ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-483/2022 от 24.02.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: судья Борец С.М.

УИД 19RS0011-01-2021-002470-53

Дело 33а-483/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2022 года г. Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Паксимади Л.М., Петровой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Ербягиной М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония-28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония-28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия» ФИО2 об оспаривании приказов в части

по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО3 на решение Усть-Абаканского районного суда от 18 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., объяснения административного истца ФИО1, её представителя ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административных ответчиков ФИО5, ФИО6, выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению исправительная колония-28 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия (далее – ФКУ «ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия»), начальнику ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия ФИО2 об оспаривании приказа от 18 февраля 2021 года №59 «Об утверждении распорядка дня осужденных Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 28 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия», приказа от 14 июля 2021 года № 219, которым внесены изменения в приказ от 18 февраля 2021 года №59, в части.

Требования мотивировала тем, что на основании оспариваемых приказов, начальник ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия незаконно возложил обязанность по выполнению не соответствующих закону указаний и распоряжений, в результате невыполнения которых она была привлечена к ответственности в виде водворения в штрафной изолятор на трое суток. Полагала приказы незаконными, вынесенными с превышением должностных полномочий, поскольку, по ее мнению начальник учреждения не имеет права утверждать правила и особенности ношения форменной одежды, дежурный помощник начальника колонии не вправе определять перед проведением режимных мероприятий форму одежды осужденных. Просила признать незаконными приказ начальника ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия от 18 февраля 2021 года № 59, а также изменения в него, внесенные приказом ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия от 14 июля 2021 года № 219, в части: установления особенностей и правил ношения форменной одежды, как не предусмотренных «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года №126 (приложение №6); предоставления дежурному помощнику начальника колонии полномочий определять перед проведением режимных мероприятий форму одежды осужденных, как противоречащих пункту 16 главы III «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Определением судьи к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия.

В судебном заседании административный истец ФИО1 не участвовала, представитель ФИО4, действующая в интересах административного истца заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель административного ответчика ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия ФИО6 возражал против удовлетворения административного иска. Административный ответчик начальник ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия ФИО2 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд постановил решение от 18 ноября 2021 года, которым в удовлетворении требований отказал.

С решением не согласился представитель административного истца ФИО3, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью, принять новое об удовлетворении требований в полном объеме. Ссылаясь на основания административного иска, считает, что факт нарушения прав административного истца оспариваемыми приказами установлен, поскольку в постановлении о наложении дисциплинарного взыскания содержится ссылка на нарушение положений оспариваемых приказов. Считает, что суд не исследовал оспариваемые приказы на предмет их законности в части соответствия пункту 16 главы III приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а именно Приложению №6, которым утверждены «Правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях».

Выслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее – Правила), согласно пункту 16 главы III названных Правил, осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении (далее – ИУ); выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5). Образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными, распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется приказом начальника ИУ.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" Приложением №6 утверждены «Правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях» (далее – Приложение №6).

Согласно пункту 1 Приложения №6, отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). В зависимости от местных климатических условий руководители учреждений УИС могут принимать решения о переходе на зимнюю и летнюю форму одежды ранее или позднее установленных сроков (пункт 1.3 Приложения №6).

18 февраля 2021 года начальником ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия принят приказ № 59 «Об утверждении распорядка дня осужденных федерального казенного учреждения «Исправительная колония №28 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Хакасия» (далее – Приказ от 18 февраля 2021 года №59), утверждены распорядок дня и график работы.

14 июля 2021 года начальником ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия принят Приказ № 219 (далее – Приказ от 14 июля 2021 года №219) «О внесении изменения в приложения №1, №18 приказа федерального казенного учреждения «Исправительная колония №28 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Хакасия» от 18 февраля 2021 года №59 «Об утверждении распорядка дня осужденных федерального казенного учреждения «Исправительная колония №28 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Хакасия».

Приложением № 1, об утверждении «Распорядка для осужденных ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия», в примечании пункт 13 закреплено, что форма одежды осужденных, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий распорядка дня и других особенностей исполнения наказания определяется дежурным помощником начальника колонии перед проведением режимных мероприятий (физическая зарядка, проверка, культурно-просветительские мероприятия, спортивно-массовые мероприятия, воспитательные мероприятия и т.д.).

Как следует из требований административного иска, истец оспаривает Приказ от 18 февраля 2021 года №59, в части устанавливающей особенности и правила ношения форменной одежды, как не соответствующий «Правилам ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы», содержащихся в приложении №6, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года № 216.

Административный истец также оспаривает пункт 13 примечания, Приложения №1, Приказа от 14 июля 2021 года №219, так как, по его мнению, данный пункт не соответствует пункту 16 главы III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295.

Положениями статьи 227 КАС РФ регламентировано, что для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ФИО1, указал, что оспариваемый в части приказ от 18 февраля 2021 года № 59 утверждает распорядок дня и графики работы исправительного учреждения. Особенности и правила ношения форменной одежды не устанавливает. Оспариваемый пункт 13 примечания к Приложению №1 Приказа от 14 июля 2021 года № 219 не указывает на то, что дежурному помощнику начальника колонии предоставлено право, устанавливать особенности и правила ношения одежды осужденными.

Пунктом 4.6 Устава федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 28 Управления Федеральной службы исполнений наказаний по Республике Хакасия» определено, что начальник учреждения распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками структурных подразделений Учреждения, утверждает должностные инструкции работников Учреждения, положения о структурных подразделениях Учреждения, устанавливает обязательные для исполнения правила внутреннего распорядка в Учреждении; в пределах своих полномочий издает в установленном порядке приказы и распоряжения, организует контроль за их выполнением.

В соответствии с должностной инструкцией дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия, пунктом 12 предусмотрено, что дежурный помощник осуществляет контроль за соблюдением режимных требований на объектах колонии и территориях, прилегающих к ней. В отсутствие начальника ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия вправе давать указания сотрудникам всех структурных подразделений ФКУ ИК-28 УФСИН России по Республике Хакасия по вопросам, касающимся осуществления надзора за осужденными и поддержания установленного порядка, а также по другим вопросам, требующим немедленного разрешения (пункт 24 упомянутой инструкции).

Рассмотрев дело, суд первой инстанции, отказал в удовлетворении административного иска, поскольку пришел к выводу, что оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий должностного лица, с соблюдением установленной законом процедуры их принятия, соответствуют требованиям законодательства, действовавшего на дату их принятия, не противоречат приказам Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года №295, от 3 декабря 2013 года №216, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Учитывая вышеуказанные положения Устава учреждения, определяющие полномочия начальника учреждения, начальник колонии вправе закреплять за дежурным помощником начальника колонии дежурной части отдела безопасности право на определение формы одежды осужденных, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий распорядка дня и других особенностей исполнения наказания перед проведением режимных мероприятий. Каких-либо особенностей правил ношения форменной одежды оспариваемыми приказами не закреплено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62, и 84 КАС РФ, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Усть-Абаканского районного суда от 18 ноября 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО3 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий О.А. Страхова

Судьи Л.М. Паксимади

Т.Л. Петрова