Дело № 33а-4856/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 24 сентября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Боровского В.А., Муратовой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Вершининой Г.Н.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-501/2020 (47RS0011-01-2020-000040-31) по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 09 июня 2020 года по административному исковому заявлению Ильясова Ш.С. к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными уведомлений о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта строительства на участке, обязании повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения Ивановой В.А. - представителя администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, судебная коллегия
установила:
Ильясов Ш.С. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация), которыми просил признать незаконными уведомления № 387-Н-2019 и №386 –Н -2019 от 31.10.2019 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Также административный истец просил обязать Администрацию повторно рассмотреть его уведомления, датированные 17.10.2019 г. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (зарегистрированы Администрацией за вх. №ОБ -9504-5583/19-00 и №ОБ -9504-5584/19-00 от 23.10.2019 г.); взыскать расходы на оплату государственной пошлины.
Указанные административные исковые заявления определением суда от 30.01.2020 г. дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения (л.д. 107-108).
В качестве заинтересованного лица судом первой инстанции привлечена местная администрация МО Оржицкое сельское поселение.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 561.199 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства».
17.10.2019 г. истец обратился в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
31.10.2019 г. административным ответчиком принято оспариваемое уведомление №387-Н-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В оспариваемом уведомлении указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в границах которой расположен участок) или в отсутствие реализации документации по планировке территории в случае, если законодательством предусмотрена обязательность подготовки документации по планировке территории или утверждена документация по планировке территории. По мнению административного ответчика, в отсутствие межевания земельных участков, ранее сформированный земельный участок с кадастровым номером № находится в пяти разных территориальных зонах, которые предусматривают различные параметры и виды разрешенного земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами нескольких территориальных зон, и это обстоятельство не допускает размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Помимо того, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 519702 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства». По аналогичным основаниям Администрацией истцу направлено уведомление № 386-Н-2019 от 31.10.20219 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Административный истец считает, что оспариваемые уведомления № 386-Н-2019 и № 387-Н-2019 от 31.10.2019 г. являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку не соответствуют перечню оснований для направления в адрес застройщика такого уведомления о несоответствии, предусмотренному ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ.
При рассмотрении спора судом первой инстанции представитель административного истца требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Иванова В.А., действующая на основании доверенности (л.д. 59), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в приобщенных к материалам дела письменных возражениях (л.д. 118-121), где отмечается, что оспариваемые уведомления соответствуют положениям законодательства.
Представитель заинтересованного лица - местной администрации МО Оржицкое сельское поселение в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Обжалуемым решением требования Ильясова Ш.С. удовлетворены, суд признал незаконными выданные администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 31.10.2019 года № 387-Н-2019 и № 386-Н-2019. Решением суд обязал Администрацию в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня вступления в силу решения суда повторно рассмотреть уведомления Ильясова Ш.С. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровым № и №.
Помимо того, решением с администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в пользу Ильясова Ш.С. взыскано в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 600 руб. (л.д. 182 -190).
В поданной апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца. Ссылается на законность направленных административному истцу уведомлений о несоответствии, указывает на то, что если законом предусмотрена обязанность подготовки документации по планировке территории или утверждена документация по планировке территории, то в случае направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома или садового дома в отсутствие утвержденного на указанной территории проекта планировки территории и проекта межевания территории (в границах которой расположен земельный участок) или в отсутствии реализации документации по планировке территории, уполномоченный орган местного самоуправления не вправе направлять застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Явившаяся на апелляционное рассмотрение представитель администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.
Административный истец не явился на апелляционное рассмотрение, надлежащим образом извещался о времени и месте судебного заседания, судебное извещение по уведомлению почты не востребовал (л.д. 206).
В силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Заинтересованное лицо - местная администрация МО Оржицкое сельское поселение для участия в апелляционном рассмотрении представителя не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства, а также приведенных положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся административного истца и представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено из материалов дела, Ильясову Ш.С. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 561199 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью 519702 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Границы указанных двух земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, оба земельных участка имеют вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства (л.д. 71,83).
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 23.10.2009 № 490-р указанные земельные участки включены в границы населенного пункта деревня Ильино муниципального образования «Оржицкое сельское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. Границы участков определены в соответствии с кадастровыми выписками о земельных участках (л.д. 102).
Постановлением главы администрации МО «Оржицкое сельское поселение» от 25.10.2010 № 80 утвержден проект планировки и проект межевания части территории д. Ильино, разработанные ООО <данные изъяты>, собственнику земельных участков разрешено использовать указанные земельные участки в установленном законом порядке для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Настоящее постановление до утверждения в установленном порядке Схемы зонирования территории является основанием для проектирования и межевания территории д. Ильино (л.д. 103-105).
В соответствии с генеральным планом МО «Оржицкое сельское поселение» утверждена карта функциональных зон поселения, отражающая расположение функциональных зон на территории принадлежащих административному истцу участков ( л.д. 151).
ФИО1 в соответствии с положениями ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ подал в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области два «Уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства» от 17.10.2019 на каждый указанный земельный участок (л.д. 66-69, 78-81). К уведомлениям административный истец приложил схематические изображения планируемых к строительству объектов, отображающих расположение планируемых к строительствам объектов на земельных участках ( л.д. 68, 80).
По результатам рассмотрения указанных уведомлений администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в уведомлениях о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 31.10.2019 года № 387-Н-2019 и от 31.10.2019 года № 386-Н-2019 указала о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположены земельные участки или в отсутствие реализации документации по планировке территории. В оспариваемых уведомлениях Администрации указано, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № включены в границы населенного пункта деревня Ильино для комплексного освоения в целях жилищного строительства. На территорию, в границах которой расположены земельные участки утвержден проект планировки и проект межевания территории д. Ильино. В оспариваемых уведомлениях отмечается, что площадь земельного участка, а также его вид разрешенного использования должны соответствовать проекту межевания территории. В отсутствие межевания земельных участков, ранее сформированный земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, каждый, находятся в пяти разных территориальных зонах, которые предусматривают различные параметры и виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами нескольких территориальных зон. В этой связи, Администрация указала, что если предусмотрена обязательность подготовки документации по планировке территории или утверждена документация по планировке территории, в отсутствие утвержденного проекта межевания территории (в границах которой расположен земельный участок) или в отсутствие реализации документации по планировке территории, размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается.
Признавая незаконными оспариваемые уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, суд первой инстанции указал, что в оспариваемых уведомлениях не указаны обязательные сведения о видах разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениях, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления во взаимосвязи с основаниями, предусмотренными ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ; а кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами № и № принадлежат ФИО1 на праве собственности и приобретены в собственность на основании договора купли-продажи, соответственно вопреки возражениям Администрации условие об обязательности образования земельных участков, предусмотренное ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, на основании утвержденного проекта межевания не применяется к этим участкам, поскольку относится только к случаям образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами, в связи со следующим.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, и соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Бремя доказывания данных обстоятельств в силу части 11 статьи 226 названного Кодекса возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания направления уполномоченным органом уведомления о несоответствии (далее также - уведомление о несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. К числу таких отнесено несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным названным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Земельные участки с кадастровыми номерами № и № распоряжением Правительства Ленинградской области от 23.10.2009№490-р включены в границы населенного пункта деревня Иннолово муниципального образования Оржицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее - муниципальное образование Оржицкое сельское поселение) с разрешенным использованием - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В силу положений ст. 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
В силу ч.1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются : 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории ( ч.4 ст. 41 ГрК РФ).
В силу ч.4 ст. 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Согласно п.п.1 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.
При размещении объектов капитального строительства в границах территории утвержденного проекта планировки территории параметры указанных объектов должны соответствовать параметрам застройки, установленным проектом планировки территории.
Проектом межевания территории определяются перечень и сведения о площади земельных участков, а также виды разрешенного использования образуемых земельных участков (ст. 43 ГрК РФ).
Таким образом, площадь земельного участка, а также его вид разрешенного использования должен соответствовать проекту межевания территории.
Между тем, проект не реализован в части раздела земельных участков в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно правилам землепользования и застройки территории применительно к частям муниципального образования Оржицкое сельское поселение, утвержденным решением Совета депутатов МО Оржицкое сельское поселение №12 от 25.04.2013 (в редакции решения Совета депутатов МО Оржицкое сельское поселение №22 от 23.12.2014), земельный участок с кадастровым номером № расположен сразу в нескольких территориальных зонах, в том числе в зоне ТЖ1 - зоне малоэтажной застройки индивидуальных жилых домов с участками не менее 400 кв.м, блокированных домов с участками не менее 150 кв. м., с включением с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, где основной вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка ( л.д. 90 -92, 104 -106, 151).
Земельный участок с кадастровым номером № также расположен в нескольких территориальных зонах в том числе в зоне ТЖ1 - зоне малоэтажной застройки индивидуальных жилых домов с участками не менее 400 кв.м, блокированных домов с участками не менее 150 кв. м., с включением с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, где основной вид разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка ( л.д. 90 -92, 104 -106, 151).
Кроме того, заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о том, что границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. что не позволяет определить в какой зоне административным истцом планируется строительство.
Таким образом, в настоящем случае указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального строительства не соответствуют параметрам разрешенного строительства, реконструкции, объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, что является по правилам ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ основанием для направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. На данные обстоятельства и фактические основания, приведенные в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, указано в оспариваемых уведомлениях администрации, таким образом, оспариваемые уведомления Администрации №386-Н-2019 и №387-Н-2019 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке являются законными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об оставлении административных исковых требований без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 09 июня 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
ФИО1 в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными уведомлений №386-Н-2019 и №387-Н-2019 о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта строительства на участке, обязании повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья <данные изъяты>