ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4928/19 от 02.07.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

1-я инстанция-судья Гоголь Ю.Н. № 33а-4928/2019

Судья-докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июля 2019 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Ляховецкого О.П., Усовой Н.М.,

при секретаре Орловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Зиминского районного муниципального образования к министерству имущественных отношений Иркутской области, советникам отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1, ФИО2 о признании незаконным предписания,

по апелляционной жалобе административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 6 марта 2019 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что на основании распоряжения министра имущественных отношений Иркутской области ФИО3 № 29 от 06.04.2018 в период с 15.05.2018 по 16.05.2018 должностными лицами отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1, ФИО2 проведена выездная плановая проверка по выполнению заявителем обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки составлен акт от 17.05.2018 № 29 с указанием нарушений. На основании указанного акта заявителю выдано предписание № 27 от 17.05.2018 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в срок до 29.03.2019, а именно: 1) разработать и утвердить актуальный паспорт безопасности Зиминского районного муниципального образования (с учетом изменения пятилетних значений показателей); 2) организовать в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС; 3) организовать сопряжение местной системы оповещения Зиминского районного муниципального образования технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Со ссылками на противоречие нормам действующего законодательства, заявитель считает предписание в части пунктов 2 и 3 незаконным и необоснованным.

Для реализации функций единой диспетчерской службы в соответствии с требованиями действующего законодательства МКУ «Служба ЗРМО по ГО и ЧС» 16.02.2015 заключено соглашение № 177 с муниципальным казенным учреждением «Единая дежурно-диспетчерская служба Зиминского городского муниципального образования» (далее - МКУ ЕДДС ЗГМО»). Соглашение заключено на неопределенный срок (бессрочно). В соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии от 16.02.2015 № 177 МКУ «ЕДДС ЗГМО» обязуется в режиме повседневной деятельности осуществлять круглосуточное дежурство в целях готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий) на территории Зиминского районного муниципального образования с использованием пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации ЕДДС, принадлежащих МКУ «ЕДДС ЗГМО». Обязательством со стороны МКУ «ЕДДС ЗРМО», согласно заключенному соглашению, является оформление трудовых отношений (внешнее совместительство) с пятью оперативными дежурными МКУ «ЕДДС ЗГМО». Факт наличия у МКУ «ЕДДС ЗГМО» пункта управления, средств связи, оповещения и автоматизации управления подтверждается Уставом МКУ «ЕДДС ЗГМО» (п. 3.1) и договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 23.10.2015 № 10. Пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления в полном объеме используются для реализации функций ЕДДС ЗРМО в соответствии с требованиями законодательства на основании заключенного соглашения о взаимодействии от 16.02.2015 № 177.

Соответственно, ЕДДС ЗРМО в полной мере выполняются требования, предусмотренные пунктом 3.9 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 29 июня 2016 г. № 723-ст «Об утверждении национального стандарта». Факт выполнения ЕДДС ЗРМО своих функций в соответствии с требованиями, предъявленными действующим законодательством РФ, в части организации в ЕДДС ЗРМО пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, а также комплекса средств автоматизации ЕДДС подтверждает и акт готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2018 году от 26.03.2018 (п.19 акта), составленный при участии представителя заинтересованного лица - начальника отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4

Постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования от 07.10.2009 № 945 «О системе оповещения и информирования населения Зиминского района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий» создана местная система оповещения. Учитывая положения п. 6.45 «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.11.2014 № 705/пр, местная система оповещения должна быть сопряжена с региональной системой оповещения, установка которой является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и только при наличии на территории потенциально опасных объектов, местная система оповещения сопрягается с локальной системой оповещения. На территории Зиминского районного муниципального образования потенциально опасные объекты отсутствуют, что подтверждается актом состояния местной автоматизированной системы оповещения гражданской обороны (МАСЦО ГО) и информирования населения Зиминского районного муниципального образования от 14.03.2018 (пункт 4 акта). Региональная система оповещения (автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Иркутской области - АСЦО ГО населения Иркутской области), созданная на базе комплекса технических средств оповещения П-166М, сопряжена с местной системой оповещения (МАСЦО ГО). Требования о сопряжении систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 ноября 2014 г. N 705/пр «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» в отношении вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым является Главное управление МЧС России по Иркутской области. Эксплуатационно-техническое обслуживание такой системы оповещения населения регулируется Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» и также не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно действующему законодательству, регулирующему вопросы оповещения населения, к полномочиям органов местного самоуправления (ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ) относится создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Требований о сопряжении местной системы оповещения технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, законодательством не установлено. Таким образом, требования п. 4 главы 1 Положения о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376, администрацией Зиминского районного муниципального образования в лице ЕДДС ЗРМО выполняются в полном объеме.

Просил признать незаконным и отменить предписание министерства имущественных отношений Иркутской области № 27 от 17.05.2018 в части пунктов 2 и 3:

- организовать в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС;

- организовать сопряжение местной системы оповещения Зиминского районного муниципального образования технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 06.03.2019 административный иск администрации Зиминского районного муниципального образования удовлетворен.

Суд признал незаконным и отменил предписание №27 от 17.05.2018 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вынесенного советниками отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1, ФИО2, в части:

пункта 2, предписывающего организовать в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС;

пункта 3, предписывающего организовать сопряжение местной системы оповещения Зиминского районного муниципального образования технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Не согласившись с постановленным решением суда, министерство имущественных отношений в лице представителя по доверенности ФИО5 обратилось с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов на нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 64 КАС РФ, в связи с игнорированием судом первой инстанции существующих решений суда, имеющих значение для разрешения данного административного дела.

А именно: 04.07.2018 мировым судьей судебного № 60 ФИО6 по пунктам 1, 2 административного протокола администрация Зиминского районного МО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По пункту 3 судьей принято решение об исключении его из объема предъявленного обвинения, в связи с тем, что доводы специалистов отдела РНЧС не конкретизированы и не подтверждены документами.

Не согласившись с данным решением, администрация Зиминского районного МО подала жалобу на него в Зиминский городской суд.

01.08.2018 Зиминским городским судом доводы Зиминского районного МО рассмотрены, признаны необоснованными, постановление мирового судьи судебного участка ФИО6 оставлено без изменений, решение вступило в законную силу.

Тем не менее, администрация Зиминского районного МО 09.08.2018 подала заявление в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконными пунктов 2, 3 предписания №27 отдела РНЧС. В обоснование своего заявления изложила доводы, рассмотренные и отвергнутые ранее в Зиминских мировом и городском судах. Арбитражным судом в удовлетворении указанного заявления было отказано (дело № А19- 19008/2018).

В связи с чем полагает, что обстоятельства невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера установлены судебными решениями.

Кроме того, апеллянт обращает внимание на принятие и рассмотрения судом административного иска администрации Зиминского районного муниципального образования за истечением трехмесячного срока для обращения с иском, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Просит решение Зиминского городского суда Иркутской области от 06.0.2019 по данному делу отменить и отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. главы администрации Зиминского районного муниципального образования ФИО7 просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений, сведений с сайта почты России, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявишихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что на территории Зиминского районного муниципального образования в соответствии с постановлением мэра от 12.05.2010 №465 создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) Зиминского районного муниципального образования при муниципальном учреждении «Служба Зиминского районного муниципального образования по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» и утверждено Положение о ЕДДС. В соответствии с п.1, 1.2 Положения, целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб Зиминского районного муниципального образования (далее – МО) к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств муниципальных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. ЕДДС является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центральным звеном объединенной системы оперативно-диспетчерского управления МО в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности органов управления и служб МО к реагированию на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб МО при совместных действиях по предупреждению ЧС.

Должностными лицами отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1 и ФИО2 на основании распоряжения министра имущественных отношений №29 от 06.04.2018 проведена плановая выездная проверка выполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администрацией Зиминского районного муниципального образования, в ходе которой установлено в том числе, что в нарушение п.3.9 «ГОСТ Р 22.7.01-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.06.2016 № 723-ст, в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования отсутствует пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС; а также несопряжение местной системы оповещения Зиминского районного МО технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Удовлетворяя административный иск администрации Зиминского районного МО и признавая незаконными и отменяя пункты 2, 3 предписания № 27 от 17.05.2018 административного ответчика, суд первой, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, исходил из того, что имеющиеся у МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Зиминского городского муниципального образования» пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления в полном объеме используются для реализации функций ЕДДС Зиминского районного муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства на основании заключенного соглашения о взаимодействии от 16.02.2015 №177, что свидетельствует о выполнении административным истцом требований п.3.9 "ГОСТ Р 22.7.01-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.06.2016 N 723-ст. Указанное подтверждается также и актом о проверке технической готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2018 г., утвержденным 26.03.2018, составленным с участием начальника отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО4, п.19 которого указано, что на ЕДДС Зиминского районного муниципального образования установлен терминал управления комплекса технических средств оповещения на базе аппаратуры П-166М – работоспособен; оборудование системы оповещения П-166М по приему речевых сигналов оповещения ГО – готово; по приему управляющего сигнала и циркулярному доведению сигнала «Техническая проверка» - готово; готовность технических средств оповещения к использованию по назначению обеспечивается, ЭТО средств оповещения не требуется, так как оборудование системы оповещения установлено на совместном ЕДДС г. Зима.

Учитывая отсутствие в п. 2 предписания указания на конкретные действия по организации в ЕДДС пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие возможности определить, каким образом надлежит устранить нарушение. Тогда как, заключив соглашение о взаимодействии, МКУ «ЕДДС ЗГМО» обязалось в режиме повседневной деятельности осуществлять круглосуточное дежурство в целях готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий) на территории Зиминского районного муниципального образования с использованием пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации ЕДДС, принадлежащих МКУ «ЕДДС ЗГМО». В связи с чем возложение на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанности по организации в ЕДДС пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации влечет ограничение конституционных гарантий самостоятельности административного истца и нарушение закрепленного в ст.31 Бюджетного кодекса РФ и ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принципа самостоятельности местного бюджета.

На основании постановления мэра Зиминского районного муниципального образования от 07.10.2009 №945 «О системе оповещения и информирования населения Зиминского района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий» создана местная система оповещения и утверждено Положение о ней.

Пунктом 6.45 "СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр, сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме систем оповещения объектового уровня. Техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта.

Кроме того, установка сопряжения местной системы оповещения с региональной является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и только при наличии на территории потенциально опасных объектов, местная система оповещения сопрягается с локальной системой оповещения. В соответствии с п. 4 акта состояния местной автоматизированной системы оповещения гражданской обороны (МАСЦО ГО) и информирования населения Зиминского районного муниципального образования от 14.03.2018 на территории Зиминского районного муниципального образования потенциально опасные объекты отсутствуют,

При этом региональная система оповещения - автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Иркутской области (АСЦО ГО населения Иркутской области), созданная на базе комплекса технических средств оповещения П-166М, сопряжена с местной системой оповещения (МАСЦО ГО), (о чем свидетельствует п.19 акта готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2018 г. от 26.03.2018).

В отношении органов местного самоуправления не предусмотрено требования о сопряжении систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня, поскольку указанные требования установлены в отношении вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым является Главное управление МЧС России по Иркутской области.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции, верно, сделан вывод о необоснованности оспариваемого предписания и его неисполнимости в силу своей неопределенности, несоответствии указанных в нем нарушений, установленным нормативным требованиям, что нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем предписание следует признать незаконным в части указанных пунктов.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Довод жалобы, изложенный в подтверждение законности и обоснованности оспариваемого предписания, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом решении.

На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Зиминского городского суда Иркутской области от
6 марта 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи О.П. Ляховецкий

Н.М. Усова