ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4891/2023 от 18.07.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Медведева Т.В. Дело № 33а-4891/2023

УИД: 76RS0013-02-2022-005212-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

судей Куклевой Ю.В., Бисеровой О.И.,

при секретаре Шевяковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

18 июля 2023 года

административное дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по ЯО, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО по доверенностям Макаровой Анастасии Сергеевны на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2023 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области выразившееся в несоблюдении требований уголовно-исполнительного законодательства, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонт в камерах №№ 1, 20, 21, 22, 32, 34, 59, 60 по покраске стен и потолка, имеющих следы копоти, протечек воды, отслоения краски и штукатурки от стен и другие дефекты, в камерах №№ 20, 22 произвести ремонт туалетных кабин.

Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1) Организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).

В помещении кабинета «НКО» (2-й этаж) разместить дымовой пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации.

2) Обеспечить наличие и хранение на объекте защиты технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

Здание режимного корпуса № 2:

3) Организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). В помещении кладовой № 3 (2-й этаж здания) разместить дымовой пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации.

Обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

4) Исключить эксплуатацию светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника в помещении кладовой № 3 (2-й этаж здания), кладовой (4-й этаж здания);

5) Разместить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом, ведущим из помещения коридора, расположенного на первом этаже здания, в безопасную зону (наружу);

6) Оборудовать помещение комнаты приема пищи и помещение кладовой на 3-м этаже здания системой автоматической пожарной сигнализации;

7) Произвести категорирование помещений кладовых на 3-м и на 4-м этаже здания по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны;

Здание режимного корпуса № 3:

8) Организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). В помещении комнаты хранения вещей (2-й этаж здания) оборудовать дымовой пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации.

Обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

Административный корпус:

9) Обеспечить наличие в помещении пожарного поста (в помещении дежурной части) - инструкции о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (устройств, систем) противопожарной защиты объекта защиты;

10) Оборудовать помещения КПП 2, комнаты длительных свиданий, расположенные на первом этаже здания, при применении и защите его системой автоматической пожарной сигнализации дымовыми пожарными извещателями;

Здание котельной:

11) Обеспечить проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли и горючих отходов, установить периодичность уборки. Исключить проведение уборки методами взвихрения пыли и образования взрывоопасных пылевоздушных смесей;

12) Обеспечить категорирование помещений производственного назначения здания по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

13) Оборудовать помещения здания системой автоматической пожарной сигнализации;

14) Разработать и разместить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях здания;

Гаражные боксы 1, 2, 3:

15) Разработать и разместить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре во всех помещениях здания;

16) Обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (систему пожарной сигнализации);

17) Оборудовать помещения здания необходимым количеством пожарных щитов в зависимости от категории помещений, здания по взрывопожарной и пожарной опасности, согласно приложению № 6 к Правилам;

Склад продуктов:

18) Организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). Привести в рабочее состояние автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

19) Обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. (системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре);

Здание мастерских:

20) Оборудовать помещения зданий необходимым количеством пожарных щитов в зависимости от категории помещений, здания по взрывопожарной и пожарной опасности, согласно приложению № 6 Правил № 1479;

21) Разработать и разместить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре во всех помещениях здания;

22) Обеспечить категорирование помещений здания по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123-ФЗ;

23) Оборудовать помещения здания системой автоматической пожарной сигнализации;

Складское здание (помещение):

24) Разработать и разместить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре во всех помещениях здания;

25) Исключить размещение аппаратов, предназначенных для отключения электроснабжения склада, внутри складского помещения.

Общие мероприятия:

26) Начальнику Учреждения ФИО1 в срок 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу пройти обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязать УФСИН России по Ярославской области в срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-гигиенического состояния камер, а также требований пожарной безопасности администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.».

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Рыбинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО, начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО, УФСИН России по ЯО о признании бездействие незаконным, обязании устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности и нарушения санитарно-гигиенического состояния камер.

Рыбинской городской прокуратурой ЯО неоднократно проводились проверки условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО, по результатам которых вносились представления с требованиями устранить выявленные нарушения закона.

В период с августа по октябрь 2022 года Рыбинской городской прокуратурой ЯО проведены проверки состояния камер ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО, в ходе которых установлено, что ряд камер следственного изолятора не отвечает требованиям гигиены и санитарии.

В связи с выявленными нарушениями уголовно-исполнительного и иного федерального законодательства Рыбинской городской прокуратурой ЯО 31.08.2022 года, 29.09.2022 года, 31.10.2022 года в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО вносились представления, которые рассмотрены. Нарушения признаны обоснованными, однако по результатам проведенной 10.12.2022 года проверки установлено, что они до настоящего времени не устранены.

Помощник Рыбинского городского прокурора Тихомирова К.Д. в судебном заседании поддержала требования, за исключением ремонта туалетных кабин в камерах 1, 60, 74 (п.2 просительной части иска), п.9 и п.25 просительной части иска.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО, УФСИН России по ЯО на основании доверенностей Макарова А.С. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в иске, не оспаривала.

Начальник ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятию нового решения об отказе в удовлетворении требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурором отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ярославской области Салюк В.И. представлен письменный отказ от иска, подписанный городским прокурором Рыбинской городской прокуратуры, в части требований о возложении на УФСИН России по ЯО обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать устранение нарушений санитарно – гигиенического состояния камер, а также требований пожарной безопасности администрацией ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по ЯО. Решение суда первой инстанции прокурор полагал законным, срок разумным.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Судебной коллегией постановлено в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав прокурора отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ярославской области Салюк В.И., изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В соответствии с частью 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Учитывая, что заявленный отказ от административного иска в части требований, заявленных к УФСИН России по ЯО, носит добровольный характер, не нарушает прав и законных интересов других лиц, не противоречит закону, последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу известны, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от административных исковых требований, заявленных к УФСИН России по ЯО.

На основании изложенного, решение суда в части удовлетворения требований, заявленных к УФСИН России по ЯО о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать устранение нарушений санитарно – гигиенического состояния камер, а также требований пожарной безопасности администрацией ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по ЯО, подлежит отмене, а производство по административному делу в указанной части - прекращению.

Проверяя законность и обоснованность решения в остальной части, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеют место нарушения требований уголовно – исполнительного и иного законодательства, выявленные Рыбинской городской прокуратурой Ярославской области 31.08.2022 года, 29.09.2022 года, 31.10.2022 года в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО выносились представления, которые рассмотрены. Нарушения признаны обоснованными, по результатам проверки 10.12.2022 года установлено, что они до настоящего времени не устранены.

С выводом суда в указанной части, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, находит их правильными, соответствующими обстоятельствам дела, а также закону.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Установленные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями процессуального закона.

Материальный закон при разрешении настоящего спора судом истолкован и применен правильно.

Положениями ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. На основании статьи 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии с п. 9 ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно ст. 24 названного закона администрация мест содержания под стражей оказывает медицинскую помощь и обеспечивает санитарно-эпидемиологического благополучие в местах содержания под стражей в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" учреждения, исполняющие наказания, обязаны:1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Из изложенного выше следует, что обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания арестованных (осужденных), а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на администрацию следственных изоляторов.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО предметом и целями деятельности учреждения являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов настоящего административного дела следует, что Рыбинской городской прокуратурой Ярославской области неоднократно проводились проверки условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН Росси по ЯО, по результатам которых вносились представления с требованиями устранить выявленные нарушения закона.

В период с августа по октябрь 2022 года Рыбинской городской прокуратурой Ярославской области проведены проверки состояния камер ФКУ СИЗР – 2 УФСИН России по ЯО, в ходе которых установлено, что ряд камер следственного изолятора не отвечает требованиям гигиены и санитарии.

Так, в камерах №№ 1,20, 21,22,32,34, 59,60 требуется проведение работ по покраске стен и потолка, имеющих следы копоти, протечек воды, отслоения краски и штукатурки от стен и другие дефекты, кроме того, в камерах №№1, 20, 22,60,74 разбита туалетная кабина, нарушена приватность.

В августе 2021 года в ФКУ СИЗО -2 УФСИН России по ЯО выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В связи с выявленными нарушениями уголовно – исполнительного и иного федерального законодательства Рыбинской городской прокуратурой Ярославской области 31.08.2022 года, 29.09.2022 года, 31.10.2022 года в адрес начальника ФКУ СИЗО -2 УФСИН России по ЯО вносились представления, которые рассмотрены. Нарушения признаны обоснованными, но по результатам проведенной 10.12.2022 года проверки установлено, что они до настоящего времени не устранены.

Таким образом, учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО не выполняется, возложенная на неё законом обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного законодательства, допускается бездействие, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные статьями 4, 17, 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Заявленный в административном иске срок для устранения выявленных нарушений отвечает требованиям разумности и обоснованности, обеспечивает баланс прав и обязанностей сторон. Судебная коллегия не находит оснований для изменения заявленного административным истцом и признанного обоснованным судом срока.

Довод жалобы в указанной части подлежит отклонению.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Таким образом, нарушений норм процессуального права, а также неправильного применения норм материального права, которые влекли бы безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Принять отказ Рыбинской городской прокуратуры от исковых требований в части возложения на УФСИН России по ЯО обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать устранение нарушений санитарно – гигиенического состояния камер, а также требований пожарной безопасности администрацией ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по ЯО.

Решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2023 года в указанной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФСИН России по ЯО, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЯО по доверенностям Макаровой Анастасии Сергеевны на указанное решение – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи