Судья Маштакова М.Н. Дело № 33а-4950
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2018 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Шмидт Т.Е., Литвиновой М.В.,
при секретаре Камендровском С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным постановления от 22 мая 2017 года № 1245 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее – администрация), в котором просил признать незаконным постановление от 22 мая 2017 года № 1245 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
В обоснование заявленных требований указывал, что является собственником квартир № № №, расположенных в многоквартирном доме <адрес>. Ссылался, что в мае 2017 года обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу на кадастровом плане территории, в чем постановлением администрации от 22 мая 2017 года № 1245 ему отказано. Полагал, что причиной принятия оспариваемого решения явилось то обстоятельство, что при оформлении смежного земельного участка, расположенного около дома <адрес> его собственником границы земельного участка не согласованы с ФИО1, в связи с чем произошло пересечение границ данных земельных участков. Считал, что постановление администрации Вольского муниципального района Саратовской области является незаконным и нарушает его права, указывал, что предоставленная им схема соответствует фактическим границам занимаемого земельного участка.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2018 года ФИО1 отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФИО1 обратился в Саратовский областной суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшего по делу решения. В обоснование доводов жалобы указывает на обстоятельства, аналогичные изложенным в административном иске. Полагает, что при рассмотрении дела районным судом нарушено его право на справедливое судебное разбирательство, гарантированное пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация ссылается на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>
12 мая 2017 года ФИО1 обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> К данному заявлению ФИО1 приложена подготовленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом ранее постановлением администрации Вольского муниципального района от 15 марта 2017 года № 600 на основании заявления М.А.С. сроком на 2 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 54).
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 постановлением администрации от 22 мая 2017 года № 1245 ему отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, которое в этот же день получено административным истцом.
Проверяя законность оспариваемого решения и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, районный суд исходил из того, что постановление администрации соответствует положениям закона, права и законные интересы административного истца не нарушает. Кроме того, административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами районного суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Во исполнение положений ЗК РФ постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 12 февраля 2014 года № 628 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Пункт 2.7 указанного административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. В частности, заявителю может быть отказано по следующим основаниям: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка, утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания.
Пунктом 3.3 указанного административного регламента определено, что основанием для начала административной процедуры «Рассмотрение заявления, подготовка и подписание проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, или мотивированного отказа в выдаче указанного документа является поступление заявления в отдел с резолюцией главы администрации Вольского муниципального района.
После получения всех документов исполнитель проводит анализ заявления на предмет наличия или отсутствия оснований в выдаче копии постановления администрации Вольского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего административного регламента, исполнитель готовит проект мотивированного отказа в выдачи копии постановления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в трех экземплярах за подписью главы администрации Вольского муниципального района.
В силу пункта 3.4 указанного административного регламента исполнитель уведомляет заявителя о принятом решении и выдает ему копии постановления администрации Вольского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, либо мотивированный отказ в выдаче указанного документа в отделе под роспись.
Результатом административной процедуры является выдача или направление копии постановления администрации Вольского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, либо мотивированный отказ в выдаче указанного документа заявителю.
Способ фиксации результата административной процедуры - роспись заявителя в журнале выдачи документов отдела, либо внесение записи в журнал о направлении копии постановления администрации Вольского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующие территории с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (мотивированного отказа в выдаче указанного документа) заявителю.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что отказ заявителю в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка обусловлен ее несоответствием требованиям ЗК РФ, в том числе предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, районный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Также судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о пропуске ФИО1 срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемое постановление администрации от 22 мая 2017 года № 1245 получено административным истцом 22 мая 2017 года (л.д. 32-33). В суд административный истец направил административный иск только 09 января 2018 года (л.д. 8), то есть с пропуском установленного законом процессуального срока обжалования принятого администрацией решения.
При этом каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о невозможности оспорить постановление органа местного самоуправления в установленный процессуальным законом срок, ФИО1 не указано.
Не установив уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, исходя из приведенных норм права, районный суд пришел к правильному выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, в том числе по указанному основанию.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными, выражают несогласие заявителя с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований к отмене решения не содержат, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 08 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: