ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-487/2018 от 25.04.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Чалзап Н.К. дело № 33а-487/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 25 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Салчак А.А.

судей Егорова А.А. и Кунгаа Т.В.

при секретаре Кара-оол О.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. административное дело по административному иску муниципального бюджетного образовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 4 имени Байлак В.Ч. г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва к Государственной инспекции труда в Республике Тыва о признании предписания от 29 декабря 2017 года незаконным в части возложения обязанности выплатить невыплаченную часть заработной платы работнику и его отмены в части по апелляционной жалобе директора образовательного учреждения на решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 23 января 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

Директор муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Байлак В.Ч. г. Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва (далее – МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан) Монгуш С.С. обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Тыва (далее – трудовая инспекция, Инспекция) о признании предписания от 29 декабря 2017 года незаконным в части возложения обязанности выплатить невыплаченную часть заработной платы за январь, февраль, март, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года кочегару школы С.-С. и его отмены в части. В обоснование административного иска указала, что в штатном расписании оклад сезонного кочегара установлен исходя из среднегодового количества часов. Предписание трудовой инспекции нарушает права, свободы и законные интересы МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан, создавая дополнительное финансовое бремя и незаконно возлагая обязанность по начислению и выплате заработной платы работнику С.-С. не в соответствии с установленной системой оплаты труда. Трудовым договором, заключенным между работником и работодателем, а также приказом о приеме на работу должностной оклад сезонного кочегара С.-С. определен в размере ** рублей. Должностные оклады рабочих устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 23 сентября 2015 года № 448 «Об утверждении размеров должностных окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (далее – постановление Правительства Республики Тыва от 23 сентября 2015 года № 448), согласно которому должностной оклад машиниста (кочегара) котельной составляет ** рублей.

Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 23 января 2018 года административный иск МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, Монгуш С.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, указав, что, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводам административного истца об установлении должностных окладов рабочих на основании постановления Правительства Республики Тыва от 23 сентября 2015 года № 448, согласно которому должностной оклад машиниста котельной составляет ** рублей, судом не дана обоснованная оценка и не было принято во внимание. Постановление Правительства Республики Тыва от 23 сентября 2015 года № 448 содержит нормы трудового права и устанавливает тарифную систему оплаты труда работников муниципальных учреждений. Машинист котельной (кочегар), как правило, это работник, работающий по сменному графику, которому установлена часовая тарифная ставка, и суммированный учет рабочего времени. Поскольку заработная плата сотрудников, которым установлена оплата труда по часовой тарифной ставке, зависит от количества отработанного времени, фиксированного размера заработной платы как такового у них нет. Согласно информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 года формы первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. К их числу относится, в том числе и штатное расписание. МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан имеет право указать в штатном расписании в количестве оклада машиниста котельной (кочегара) сумму оклада исходя из среднегодового количества часов по своему усмотрению. В соответствии с трудовым договором, заключенным между работником С.-С. и работодателем МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан, а также в соответствии с приказом о приеме на работу должностной оклад сезонного кочегара С.-С. составляет ** рублей. Указание в штатном расписании оклада исходя из среднегодового количества часов, не нарушает права работника С.-С. на полную заработную плату, поскольку при принятии на работу работнику были известны условия трудового договора, размер должностного оклада.

Представитель административного ответчика по доверенности Кыргыс К.Ю., не согласившись с апелляционной жалобой административного истца, подал возражение, в котором просит решение Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 23 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель МБОУ СОШ №4 г. Чадан по доверенности Монгуш А.К. жалобу поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней доводам.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Тыва по доверенности Кыргыс К.Ю. с апелляционной жалобой не согласился, просил в её удовлетворении отказать, решение Дзун-Хемчикского районного суда оставить без изменения.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действии (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения работника С.-С. о нарушении его трудовых прав трудовой инспекцией проведена внеплановая проверка МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан, в ходе которой выявлено нарушение трудового законодательства, что послужило основанием для вынесения Инспекцией предписания. Предписанием Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 29 декабря 2017 года на МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан возложена обязанность в срок до 22 января 2018 года оплатить не выплаченную часть заработной платы за январь, февраль, март, октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года С.-С. в соответствии с окладом, установленным штатным расписанием МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан принятый на период с 1 января по 31 декабря 2017 года; начислить и оплатить денежную компенсацию за задержку не выплаченных в срок частей заработной платы С.-С. за январь, февраль, март, октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года. Указанное предписание получено директором МБОУ СОШ № 4 им. Байлак В.Ч. г. Чадан 29 декабря 2017 года, о чем свидетельствует ее подпись.

В нарушение положений главы 4, статьи 221 КАС РФ при рассмотрении настоящего дела не принимал участия С.-С., по обращению которого о нарушении его трудовых прав Инспекцией проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства административным истцом.

Между тем из материалов дела следует, что в нарушение штатного расписания в МБОУ СОШ №4 г. Чадана, должностной оклад С.-С. установлен в размере ** рублей, при должных ** рублей, то есть определенный приказом о приеме на работу С.-С. и трудовым договором должностной оклад ухудшает по сравнению с установленным со штатным расписанием должностной оклад по должности сезонного кочегара.

При этом суду следовало выяснить, было ли доведено до работника штатное расписание, известно ли было ему, каким образом рассчитывается его заработная плата, заслушать его пояснения в судебном заседании.

Таким образом, поскольку С.-С., по обращению которого в Инспекцию установлено нарушение его трудовых прав, не привлечен к участию в судебном разбирательстве, судебная коллегия признает данное нарушение существенным, влекущим отмену состоявшегося решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзун-Хемчикского районного суда от 23 января 2018 года отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 апреля 2018 года.

Председательствующий

Судьи