ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-49 от 31.01.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Данилова О.Н. Дело № 33А–49

Докладчик: Бегунович В.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда

в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Шалагиной О.В., Пронченко И.Е.

при секретаре Дорожкиной О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску ФИО1 к администрации г.Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка от 02 ноября 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга).

Требования мотивированы тем, что 23 октября 2017 года им в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг «04» ноября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут, по адресу г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: "Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности ".

25 октября 2017 года администрация г.Новокузнецка направила ему письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного мероприятия в указанном месте, так как с 11 часов до 20 часов на площади запланировано проведение мероприятия «Единая Россия - Единая Семья» с участием детей. При этом в ответе администрации указанно о невозможности перенести заявленное административным истцом мероприятие в иные специально отведенные места в связи с невозможностью вмещения данными местами указанного количества участвующих лиц или проведении таких местах иных публичных мероприятий, заявленных организаторами ранее. Одновременно организатору было предложено изменить время проведения публичного мероприятия.

Административный истец ответил на данное предложение частичным согласием, считая неправомерным и необоснованным предложение изменить время проведения публичного мероприятия, так как оставшееся свободным время с 7 часов противоречит заявленным целям и повлечет за собой невозможность участия в митинге иногородних граждан.

Считает, что администрация г. Новокузнецка совершает незаконные действия, отказывая в согласовании проведения публичного мероприятия, не предлагая иного места проведения митинга.

Также указывает, что административным ответчиком не исполнена обязанность по назначению своего уполномоченного представителя своим распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия.

Считает, что указанным ответом нарушены его права на проведение публичного мероприятия. Административным ответчиком не предпринято никаких мер для обеспечения возможности проведения публичного мероприятия в указанном месте в указанное время.

Истец просил признать незаконными действия администрации г. Новокузнецк по отказу в согласовании ФИО1 проведения митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 04.11.2017 г. в период с 18-00 часов до 21-00 часа по адресу: г. Новокузнецк, Центральный район, площадь общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Новокузнецка, выразившееся в неисполнении обязанности назначить своего уполномоченного представителя.

Обязать администрацию г. Новокузнецка согласовать ФИО1 проведение митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 04.11.2017 г. в период с 18-00 часов до 21-00 часа по адресу: г. Новокузнецк, Центральный район, площадь общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка с предполагаемым количеством участников 1500 человек.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом путем смс-сообщения, причину неявки не сообщил.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, представивший диплом о высшем юридическом образовании, настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.Новокузнецка ФИО3, действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, административные исковые требования не признала.

Решением Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 02 ноября 2017 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение суда отменить, указывая на то, что орган исполнительной власти признал проведение заявленного митинга невозможным по факту проведения в указанном месте других ранее запланированных мероприятий, но вопреки прямой обязанности, вытекающей из п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ, не направил организатору публичного мероприятия варианта предложения об изменении времени и (или) места проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических.

Выводы суда о запрете проведения мероприятия с 10-00 до 20-00 опровергаются материалами дела, т.к. согласно представленным документам с 11-00 часов до 12-00 часов и с 19-00 до 20-00 никаких мероприятий с участием детей не запланировано, монтаж и демонтаж оборудования исключал их присутствие, но не препятствовал реализации своих конституционных прав в максимально приближенное время к заявленному в уведомлении. Фактически администрацией было отказано в реализации данного права бездоказательно и необоснованно.

Орган исполнительной власти вопреки прямой обязанности, предусмотренной п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона № 54-ФЗ, и определениями Конституционного суда РФ, не направил организатору публичного мероприятия варианта предложения об изменении времени и (или) места проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических. В действительности ответчик обязан был в предложении изменить время и изложить конкретный вариант этого предложения.

На апелляционную жалобу представителем администрации г.Новокузнецка ФИО4 принесены возражения.

В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

Согласно п.2 ч.1 ст.12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» законом субъекта Российской Федерации устанавливаются единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1).

Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места определяет Коллегия Администрации Кемеровской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2012 г. № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» к специально отведенным местам в г. Новокузнецке отнесены:

площадь общественных мероприятий Куйбышевского района, по ул. 1 Мая, Куйбышевский район (для проведения мероприятий численностью свыше 100 чел.);

площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по ул. Пушкина, д. 26, Орджоникидзевский район (для проведения мероприятий с численностью до 100 чел.).

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 23 октября 2017 года ФИО1 в администрацию г.Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга 04 ноября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часов 00 минут по адресу: г.Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия – «Встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности». В уведомлении указано, что во время публичного мероприятия будет использоваться сцена и звукоусиливающая аппаратура, плакаты, флаги РФ и иные средства наглядной агитации (л.д. 6).

25 октября 2017 года (исх. № 1/5014), то есть в установленный законом срок, администрацией г.Новокузнецка организатору ФИО1 направлен ответ о рассмотрении уведомления, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного организатором мероприятия на площади общественных мероприятий Центрального района (17743 кв.м) в указанное время в связи с тем, что 04.11.2017г. с 11 часов до 20 часов на площади будет проходить общегородское мероприятие с участием детей, подростков и их родителей «Единая Россия – единая семья!». Мероприятие проводится на основании распоряжения администрации г.Новокузнецка от 19.10.2017г. № 1686. Предполагаемый размер занимаемой территории площади 16000 кв.м., предполагаемое количество участников 2000 человек.

Также в ответе приведена информация о специально отведенных местах г.Новокузнецка и указано на то, что площадь за дворцом культуры им.Маяковского, ул.Пушкина, 26, Орджоникидзевский район, не позволяет разместить заявленное количество участников (550 кв.м), а на площади общественных мероприятий Куйбышевского района 04.11.2017г. с 08 часов до 21 часа Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» будет проведено публичное мероприятие в форме пикетирования, согласованное ранее по уведомлению от 20.10.2017г.(л.д.7).

Разрешая заявленные требования, суд надлежащим образом проверил обоснованность оспариваемого ответа и установил, что действительно в заявленном организатором месте - на площади общественных мероприятий Центрального района г.Новокузнецка, которое не относится к специально отведенным местам, 04.11.2017г. с 11 до 20 часов будет проходить иное запланированное ранее, до подачи уведомления, общественное мероприятие. Проведение этого мероприятия с участием детей, время проведения которого частично совпадает с заявленным публичным мероприятием, с учетом положений ст.2 Закона Кемеровской области от 09 июля 2012 года № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» исключает возможность одновременного проведения в данном месте публичного мероприятия, заявленного организатором.

Невозможность в силу указанных обстоятельств проведения публичного мероприятия в заявленное время в заявленном месте, как и в других указанных в ответе специально отведенных местах, административным истцом при обращении в суд с административным иском не оспаривалась.

Содержание оспариваемого ответа в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о том, что отказ органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленном организатором месте и в заявленное время является мотивированным и обоснованным.

При этом администрация г.Новокузнецка правомерно предложила организатору публичного мероприятия рассмотреть возможность изменения времени проведения заявленного мероприятия.

Административный истец по существу был не согласен с данным предложением, предложив проведение заявленного им мероприятия с 19.00 до 22.00 и указывая, что, по его мнению, мероприятие с участием детей уже будет заведомо завершено (л.д.38), тогда как из оспариваемого ответа следовало, что общественное мероприятие продлится до 20.00.

С учетом изложенного эти доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемого ответа об отказе в согласовании.

Суд первой инстанции при разрешении дела правильно исходил из того, что действующим законодательством на орган местного самоуправления не возлагается обязанность выбирать или подыскивать иные места для проведения публичных мероприятий в случае, если в заявленном организатором месте проведение мероприятия невозможно.

Как следует из ч.1 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В связи с внесенными Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ изменениями в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложены обязанности по определению единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (далее - специально отведенные места).

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 N 1428-О, положения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению специально отведенных мест, имеют целью создание дополнительных гарантий для беспрепятственной реализации гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе без предварительного направления в органы публичной власти соответствующего уведомления при условии, что количество предполагаемых участников публичного мероприятия не превышает предельную численность, установленную законом субъекта Российской Федерации; они предоставляют всем заинтересованным лицам альтернативные возможности при выборе места проведения публичного мероприятия, позволяют органам публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения в специально отведенных местах общественного порядка и безопасности граждан и вместе с тем не препятствуют организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения.

В соответствии с Законом Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» Коллегией администрации Кемеровской области принято постановление от 26.12.2012 № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест».

Таким образом, в Кемеровской области определены специально отведенные места, в которых, как правило, проводятся публичные мероприятия.

В силу этого при существующем правовом регулировании, учитывая право граждан на свободу мирных собраний и обязанность органа публичной власти заблаговременно принять необходимые меры для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, органы местного самоуправления при рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия в случае невозможности проведения мероприятия в заявленном месте должны довести до сведения организатора информацию о возможности либо невозможности проведения публичного мероприятия в специально отведенных местах в заявленное время.

В случае невозможности проведения публичного мероприятия в специально отведенных местах у органа местного самоуправления отсутствует обязанность предлагать организатору другое конкретное место для проведения публичного мероприятия. В противном случае это фактически означало бы возложение на орган местного самоуправления обязанности подыскивать для проведения мероприятия определенные места, хотя такая обязанность должна исполняться самим организатором мероприятия с целью реализации права на проведение такого мероприятия.

В данном случае вопреки доводам административного истца администрация г.Новокузнецка обязанность, предусмотренную пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, исполнила, в установленный срок довела до сведения организатора мероприятия информацию о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном месте и в заявленное время, приведя в оспариваемом ответе обоснованные доводы; также фактически рассмотрела вопрос о возможности проведения заявленного публичного мероприятия в специально отведенных местах в заявленное время, предоставив в ответе информацию о невозможности проведения мероприятия в указанных местах, и с учетом этих обстоятельств обоснованно предложила организатору изменить время проведения мероприятия.

Предложение органа местного самоуправления об изменении времени проведения публичного мероприятия не ограничивало право его организатора с учетом формы и целей публичного мероприятия выбрать (изменить) не только иное время проведения мероприятия, но и по своему усмотрению выбрать иное место его проведения как в специально отведенных местах (в иное время), так и вне специально отведенных мест (в том числе в заявленное в уведомлении время), с уведомлением об этом органа местного самоуправления в установленном законом порядке.

Таким образом, оспариваемое решение органа местного самоуправления является мотивированным и обоснованным, соответствует установленным законом требованиям.

С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении требований административного истца является законным, постановленным при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления не имеется.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 02 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: