ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4852 от 06.07.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-4852

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Чемякиной И.А.

судей Яготинского С.И., Герасимовой О.В.

с участием прокурора Сырчиной Л.Н.

при секретаре Павловой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 06 июля 2018 года дело по административному исковому заявлению Гассан Л. Д. к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре Подрезовой М.Н., участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным и отмене решения от 18.03.2018, признании направления, выданного доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ законным для осуществления полномочий наблюдателя в участковой избирательной комиссии,

по апелляционной жалобе Гассан Л.Д. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 апреля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гассан Л.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре Подрезовой М.Н., участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным и отмене решения от 18.03.2018, признании направления, выданного доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ законным для осуществления полномочий наблюдателя в участковой избирательной комиссии. В обоснование заявленных требований указала, что решением избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре от 18.03.2018 при проведении выборов Президента Российской Федерации, она не была допущена в помещение для голосования - наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 289. Отказ председателя участковой избирательной комиссии № 289 был зафиксирован путем записи в направлении доверенного лица политической партии Манько Ж.И., с указанием, что доверенное лицо Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» не имеет право подписывать направления. Доверенное лицо имеет право только вести агитацию. С указанным решением не согласна, поскольку направление подписанное Манько Ж.И., который является доверенным лицом Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», является законным, в соответствии с которым административный истец имела полномочия по осуществлению прав и обязанностей в качестве наблюдателя в участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре. Также решение о недопуске её в качестве избирателя должно быть оформлено отдельным правовым актом по форме, утвержденной в Рабочем блокноте участковой избирательной комиссии избирательного участка, размещенного на официальном сайте. В связи с чем, просила суд требования административного искового заявления удовлетворить.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 апреля 2018 года в удовлетворении требований Гассан Л.Д. отказано.

В апелляционной жалобе Гассан Л.Д. с постановленным по делу решением не согласилась, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда о том, что направлять наблюдателей вправе только уполномоченные представители политической партии, а сведений о регистрации в установленном порядке Манько Ж.И. в качестве уполномоченного представителя политической партии, не представлено, являются ошибочными, поскольку Манько Ж.И., является доверенным лицом Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 14.02.2018 № 141/1154-7. Доверенные лица политической партии уполномочены назначать наблюдателей, в соответствии с требованиями ч.8,9 ст.23, ст.43 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Суд необоснованно рассмотрел настоящее дела в общем порядке, а не в соответствии с положениями главы 24 КАС РФ. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В возражениях на апелляционную жалобу председатель территориальной избирательной комиссии г.Комсомольска-на-Амуре И.И. Мозоляк просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Сырчиной Л.Н., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 07.02.2018 постановлением Центральной избирательной комиссии РФ № 138/11228-7 Явлинский Г.А., выдвинутый политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» был зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента РФ.

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 14.02.2018 № 141/1154-7 был заверен список доверенных лиц «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», в котором под номером 15 указан Манько Ж.И.

14.03.2018 доверенным лицом политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Манько Ж.И. подписано направление Гассан Л.Д. наблюдателем в участковую избирательную комиссию № 289.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что 18.03.2018 Гассан Л.Д. не допустили в качестве наблюдателя в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре, поскольку Манько Ж.И., как доверенное лицо политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» не имеет право подписывать направления, о чем указано на бланке направления.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Манько Ж.И., как доверенное лицо политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» не обладал правом назначать Гассан Л.Д. в качестве наблюдателя на избирательный участок № 289, в связи с чем, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства.

Согласно статьи 23 Федерального Закона от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (п. 8).Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется (п.9).

Пунктом 11 статьи 23 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" предусмотрено, что кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.

В силу пункта 4 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначивших их кандидата, политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

С учетом вышеизложенных норм права, наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, при этом, в соответствии с приложением к постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 09.01.2018 № 124/1044-7, Манько Ж.И. не включен в список доверенных лиц кандидата на должность Президента РФ Г.А. Явлинского, а является доверенным лицом «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», таким образом, Манько Ж.И. не обладал правом на подписание направления о назначении Гассан Л.Д. наблюдателем в участковую избирательную комиссию № 289.

В соответствии с ч.2 ст.32 Федерального закона от 10 января 2003г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" политическая партия, выдвинувшая кандидата, назначает представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах Президента Российской Федерации.

Уполномоченный представитель политической партии осуществляет свои функции на основании решения, которое предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи и в котором указываются его полномочия, фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Судом первой инстанции верно, указано, что правовой статус и полномочия доверенных лиц политических партий и уполномоченных представителей политических партий различен.

Доводы апелляционной жалобы о том, что доверенные лица политической партии уполномочены назначать наблюдателей, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по основаниям, изложенным выше.

В соответствии с частью 3 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) установлены права наблюдателей, в том числе право обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд (подпункт "з").

Вместе с тем, указанные нормы материального и процессуального права не могут применяться судом без учета общих положений административного судопроизводства, в силу положений которого заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из анализа названных положений законодательства следует, что наблюдатель вправе обращаться в суд за защитой только своих прав, в данном случае Гассан Л.Д. обратилась в суд с требованием об оспаривании решения избирательной комиссии избирательного участка, которым она не была допущена в качестве наблюдателя, при этом, доказательств подтверждающих приобретение ею в установленном порядке статуса наблюдателя, как суду первой, так и апелляционной инстанции не представлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при рассмотрении настоящего административного иска оснований для применения положений ч.3 ст. 239, ч.1,2 ст. 244 КАС РФ, не имеется, доводы жалобы об обратном, подлежат отклонению.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 апреля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Гассан Л. Д. к председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре Подрезовой М.Н., участковой избирательной комиссии избирательного участка № 289 г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным и отмене решения от 18.03.2018, признании направления, выданного доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ законным для осуществления полномочий наблюдателя в участковой избирательной комиссии – оставить без изменения, апелляционную жалобу Гассан Л.Д., без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий И.А. Чемякина

Судьи С.И. Яготинский

О.В. Герасимова