ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4865/19 от 11.04.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Рогозина В.А. дело № 33а-4865/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2019 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.,

при секретаре Тороповой Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании незаконным решения, обязании устранить нарушение права,

по апелляционной жалобе Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 28 января 2019 года, которым административное исковое заявление ФИО1 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области удовлетворено частично. Признано незаконным и отменено решение Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии об отказе в выдаче ФИО1 разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым № <...> от 7 августа 2019 года № 10-13-02/12567, на Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым № <...> в удовлетворении требований о возложении обязанности выдать разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым № <...> отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд административным иском, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым № <...>, расположенного по <адрес>

30 июля 2018 года ею в соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ было подано заявление в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. К заявлению от 30 июля 2018 года были приложены все необходимые документы, предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса РФ, однако 7 августа 2018 года Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, на основании ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и пункта 2.9.1 административного регламента Комитета по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство со ссылкой на то, что согласно информации ГКУ ВО 2 Среднеахтубинское лесничество» рассматриваемый земельный участок пересекает земли лесного фонда Среднеахубинского лесничества в квартале 63 выделе 11, ориентировочная площадь пересечения 0,0202 га.

Данный отказ получен ею 9 августа 2018 года, но документов, подтверждающих факт наложения границ земельного участка, не представлено. Ей было отказано в возврате оригиналов документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Сославшись на указанные обстоятельства, просила признать незаконным и отменить отказ Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 07 августа 2018 года № 10-13-02/2567 об отказе в выдаче ей разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым № <...>. Обязать Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от 30 июля 2018 года и представленных документов.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального и процессуального права.

Выслушав представителей Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ФИО2 и ФИО3, директора Среднеахтубинского лесничества ФИО4, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченный на выдачу орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; принимает решение о выдаче разрешения на строительство или отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

При этом частью 13 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство, в том числе при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.9.1 Административного регламента Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство реконструкцию которого осуществить в границах особо охраняемой природной территории регионального значения за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов, объектов культурного наследия), находящихся в ведении Комитета, утвержденного приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30 июня 2017 года № 1061 (Далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В подпункте 5 пункта 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) содержится запрет на размещение объектов капитального строительства в лесопарковых зонах.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФИО1 на основании постановления администрации Красного сельсовета Среднеахтубинского района Волгоградской области № 117 от 20 июля 2004 года является собственником земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым № <...> Право собственности зарегистрировано. Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 21 декабря 2005 года, земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства.

На основании заявления ФИО1 отделом архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области изготовлен и 27 ноября 2017 года выдан градостроительный план земельного участка, согласно которому земельный участок с кадастровым № <...> полностью расположен на территории ГБУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

30 июля 2018 года ФИО1 обратилась в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее – Комитет) с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В рамках оказания государственной услуги по заявлению ФИО1, Комитетом сделаны запросы в администрацию Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в подведомственное учреждение – ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество», в ответ на которые ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» предоставило информацию о том, что рассматриваемый земельный участок пересекает земли лесного фонда Среднеахтубинского лесничества, Среднеахтубинского участкового лесничества в квартале 63 выделе 11, ориентировочная площадь пересечения составляет 0,0202 га, а администрация сельского поселения сообщила о том, что в проекте генерального плана граница населенных пунктов поселения отражена таким образом, чтобы исключить земельные участки с наложением земель лесного фонда. Одним из таких земельных участков, является земельный участок с кадастровым № <...>, расположенный по <адрес>. Наложение границ земельного участка (части земельного участка) на земли лесного фонда произошло вследствие кадастровой ошибки.

Решением Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, выраженным в письме от 7 августа 2018 года № 10-13-02/12567 со ссылкой на положения части 13 статьи 51 ГрК РФ и пункта 2.9.1 Административного регламента подпункта 5 пункта 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ, части 3, 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство.

Суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования административного истца, исходил из того, что административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств пересечении земельного участка с кадастровым № <...> с землями лесного фонда. В обоснование своего вывода указал о том, что выкопировка Планшета № 16 (лесоустройство 2015 года) составленная СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» не может быть допустимым доказательством по настоящему делу, поскольку директор СГБУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» ФИО4 не может быть наделен специальными полномочиями, а соответственно указанная выкопировка не может быть взятой за основу отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства. Представленное административным ответчиком в судебном заседании заключение № 1 филиала ФГБУ «Рослесинфорт» «Воронежлеспроект» составленное 28 января 2019 года не может быть принято судом в качестве подтверждения довода ответчика, поскольку ни ответчикам, ни инженером 2 категории ФИО5 не представлены документы, подтверждающие полномочия, специальные познания и разрешение на предоставление указанного заключения ФИО5 и директора филиала ФИО6. При этом, отделом архитектуры и градостроительства Администрации Среднеатубинского муниципального района Волгоградской области сообщено, что земельный участок находится на территории Красного сельского поселения. Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Красного сельского поселения испрашиваемый земельный участок входит в границы населенного пункта п. Первомайский, находится в зоне жилой застройки.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что требования ФИО1 о признании незаконным и отмене решения Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство подлежат удовлетворению с возложением на Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии обязанности рассмотреть заявление ФИО1 с учетом положений пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года №340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельный законодательный акты Российской Федерации".

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом не учтено следующее.

Как указано в статье 8 ЗК РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем, по смыслу этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Согласно частей 3, 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2014 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. Однако, указанное общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Согласно статье 91 ЛК РФ, документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2). Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (часть 3). Документированная информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи, в обязательном порядке представляется 1) лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов; 2) органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 4).

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Как видно из материалов дела, в подтверждение наложения границ земельного участка (части земельного участка) ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» административному ответчику представлены выкопировка из планшета № 16 (лесоустройство 2015 года) Среднеахтубинское участковое лесничество, выписка из таксационного описания, копия свидетельства о государственной регистрации собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым № <...>, расположенный на территории Среднеахтубинского района Волгоградской области, заверенные директором учреждения, что в силу приведенных выше норм, являлось достаточным для принятия Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии оспариваемого решения, с учетом имеющихся наложений земельного участка, принадлежащего ФИО1 и участком лесного фонда и ограничений, установленных ЛК РФ.

Согласно статье 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3); доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4).

Из материалов дела видно, что помимо документов, на основании которых Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии основывал свое решение, в материалы административного дела представлено заключение № 1 филиала ФГБУ «Рослесинфорт» (территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства, являющегося в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений) с чертежом пересечения (наложения земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда и координатами поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка иной категории, с информацией, аналогичной по содержанию выкопировке из планшета № 16 (лесоустройство 2015 года) Среднеахтубинское участковое лесничество, что подтверждает соответствие приведенных в ней действительность сведений, представленных ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество».

Согласно пояснениям директора ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» ФИО4, данным в суде апелляционной инстанции, пересечение границ земельных участков выявлено путем сопоставления планшета с местоположением рассматриваемого земельного участка на публичной кадастровой карте.

Учитывая, что документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре и данные публичной кадастровой карты, относятся к общедоступной информации, они могут быть проверены. Таким образом, судебная коллегия считает, что представленными в деле доказательствами административный ответчик подтвердил наличие имеющихся наложений земельного участка, принадлежащего ФИО1, с участком лесного фонда, а выводы суда об обратном являются ошибочными. Вопреки выводам суда, решение Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ФИО1 соответствует требованиям закона.

По приведенным основаниям, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поскольку изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 28 января 2019 года отменить.

Постановить новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании незаконным решения, обязании устранить нарушение права – отказать.

Председательствующий судья

Судьи: