Судья Курбанов Ю.В. дело № 33а-493/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 23 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,
судей Болотовой Л.А., Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мазикинной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Коряковцева В.Г. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года
по административному делу по административному исковому заявлению Коряковцева Василия Гавриловича к заместителю начальника Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - главному государственному жилищному инспектору Ставропольского края Лимареву Сергею Борисовичу, Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании бездействий незаконными, об обязании устранения допущенных нарушений, принятии мер по пресечению и устранению выявленных нарушений, обязании осуществления проверки и контроля за качеством исполнения должностными лицами возложенной на них государственной функции, рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А.,
установила:
Коряковцев В.Г. обратился в суд с административным иском к заместителю начальника Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - главному государственному жилищному инспектору Ставропольского края Лимареву Сергею Борисовичу, Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании бездействий незаконными, об обязании устранения допущенных нарушений, принятии мер по пресечению и устранению выявленных нарушений, обязании осуществления проверки и контроля за качеством исполнения должностными лицами возложенной на них государственной функции, рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование исковых требований указано, что 28 марта 2018 года он, через информационную систему ГИС ЖКХ, обратился в Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору с заявлением по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, откуда 21 мая 2018 года был получен ответ от заместителя начальника управления — главного жилищного инспектора Ставропольского края Лимарева С.Б. о том, что по результатам проверки фактов нарушения начисления оплаты за газ в отношении ООО Газпром Межрегионгаз Ставрополь" вынесено предписание от 17 мая 2018 года №5911 по устранению выявленных нарушений. Срок исполнения предписания - 06 августа 2018 года.
ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь", не выполнив данное предписание, 16 августа 2018 года подало заявление в Арбитражный суд Ставропольского края о признании недействительным его требований, однако в ходе рассмотрения дела А63-15095/2018 Управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору изменило свою позицию, и сняло с контроля предписание от 17 мая 2018 года №5911, в связи с чем 16 октября 2018 года прекращено производство по делу А63-15095/2008 г.
После повторного обращения к ответчику через информационную систему ГИС ЖКХ, так как нарушение начисления оплаты за газ продолжалось, 15 ноября 2018 года был получен ответ от заместителя начальника управления — главного жилищного инспектора Ставропольского края Лимарева С.Б., что нарушений в порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" – не имеется, с чем административный истец не согласен, поскольку это нарушает его права, ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь" в результате неправомерного расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжения создал фиктивную задолженность за коммунальную услугу по газоснабжению и стал начислять пени.
Считает, что главной жилищный инспектор Ставропольского края Лимарев С.Б., вначале вынесший предписание от 17 мая 2018 года № 5911 об устранении нарушений, а потом изменившей свою позицию путем снятия предписания с контроля, фактически незаконно бездействует, нарушает его права.
На основании изложенного административный истец просил суд признать бездействие административных ответчиков, выразившееся в снятии с контроля предписания № 5911 от 17 мая 2018 года - незаконным; возложить на главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края обязанность устранить допущенные нарушения, принять предусмотренные законодательством Российской Федерации и Административным регламентом меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, осуществить проверку и контроль за качеством исполнения государственной функции ответственными должностными лицами Инспекции в соответствии с Административным регламентом и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 06.02.2019 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, в качестве заинтересованного лица - ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь".
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года административные исковые требования Коряковцева Василия Гавриловича к заместителю начальника Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - главному жилищному инспектору Ставропольского края Лимареву Сергею Борисовичу, Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании бездействия, выразившегося в снятии с контроля предписания № 5911 от 17 мая 2018 года - незаконным; возложении на главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края обязанности устранить допущенные нарушения, принять предусмотренные законодательством Российской Федерации и Административным регламентом меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, осуществить проверку и контроль за качеством исполнения государственной функции ответственными должностными лицами Инспекции в соответствии с Административным регламентом и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Коряковцев В.Г. просит решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что судом не применен закон подлежащий применению в п.5.2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кроме того, судом не дана оценка, тому факту, что правоотношения по договору поставки газа № 2505-013774 от 31.03.2010 являются длящимися, поскольку третий член семьи находился по месту пребывания в «…».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела и судом установлено, что Коряковцев В.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: «…».
28 марта 2018 года он обратился в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в жилом помещении №«…» в многоквартирном доме №«…» по «…» в «…», в связи с чем Управлением была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (распоряжение от 12.04.2018 № 1219).
В ходе проверки установлено, что жилое помещение №«…» в многоквартирном доме №«…» по «…» в г.Георгиевске не оборудовано прибором учета газа, и расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в жилом помещении (квартире) № «…» многоквартирного дома № «…», расположенного по «…» за период с 01 ноября 2017 года по 31 декабря 2017 года осуществлялся с применением норматива потребления коммунального ресурса из расчета двух проживающих лиц.
Однако, за период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года данный расчет осуществлялся с применением норматива потребления коммунального ресурса по газоснабжению из расчета трех проживающих лиц.
По результатам проверки должностным лицом Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был составлен акт проверки от 17 мая 2018 года №1219-01/1, а также выдано предписание №5911 от 17 мая 2018 года об устранении выявленных нарушений в срок до 06.08.2018 в связи с нарушением п.п.90 и 91 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года №549, о чем должностным лицом С.Б.Лимаревым письменно сообщено Коряковцеву В.Г. 21.05.2018.
11.10.2018 года главным государственным жилищным инспектором С.Б.Лимаревым снято с контроля вышеуказанное предписание №5911 от 17 мая 2018 года, поскольку установлено, что со стороны Коряковцева В.Г. в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не представлены документы, подтверждающие отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета в жилом помещении №«…» в многоквартирном доме №«…» по «…», в связи с чем, перерасчет размера платы за коммунальную услуг по газоснабжению по жилому помещению №«…» в многоквартирном доме №«…» «…», в связи с временным отсутствием одного из потребителей за период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года, не предусмотрен.
16.10.2018 года определением Арбитражного суда Ставропольского края производство по делу по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору о признании недействительным предписания №5911 от 17 мая 2018 года, - прекращено в связи с отказом от заявленных требований ввиду представления суду решения о снятии предписания с контроля.
22.10.2018 административный истец повторно обратился в Управление по вопросу расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в его квартиру.
14.11.2018 ему дан ответ должностным лицом Управления – С.Б.Лимаревым о разъяснении мотивов снятия предписания с контроля, разъяснено, что в случае наличия у него акта, подтверждающего отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета газа, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» примет документ, подтверждающий временное отсутствие потребителя по месту регистрации и осуществит перерасчет размера платы за услугу по газоснабжению.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Регулирование отношений, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года №549.
Расчет размера платы за предоставляемую коммунальную услугу по газоснабжению в указанном выше жилом помещении, в связи с отсутствием прибора учета газа, осуществляется исходя из норматива потребления коммунального ресурса, утвержденного Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края № 87 от 11 марта 2016 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в Ставропольском крае».
Согласно п. 3.1 ч. 3 Приложения № 1 к Приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края №87 от 11 марта 2016 года для приготовления пищи и подогрева воды при газоснабжении природным газом, в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовой плитой и газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) норматив потребления применяется как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении (квартире) на установленный норматив потребления газа, т.е. в рассматриваемом случае - 30,0 куб. м/чел.
16 февраля 2018 года собственник жилого помещения - квартиры № «…»многоквартирного дома №«…» «…» Коряковцев В.Г. обратился в адрес поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с заявлением об осуществлении перерасчёта размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, в связи с временным отсутствием одного из потребителей, с приложением документов, подтверждающих факт не проживания лица в указанном выше жилом помещении за спорный период.
Так как абонентом Коряковцевым В.Г. к заявлению о произведении перерасчета не было приложено никаких документов, подтверждающих отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета газа в жилом помещении (квартире) № «…» многоквартирного дома № «…», по «…», поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не был произведен абоненту Коряковцеву В.Г. перерасчет размера платы за предоставленную в таком жилом помещении коммунальную услугу соответствующего вида.
В соответствии с требованиями п. 86 Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
В силу п. 90 Правил № 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Согласно п. 91 Правил № 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В силу п. 86 Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.
Однако п. 86 Правил № 354 также предусмотрено, что если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Разрешая спор суд пришел к выводу, о том, что административным истцом в адрес поставщика газа к заявлению о произведении перерасчета не было приложено никаких документов, подтверждающих отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета газа в его жилом помещении, то в связи с этим ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» не был произведен перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, ввиду чего в ходе судебного разбирательства в Арбитражном суде установлено, что поставщиком газа не были нарушены права Коряковцева В.Г.
При таких обстоятельствах, административным ответчиком Лимаревым С.Б. правомерно установлено отсутствие законных оснований для продолжения осуществления контроля выданного им ранее в адрес Общества предписания № 5911 от 17.05.2018, а нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность контролирующего органа продолжать осуществление данного контроля в отсутствие к тому правовых оснований.
Иное предполагало бы требовать от поставщика газа исполнить предписание, вынесенное Управлением без учета всех достоверных и объективных данных, необходимых для правильного разрешения обращения Коряковцева В.Г.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о правильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, их надлежащей правовой оценки при принятии решения. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Позиция административного истца основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, и не может явиться основанием к отмене решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, установленными судом обстоятельствами, однако доводов, влияющих на правильность вынесенного судьей решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 27 февраля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи