ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4928/19 от 02.07.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

1-я инстанция-судья Гоголь Ю.Н. № 33а-4928/2019

Судья-докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июля 2019 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Ляховецкого О.П., Усовой Н.М.,

при секретаре Орловой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Зиминского районного муниципального образования к министерству имущественных отношений Иркутской области, советникам отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области Румянцеву Евгению Владимировичу, Жигулину Михаилу Владимировичу о признании незаконным предписания,

по апелляционной жалобе административного ответчика министерства имущественных отношений Иркутской области на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 6 марта 2019 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что на основании распоряжения министра имущественных отношений Иркутской области Сухорученко В.А. № 29 от 06.04.2018 в период с 15.05.2018 по 16.05.2018 должностными лицами отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области Румянцева Е.В., Жигулина М.В. проведена выездная плановая проверка по выполнению заявителем обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проверки составлен акт от 17.05.2018 № 29 с указанием нарушений. На основании указанного акта заявителю выдано предписание № 27 от 17.05.2018 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в срок до 29.03.2019, а именно: 1) разработать и утвердить актуальный паспорт безопасности Зиминского районного муниципального образования (с учетом изменения пятилетних значений показателей); 2) организовать в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС; 3) организовать сопряжение местной системы оповещения Зиминского районного муниципального образования технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Со ссылками на противоречие нормам действующего законодательства, заявитель считает предписание в части пунктов 2 и 3 незаконным и необоснованным.

Для реализации функций единой диспетчерской службы в соответствии с требованиями действующего законодательства МКУ «Служба ЗРМО по ГО и ЧС» 16.02.2015 заключено соглашение № 177 с муниципальным казенным учреждением «Единая дежурно-диспетчерская служба Зиминского городского муниципального образования» (далее - МКУ ЕДДС ЗГМО»). Соглашение заключено на неопределенный срок (бессрочно). В соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии от 16.02.2015 № 177 МКУ «ЕДДС ЗГМО» обязуется в режиме повседневной деятельности осуществлять круглосуточное дежурство в целях готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий) на территории Зиминского районного муниципального образования с использованием пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации ЕДДС, принадлежащих МКУ «ЕДДС ЗГМО». Обязательством со стороны МКУ «ЕДДС ЗРМО», согласно заключенному соглашению, является оформление трудовых отношений (внешнее совместительство) с пятью оперативными дежурными МКУ «ЕДДС ЗГМО». Факт наличия у МКУ «ЕДДС ЗГМО» пункта управления, средств связи, оповещения и автоматизации управления подтверждается Уставом МКУ «ЕДДС ЗГМО» (п. 3.1) и договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 23.10.2015 № 10. Пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления в полном объеме используются для реализации функций ЕДДС ЗРМО в соответствии с требованиями законодательства на основании заключенного соглашения о взаимодействии от 16.02.2015 № 177.

Соответственно, ЕДДС ЗРМО в полной мере выполняются требования, предусмотренные пунктом 3.9 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 29 июня 2016 г. № 723-ст «Об утверждении национального стандарта». Факт выполнения ЕДДС ЗРМО своих функций в соответствии с требованиями, предъявленными действующим законодательством РФ, в части организации в ЕДДС ЗРМО пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, а также комплекса средств автоматизации ЕДДС подтверждает и акт готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2018 году от 26.03.2018 (п.19 акта), составленный при участии представителя заинтересованного лица - начальника отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области Моисеева С.А.

Постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования от 07.10.2009 № 945 «О системе оповещения и информирования населения Зиминского района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий» создана местная система оповещения. Учитывая положения п. 6.45 «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.11.2014 № 705/пр, местная система оповещения должна быть сопряжена с региональной системой оповещения, установка которой является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и только при наличии на территории потенциально опасных объектов, местная система оповещения сопрягается с локальной системой оповещения. На территории Зиминского районного муниципального образования потенциально опасные объекты отсутствуют, что подтверждается актом состояния местной автоматизированной системы оповещения гражданской обороны (МАСЦО ГО) и информирования населения Зиминского районного муниципального образования от 14.03.2018 (пункт 4 акта). Региональная система оповещения (автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Иркутской области - АСЦО ГО населения Иркутской области), созданная на базе комплекса технических средств оповещения П-166М, сопряжена с местной системой оповещения (МАСЦО ГО). Требования о сопряжении систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня установлены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 ноября 2014 г. N 705/пр «СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» в отношении вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым является Главное управление МЧС России по Иркутской области. Эксплуатационно-техническое обслуживание такой системы оповещения населения регулируется Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 07.12.2005 № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» и также не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно действующему законодательству, регулирующему вопросы оповещения населения, к полномочиям органов местного самоуправления (ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ) относится создание и поддержание в постоянной готовности муниципальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Требований о сопряжении местной системы оповещения технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления, законодательством не установлено. Таким образом, требования п. 4 главы 1 Положения о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376, администрацией Зиминского районного муниципального образования в лице ЕДДС ЗРМО выполняются в полном объеме.

Просил признать незаконным и отменить предписание министерства имущественных отношений Иркутской области № 27 от 17.05.2018 в части пунктов 2 и 3:

- организовать в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС;

- организовать сопряжение местной системы оповещения Зиминского районного муниципального образования технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 06.03.2019 административный иск администрации Зиминского районного муниципального образования удовлетворен.

Суд признал незаконным и отменил предписание №27 от 17.05.2018 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вынесенного советниками отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора Министерства имущественных отношений Иркутской области Румянцевым Евгением Владимировичем, Жигулиным Михаилом Владимировичем, в части:

пункта 2, предписывающего организовать в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС;

пункта 3, предписывающего организовать сопряжение местной системы оповещения Зиминского районного муниципального образования технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Не согласившись с постановленным решением суда, министерство имущественных отношений в лице представителя по доверенности Ермакова А.Л. обратилось с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов на нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 64 КАС РФ, в связи с игнорированием судом первой инстанции существующих решений суда, имеющих значение для разрешения данного административного дела.

А именно: 04.07.2018 мировым судьей судебного № 60 Эрро В.Н. по пунктам 1, 2 административного протокола администрация Зиминского районного МО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По пункту 3 судьей принято решение об исключении его из объема предъявленного обвинения, в связи с тем, что доводы специалистов отдела РНЧС не конкретизированы и не подтверждены документами.

Не согласившись с данным решением, администрация Зиминского районного МО подала жалобу на него в Зиминский городской суд.

01.08.2018 Зиминским городским судом доводы Зиминского районного МО рассмотрены, признаны необоснованными, постановление мирового судьи судебного участка Эрро В.Н. оставлено без изменений, решение вступило в законную силу.

Тем не менее, администрация Зиминского районного МО 09.08.2018 подала заявление в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконными пунктов 2, 3 предписания №27 отдела РНЧС. В обоснование своего заявления изложила доводы, рассмотренные и отвергнутые ранее в Зиминских мировом и городском судах. Арбитражным судом в удовлетворении указанного заявления было отказано (дело № А19- 19008/2018).

В связи с чем полагает, что обстоятельства невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера установлены судебными решениями.

Кроме того, апеллянт обращает внимание на принятие и рассмотрения судом административного иска администрации Зиминского районного муниципального образования за истечением трехмесячного срока для обращения с иском, установленного ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Просит решение Зиминского городского суда Иркутской области от 06.0.2019 по данному делу отменить и отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. главы администрации Зиминского районного муниципального образования Султанов А.Д. просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его времени и месте извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений, сведений с сайта почты России, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявишихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что на территории Зиминского районного муниципального образования в соответствии с постановлением мэра от 12.05.2010 №465 создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) Зиминского районного муниципального образования при муниципальном учреждении «Служба Зиминского районного муниципального образования по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» и утверждено Положение о ЕДДС. В соответствии с п.1, 1.2 Положения, целью создания ЕДДС является повышение готовности администрации и служб Зиминского районного муниципального образования (далее – МО) к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств муниципальных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. ЕДДС является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центральным звеном объединенной системы оперативно-диспетчерского управления МО в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности органов управления и служб МО к реагированию на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб МО при совместных действиях по предупреждению ЧС.

Должностными лицами отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области Румянцевым Е.В. и Жигулиным М.В. на основании распоряжения министра имущественных отношений №29 от 06.04.2018 проведена плановая выездная проверка выполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций администрацией Зиминского районного муниципального образования, в ходе которой установлено в том числе, что в нарушение п.3.9 «ГОСТ Р 22.7.01-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.06.2016 № 723-ст, в ЕДДС Зиминского районного муниципального образования отсутствует пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС; а также несопряжение местной системы оповещения Зиминского районного МО технически и программно с системами оповещения всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Удовлетворяя административный иск администрации Зиминского районного МО и признавая незаконными и отменяя пункты 2, 3 предписания № 27 от 17.05.2018 административного ответчика, суд первой, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, исходил из того, что имеющиеся у МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Зиминского городского муниципального образования» пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления в полном объеме используются для реализации функций ЕДДС Зиминского районного муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства на основании заключенного соглашения о взаимодействии от 16.02.2015 №177, что свидетельствует о выполнении административным истцом требований п.3.9 "ГОСТ Р 22.7.01-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.06.2016 N 723-ст. Указанное подтверждается также и актом о проверке технической готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2018 г., утвержденным 26.03.2018, составленным с участием начальника отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в Управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора Министерства имущественных отношений Иркутской области Моисеева С.А., п.19 которого указано, что на ЕДДС Зиминского районного муниципального образования установлен терминал управления комплекса технических средств оповещения на базе аппаратуры П-166М – работоспособен; оборудование системы оповещения П-166М по приему речевых сигналов оповещения ГО – готово; по приему управляющего сигнала и циркулярному доведению сигнала «Техническая проверка» - готово; готовность технических средств оповещения к использованию по назначению обеспечивается, ЭТО средств оповещения не требуется, так как оборудование системы оповещения установлено на совместном ЕДДС г. Зима.

Учитывая отсутствие в п. 2 предписания указания на конкретные действия по организации в ЕДДС пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие возможности определить, каким образом надлежит устранить нарушение. Тогда как, заключив соглашение о взаимодействии, МКУ «ЕДДС ЗГМО» обязалось в режиме повседневной деятельности осуществлять круглосуточное дежурство в целях готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий) на территории Зиминского районного муниципального образования с использованием пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации ЕДДС, принадлежащих МКУ «ЕДДС ЗГМО». В связи с чем возложение на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанности по организации в ЕДДС пункта управления, технических средств управления, связи и оповещения, комплекса средств автоматизации влечет ограничение конституционных гарантий самостоятельности административного истца и нарушение закрепленного в ст.31 Бюджетного кодекса РФ и ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принципа самостоятельности местного бюджета.

На основании постановления мэра Зиминского районного муниципального образования от 07.10.2009 №945 «О системе оповещения и информирования населения Зиминского района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий» создана местная система оповещения и утверждено Положение о ней.

Пунктом 6.45 "СП 165.1325800.2014. Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 12.11.2014 N 705/пр, сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме систем оповещения объектового уровня. Техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта.

Кроме того, установка сопряжения местной системы оповещения с региональной является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и только при наличии на территории потенциально опасных объектов, местная система оповещения сопрягается с локальной системой оповещения. В соответствии с п. 4 акта состояния местной автоматизированной системы оповещения гражданской обороны (МАСЦО ГО) и информирования населения Зиминского районного муниципального образования от 14.03.2018 на территории Зиминского районного муниципального образования потенциально опасные объекты отсутствуют,

При этом региональная система оповещения - автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны Иркутской области (АСЦО ГО населения Иркутской области), созданная на базе комплекса технических средств оповещения П-166М, сопряжена с местной системой оповещения (МАСЦО ГО), (о чем свидетельствует п.19 акта готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2018 г. от 26.03.2018).

В отношении органов местного самоуправления не предусмотрено требования о сопряжении систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня, поскольку указанные требования установлены в отношении вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым является Главное управление МЧС России по Иркутской области.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции, верно, сделан вывод о необоснованности оспариваемого предписания и его неисполнимости в силу своей неопределенности, несоответствии указанных в нем нарушений, установленным нормативным требованиям, что нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем предписание следует признать незаконным в части указанных пунктов.

С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Довод жалобы, изложенный в подтверждение законности и обоснованности оспариваемого предписания, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом решении.

На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Зиминского городского суда Иркутской области от
6 марта 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи О.П. Ляховецкий

Н.М. Усова