ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4845/2016 от 06.10.2016 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33а-4845/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 6 октября 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Наумовой И.В.

судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.

при секретаре Давыдовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маликова А.А., Майсака А.И. к Совету депутатов города Белгорода о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 6 ноября 2015 года № 14 о предоставлении в Совет депутатов города Белгорода кандидатов на должность главы администрации города Белгорода, о признании незаконным решения Совета депутатов города Белгорода об итогах проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) г. Белгорода от 17 ноября 2015 года №299, о назначении на должность главы администрации г. Белгорода от 17 ноября 2015 года №300, о возложении обязанности на Совет депутатов города Белгорода объявить о проведении конкурса на замещение должности главы администрации г. Белгорода,

по апелляционной жалобе Маликова А.А., Майсака А.И.

на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 июня 2016 г.,

Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителей административного ответчика – Совета депутатов города Белгорода – Литвишко С.В. (по доверенности), Дзюбы И.В. (по доверенности), возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы истцов, судебная коллегия

установила:

В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 36 Устава городского округа «Город Белгород», решением Совета депутатов города Белгорода от 12 января 2006 года № 229 «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода» решением Совета депутатов города Белгорода от 12 октября 2015 года №283 «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода» на 6 ноября 2015 года было назначено проведение конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода, определены время и место его проведения, установлено, что документы, необходимые для участия в конкурсе, принимаются в течение 20 дней со дня опубликования настоящего решения, указаны место и время приема документов.

Для участия в конкурсе на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода поступили заявления от трех кандидатов: Салмина И.О., Полежаева К.А. и Маликова А.А.

В соответствии с решением конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября 2015 года №10 «Об оценке соответствия документов, представленных кандидатами, требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода» на основании представленных кандидатами документов и соответствия их содержанию требованиям пункта 3.4. раздела 3 и пунктов 4.1., 4.5. раздела 4 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода, утвержденного решением Совета депутатов города Белгорода от 12 января 2006 года № 229, к участию во втором этапе конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода допущены зарегистрированные кандидаты, представившие все необходимые документы и прошедшие первый этап конкурса: Салмин И.О., Полежаев К.А. и Маликов А.А.

Согласно решению конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября 2015 года №14 «О представлении в Совет депутатов города Белгорода кандидатов для назначения на должность главы администрации (мэра) города Белгорода» по результатам конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода в Совет депутатов города Белгорода для назначения на должность главы администрации города Белгорода представлены два кандидата, набравшие следующее количество баллов: Полежаев К. А. – 265, Салмин И.О. – 160.

По решению Совета депутатов города Белгорода пятого созыва от 17 ноября 2015 года №299 «Об итогах проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода» конкурс на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода признан состоявшимся, в бюллетень для тайного голосования по назначению на должность главы администрации (мэра) города Белгорода внесены следующие кандидатуры: Полежаев К.А. и Салмин И.О.

Решением Совета депутатов города Белгорода пятого созыва от 17 ноября 2015 года №300 «О назначении на должность главы администрации города Белгорода» назначен на должность главы администрации (мэра) города Белгорода Полежаев К. А. (т. 1, л.д.14).

Маликов А.А. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов города Белгорода пятого созыва, в котором просил признать незаконными:

- решение конкурсной комиссии от 6 ноября 2015 года № 14 о предоставлении в Совет депутатов города Белгорода кандидатов на должность главы администрации города Белгорода;

- решение Совета депутатов города Белгорода об итогах проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 17 ноября 2015 года № 299;

- решение Совета депутатов города Белгорода пятого созыва о назначении на должность главы администрации города Белгорода от 17 ноября 2015 года № 300;

Просил возложить обязанность на Совет депутатов города Белгорода объявить о проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Белгорода.

Одновременно Маликов А.А. заявлял требования о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября № 10 «Об оценке соответствия документов, представленных кандидатами, требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода».

Майсак А. И. предъявил административный иск к Совету депутатов города Белгорода пятого созыва, в котором просил признать незаконными:

- решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября 2015 № 10 «Об оценке соответствия документов, представленных кандидатами, требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода»;

- решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября 2015 года № 14 «О представлении в Совет депутатов города Белгорода пятого созыва кандидатов на должность главы администрации города Белгорода»,

- решение Совета депутатов города Белгорода пятого созыва от 17 ноября 2015 года № 299 «Об итогах проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода»;

- решение Совета депутатов города Белгорода пятого созыва от 17 ноября 2015 года № 300 «О назначении на должность главы администрации города Белгорода»;

Просил возложить обязанность на Совет депутатов города Белгорода пятого созыва объявить о проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Белгорода (т.4, л.д.30).

Определением суда от 17 февраля 2016 года из административного дела № 2а-932/2016 выделены административные исковые требования Майсака А.И о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 6 ноября 2015 года № 14 о предоставлении в Совет депутатов г. Белгорода кандидатов на должность главы администрации г. Белгорода, о признании незаконным решения Совета депутатов г. Белгорода об итогах проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) г. Белгорода от 17 ноября 2015 года № 299, о назначении на должность главы администрации г. Белгорода от 17 ноября 2015 года № 300, о возложении обязанности на Совет депутатов г. Белгорода объявить о проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Белгорода, и объединены с аналогичными требования Маликова А.А. по административному делу № 2а- 523/2016, основным оставлен № 2а-523/2016. (т.4, л.д. 20,21)

Определением суда от 24 февраля 2016 года административное дело № 2а-931/2016 по административному иску Маликова А.А. и административное дело № 2а-932/2016 в части административного иска Майсака А.И. к Совету депутатов города Белгорода пятого созыва о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября 2015 года № 10 «Об оценке соответствия документов, представленных кандидатами, требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода», объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Определением Свердловского районного суда города Белгорода от 3 марта 2016 года производство по административному делу № 2а-523/2016 по административному иску Маликова А.А. и Майсака А.И. приостановлено до рассмотрения административного дела № 2а-931/2016.

Решением Свердловского районного суда города Белгорода от 2 марта 2016 года отказано в удовлетворении административных исковых требований Маликова А.А. и Майсака А.И. к Совету депутатов города Белгорода пятого созыва о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мера) города Белгорода от 6 ноября 2015 № 10 «Об оценке соответствия документов, представленных кандидатами, требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 26 мая 2016 года указанное решение оставлено без изменения.

В обоснование требований административные истцы сослались на то, что конкурс по замещению должности главы администрации города Белгорода проведен с нарушением закона, конкурсная комиссия приняла незаконное решение об отказе в предоставлении кандидатуры Маликова А.А. к голосованию в Совете депутатов города Белгорода в пользу кандидата Салмина И.О., который, по мнению истцов, не отвечает требованиям, предъявляемым законом к кандидатам на должности глав администрации города; 4 члена конкурсной комиссии из 6 имели заинтересованность в том, чтобы к голосованию в Совете депутатов были допущены кандидаты Полежаев К.А. и Салмин И.О.; нарушена процедура тайного голосования при принятии решения Советом депутатов о выборах главы администрации города Белгорода.

Решением суда в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Маликов А.А. и Майсак А.И. просят отменить решение суда как постановленное при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанности выводов суда, вынести новое решение.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения административного иска: доказанности факта принятия незаконного решения и нарушения тем самым прав административных истцов.

Судебная коллегия соглашается с правильными и обоснованными выводами суда первой инстанции.

Разрешая спор о законности оспариваемых решений конкурсной комиссии и Совета депутатов города Белгорода, проверив их соответствие положениям Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положению о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода (с последующими изменениями), утвержденному решением Совета депутатов города Белгорода от 12 января 2006 года №229, Закону Белгородской области от 24 сентября 2007 года №150 «Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области», Закону Белгородской области от 30 марта 2005 года №177 «Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области», суд пришел к выводу, что решение вынесено конкурсной комиссией правомерно, оно соответствует действующему законодательству, процедура его вынесения соблюдена, основания для признания его нелегитимным судом не установлены.

Выводы суда мотивированы, соответствуют представленным материалам дела, и не вызывают сомнений у судебной коллегии.

Доводы в апелляционной жалобе о необъективности отдельных членов конкурсной комиссии, их заинтересованности в исходе выборов мэра города Белгорода несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку решение суда не может быть основано на предположениях, умозаключениях, в отсутствие доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости.

Утверждение о нарушениях процедуры тайного голосования, которые повлияли на ход и результаты голосования, неубедительно.

В процессе судебного разбирательства достоверно установлено, что оспариваемые решения Совета депутатов города Белгорода были приняты коллегиально путем прямого голосования депутатов, при этом решение принято в пределах имеющихся полномочий с соблюдением установленной процедуры принятия решения, в момент принятия решения имелся кворум, решение было принято большинством голосов.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания двадцать девятой сессии Совета депутатов города Белгорода пятого созыва от 17 ноября 2015 года, протоколами заседания счетной комиссии от 17 ноября 2015 года, актом о погашении неиспользованного бюллетеня, ведомостью выдачи бюллетеней (т.1 л.д.66-68, 69-72).

Довод о необходимости вызова в судебное заседание свидетеля Д. – депутата Совета депутатов города Белгорода, который может подтвердить наличие нарушений процедуры голосования, необоснован.

Как следует из протокола заседания Совета депутатов города Белгорода от 17 ноября 2015 года, депутат Д. свои замечания, касающиеся процедуры голосования, не вносил, на какие-либо нарушения при его проведении не указывал.

В связи с этим свидетельские показания Д. в суде в подтверждение вышеуказанных фактов не могут быть признаны допустимым доказательством.

Рассматривая доводы истцов о нарушении процедуры принятия решения Советом депутатов, суд первой инстанции правомерно не усмотрел указанных истцами нарушений статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 36 Устава городского округа «Город Белгород», Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода, утвержденного 12 января 2006 года.

Кроме того, указывая на нарушения, допущенные Советом депутатов при принятии оспариваемых решений, административные истцы в суде первой и апелляционной инстанции не обосновали, как эти нарушения могли повлиять на волеизъявление депутатов при голосовании по вопросу выборов мэра города.

В апелляционной жалобе повторно заявлены доводы о том, что конкурсная комиссия не имела права допускать Салмина И.О. к участию в конкурсе, поскольку у него отсутствовал необходимый стаж работы по специальности не менее трех лет; о том, что при исключении Салмина И.О. из состава претендентов к выбору на должность мэра были бы допущены два кандидата - Маликов А.А. и Полежаев К.А., в связи с чем он (Маликов А.А.) получил бы право быть избранным на должность главы администрации (мэра) города Белгорода.

Данные вопросы были рассмотрены и отвергнуты при разрешении административного дела по иску Маликова А.А. и Майсака А.И. к Совету депутатов города Белгорода пятого созыва о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода от 6 ноября 2015 № 10 «Об оценке соответствия документов, представленных кандидатами, требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) города Белгорода»; названным доводам дана оценка при вынесении решения Свердловского районного суда города Белгорода от 2 марта 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 26 мая 2016 года.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в правоотношениях сторон обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении прав и законных интересов административных истцов, основаны на предположениях и не подтверждены какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 июня 2016 г. по административному делу по административному исковому заявлению Маликова А.А., Майсака А.И. к Совету депутатов города Белгорода о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 6 ноября 2015 года № 14 о предоставлении в Совет депутатов города Белгорода кандидатов на должность главы администрации города Белгорода, о признании незаконным решения Совета депутатов города Белгорода об итогах проведения конкурса на замещение должности главы администрации (мэра) город Белгорода от 17 ноября 2015 года №299, о назначении на должность главы администрации города Белгорода от 17 ноября 2015 года №300, о возложении обязанности на Совет депутатов города Белгорода объявить о проведении конкурса на замещение должности главы администрации г. Белгорода оставить без изменения, апелляционную жалобу Майсака А.И., Маликова А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –