарушения законодательства о занятости населения в отделении ГАУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району.

Определением заместителя Тобольского межрайонного прокурора от 10 марта 2023 года по результатам проведенной проверки по обращению З.Н.С. от 11 февраля 2023 года в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.1. статьи 5.63 КоАП РФ отказано.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что З.Н.С. снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы незаконно, также суд установил незаконные действия (бездействие) Тобольской межрайонной прокуратуры, выразившиеся в не рассмотрении заявления З.Н.С. от 11 февраля 2023 года и направлении данного заявления директору ГАУ Центр занятости населения Тюменской области, неправомочному в принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Судебная коллегия не может согласиться с решением районного суда по существу спора, поскольку выводы суда сделаны без учета всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела и не основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Предоставление государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», утвердившим Правила регистрации граждан в поисках подходящей работы (далее также – Правила).

Указанные Правила регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) за содействием в поиске подходящей работы (далее - граждане, обратившиеся в центр занятости населения) (пункт 1).

Порядок регистрации граждан, обратившихся в центры занятости населения, включает в себя постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан (далее - регистрационный учет) (пункт 2).

Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, центром занятости населения направляются уведомления о ходе постановки на регистрационный учет, ведения регистрационного учета и снятия с регистрационного учета, а также иные предусмотренные настоящими Правилами уведомления. Указанные уведомления осуществляются в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление) с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее - единая цифровая платформа) - путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении (подпункт «а» пункта 3).

Постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала (подпункт 4).

Центр занятости населения осуществляет постановку гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений, содержащихся в заявлении и резюме, не позднее одного рабочего дня после принятия заявления. Днем постановки на регистрационный учет является день принятия заявления. Уведомление о постановке на регистрационный учет направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его постановки на регистрационный учет (пункт 15).

Центр занятости населения осуществляет информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, о ходе и последовательности действий, необходимых для постановки на регистрационный учет и получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, в том числе о сроках направления такому гражданину соответствующих уведомлений. Информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, осуществляется непосредственно при личном посещении им центра занятости населения или путем направления уведомлений, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 18).

Центр занятости населения не позднее 2 рабочих дней со дня поступления сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях на единую цифровую платформу направляет зарегистрированным гражданам с использованием единой цифровой платформы перечень предложений подходящей работы (вакансий). В случае направления заявления через единый портал или региональный портал перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется зарегистрированному гражданину также на единый портал или региональный портал с использованием единой цифровой платформы (пункт 24).

Центр занятости населения вправе назначить зарегистрированному гражданину дату личного посещения центра занятости населения не позднее 3 рабочих дней со дня постановки зарегистрированного гражданина на регистрационный учет для подбора и согласования вариантов подходящей работы, а также для оказания других государственных услуг в сфере занятости населения. Уведомление с указанием даты посещения центра занятости населения направляется зарегистрированному гражданину в день его постановки на регистрационный учет (пункт 25).

Ведение регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения путем внесения сведений о предоставлении подходящей работы (пункт 27).

Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения в следующих случаях: длительное (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) форме отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал (подпункт «б» пункта 28).

Сведения о причине и дата снятия с регистрационного учета зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Уведомление о снятии с регистрационного учета направляется зарегистрированному гражданину центром занятости населения в день внесения сведений в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 28 настоящих Правил (пункт 29).

В силу пункта 1 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» является федеральной государственной информационной системой, осуществляющей решение следующих задач: содействие занятости населения, в том числе посредством размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу; обеспечение процесса предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе оказания таких услуг в электронном виде.

Порядок функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее - единая цифровая платформа) установлен «Правилами функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2022 года № 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее также Правила функционирования единой цифровой платформы).

В силу пункта 2 указанных Правил функционирования единой цифровой платформы единая цифровая платформа является федеральной государственной информационной системой. Ведение и модернизация единой цифровой платформы осуществляются Федеральной службой по труду и занятости (далее - оператор).

Информация на единой цифровой платформе размещается участниками единой цифровой платформы, указанными в пункте 17 настоящих Правил (далее - участники единой цифровой платформы), безвозмездно в соответствии с устанавливаемыми оператором форматами данных и требованиями к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения формирования и ведения единой цифровой платформы (пункт 4).

Участниками единой цифровой платформы являются, в том числе: оператор; органы службы занятости населения (государственные учреждения службы занятости населения); граждане, ищущие работу (пункт 17).

Органы службы занятости населения реализуют следующие функции и полномочия: осуществляют полномочия в области содействия занятости населения, включая предоставление государственных услуг в области содействия занятости в электронной форме; размещают информацию о работодателях и имеющихся у них вакансиях; размещают информацию, представленную работодателями в целях обеспечения содействия занятости населения; проводят оценку информации, размещаемой на единой цифровой платформе. Органы службы занятости населения используют единую цифровую платформу в целях содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных государственных услуг в области содействия занятости населения в случаях и порядке, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», и стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения (пункт 21).

Граждане, ищущие работу, реализуют следующие функции: размещают информацию о себе, включая резюме; взаимодействуют с органами службы занятости населения по вопросам получения государственных услуг в области содействия занятости населения; взаимодействуют с работодателями, в том числе в части ведения электронного документооборота в сфере трудовых отношений; взаимодействуют с образовательными организациями. Гражданин, ищущий работу, вправе обратиться с использованием подсистемы "Личный кабинет соискателя (работника)" в орган службы занятости населения с жалобой на неполноту и (или) неактуальность информации о вакансии. В случае установления по результатам рассмотрения такого обращения факта неполноты и (или) неактуальности информации о вакансии орган службы занятости населения принимает решение о прекращении доступа соискателей к информации о такой вакансии (пункт 23).

Как следует из материалов дела, З.Н.С. 28 ноября 2022 года с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» направила в Центр занятости населения заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в тот же день была зарегистрирована в качестве лица, ищущего работу.

В соответствии с пунктом 25 Правил З.Н.С. 29 ноября 2021 года направлено уведомление о необходимости лично явиться в Центр занятости населения 01 декабря 2022 года с целью подбора и согласования вариантов подходящей работы и для оказания других государственных услуг в сфере занятости населения.

При личном посещении Центра занятости З.Н.С. 01 декабря 2023 года выдано два направления на работу, которые административным истцом 05 декабря 2022 года предоставлены при личном посещении Центра занятости населения с результатами отклонения ее кандидатуры работодателями.

Кроме того, Центром занятости населения 01 декабря 2023 года посредством Единого портала З.Н.С. направлено уведомление: «Заявление о содействии в поиске подходящей работы», статус заявления изменен на «Подобраны вакансии»; З.Н.С. предложено по предложенным вакансиям расставить приоритеты не позднее 03 декабря 2022 года.

З.Н.С. на указанное уведомление, направленное в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», также в электронной форме не отреагировала, иных сообщений или заявлений через Единый портал не направляла.

Между тем отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал является основанием для снятия такого гражданина с учета.

В связи с отсутствием со стороны З.Н.С. взаимодействия с Центром занятости в электронной форме <.......> вынесен приказ № <.......> о снятии З.Н.С. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы. Уведомление о снятии с учета направлено З.Н.С. в этот же день.

При этом следует учитывать, что государственная услуга по поиску работу оказывается Центром занятости населения в электронной форме, посредством направления уведомлений с использованием единой цифровой платформы.

С учетом действующий правовых норм, регулирующих порядок оказания гражданам содействия в поиске работы, основанием для снятия с регистрационного учета является отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения именно в электронной форме с использованием единой цифровой платформы.

При этом личное посещение З.Н.С. Центра занятости населения 01 декабря и 05 декабря 2022 года, а также получение истцом сообщений из общей рассылки сайта об актуальных новостях службы занятости не свидетельствуют о наличии необходимого взаимодействия со стороны административного истца.

Кроме того, само по себе издание <.......> приказа о снятии З.Н.С. с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы не лишило административного истица на реализацию права на получение государственной услуги по поиску работы. При первоначальной регистрации З.Н.С. ей были предоставлены сведения о вакансиях и направления на работу. Кроме того, З.Н.С. 17 февраля 2023 года вновь зарегистрирована в целях поиска подходящей работы в Центре занятости населения.

Таким образом, права административного истца оспариваемым приказом не нарушены.

Исходя из изложенных обстоятельств и приведенных норм права, оспариваемый приказ от <.......> соответствует Правилам регистрации граждан в поисках подходящей работы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2021 года № 1909, и прав З.Н.С., состоящей в настоящее время на учете в поисках подходящей работы, не нарушает.

Указанные обстоятельства и нормы права судом при вынесении решения учтены не были.

Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения требований З.Н.С. об оспаривании действий (бездействия) Тобольской межрайонной прокуратуры.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

З.Н.С. в связи с несогласием со снятием ее <.......> с регистрационного учета в Центре занятости населения и прекращением оказания ей государственной услуги по информированию и содействию в поисках подходящей работы в Тобольскую межрайонную прокуратуру <.......> подано заявление о нарушении законодательства об организации предоставления государственных услуг Отделением ГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району.

В заявлении З.Н.С. просила возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Центра занятости населения в связи с нарушением законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Тобольской межрайонной прокуратурой 15 февраля 2023 года указанное обращение З.Н.С. от 11 февраля 2023 года направлено в вышестоящий орган - директору ГАУ ЦЗН Тюменской области для организации рассмотрения обращения по вопросу нарушения законодательства о занятости населения в ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району. Административный истец о направлении обращения проинформирована.

Обращение получено ГАУ ЦЗН Тюменской области <.......>, на него З.Н.С. директором Центра занятости населения Тюменской области дан ответ 24 марта 2023 года.

З.Н.С., не соглашаясь с перенаправлением прокурором ее заявления в ГАУ ЦЗН Тюменской области, обратилась с жалобой в прокуратуру Тюменской области.

Прокуратурой Тюменской области обращение З.Н.С. по вопросу принятия процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 28 февраля 2023 года направлено в Тобольскую межрайонную прокуратуру.

Тобольской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению З.Н.С. от 11 февраля 2023 года, в котором заявитель ставит вопрос о возбуждении в отношении должностного лица ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением и.о. заместителя Тобольского межрайонного прокурора от 10 марта 2023 года в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.1 статьи 5.63 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностных лиц ОГКУ Центр занятости населения ТО по г. Тобольску и Тобольскому району отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Копия определения направлена З.Н.С. 15 марта 2023 года.

Таким образом, принимая во внимание, что обращение административного истца от 11 февраля 2023 года было по существу рассмотрено уполномоченным должностным лицом, прокурором постановлено процессуальное решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, З.Н.С. проинформирована о состоявшемся решении, судебная коллегия полагает, что со стороны Тобольской межрайонной прокуратуры незаконного бездействия не допущено.

Вопреки позиции З.Н.С. первоначальное перенаправление обращения в ГАУ ЦЗН Тюменской области, не уполномоченный на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении, не может свидетельствовать о наличии в настоящее время незаконного бездействия, поскольку процессуальное решение по обращению административного истца принято.

Сам по себе факт первоначального направления прокурором обращения в ГАУ ЦЗН Тюменской области на процессуальные сроки принятия решения по нормам Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях не повлиял, поскольку основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении истечение срока давности привлечения к административной ответственности не являлось.

О нарушении прав З.Н.С., восстановление которых требуется в рамках настоящего административного дела, материалы дела не свидетельствуют.

На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Непринятие прокурором мер реагирования на заявление гражданина не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

По результатам рассмотрения обращения З.Н.С. прокурор не усмотрел оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, обращение заявителя по существу рассмотрено в порядке КоАП РФ.

Проверка законности решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, порядка его вынесения не может быть осуществлена в рамках административного дела, поскольку осуществляется в ином судебном порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (часть 1), закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 2-П, от 16 марта 1998 года № 9-П, от 15 февраля 2016 года № 3-П и др.).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Данное регулирование, позволяет получить эффективную судебную защиту действительно нарушенных прав и свобод граждан.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия по настоящему административному делу совокупности вышеизложенных условий для удовлетворения требований З.Н.С., поскольку основания для восстановления нарушенного права на настоящий момент отсутствуют, так как З.Н.С. состоит на учете в Центре занятости населения в целях поиска подходящей работы, а прокурором принято процессуальное решение в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по обращению З.Н.С. о привлечении к ответственности виновных должностных лиц по факту организации предоставления государственных услуг, не подлежащее проверке в порядке КАС РФ, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца не соответствующим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии предусмотренных частями 2, 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного решение Тобольского городского суда Тюменской области от 06 июня 2023 года подлежит, отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований З.Н.В.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с отказом в удовлетворении административного искового заявления З.Н.С., понесенные ею судебные расходы не подлежат взысканию с административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 06 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления З.Н.С. к Отделению государственного автономного учреждения Центр занятости населения Тюменской области по г. Тобольску и Тобольскому району, Тобольской межрайонной прокуратуре, прокуратуре Тюменской области об оспаривании действий (бездействия), приказа от <.......>, возмещении судебных издержек отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи коллегии