ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4952/2021 от 06.10.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-004009-62

Номер в суде первой инстанции 2а-3786/2021

Дело № 33а-4952/2021

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2, ФИО3

при секретаре

ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Центрального районного суда города Тюмени от 15 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление <.......> удовлетворено.

Признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области №7-о от 12 января 2021 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

На Департамент имущественных отношений Тюменской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав <.......> при рассмотрении его заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером <.......> под жилой дом по адресу: <.......>.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда ФИО1, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области <.......> настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, объяснения законного представителя <.......><.......>., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя <.......><.......> возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

<.......> в лице законного представителя <.......> обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее также – Департамент, административный ответчик) о признании незаконным решения № 7-о от 12 января 2021 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; об обязании административного ответчика выдать решение о предоставлении административному истцу в собственность земельного участка. Заявленные требования мотивированы тем, что <.......><.......> года рождения, 16 декабря 2020 года обратился в лице представителя <.......> в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно на основании Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно». 12 января 2021 года Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение № 7-о об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для размещения жилого дома. Отказ мотивирован тем, что заявителем представлено свидетельство о регистрации по месту жительства от 14 октября 2014 года №6680 несовершеннолетнего <.......> в котором реквизиты свидетельства о рождении <.......> не соответствуют реквизитам представленного свидетельства о рождении от 03 декабря 2020 года; решение Калининского районного суда г.Тюмени от 12 августа 2019 года представлено с пропуском годичного срока на возможность его подачи согласно пп.15 п.11 Постановления Правительства Тюменской области от 26 июня 2018 года №243-п, согласно которому документом, подтверждающим факт создания жилого дома (домовладения), является решение суда, принятое в течение года до даты подачи заявления о предоставлении земельного участка. С данным решением административный истец не согласен, полагая его незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

<.......> и его законный представитель <.......> в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель <.......>. <.......> действующая на основании ордера адвоката от 12 марта 2021 года (л.д.10), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области <.......> действующая на основании доверенности от 18 декабря 2020 года (л.д. 94), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.96).

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент имущественных отношений Тюменской области. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывается, что при обращении <.......>. в Департамент с заявлением заявителем предоставлено свидетельство о регистрации по месту жительства от 14 октября 2014 года № 6680, в котором реквизиты свидетельства о рождении, выданного 24 июля 2014 года, серия <.......>, не соответствуют реквизитам предоставленного свидетельства о рождении от 03 декабря 2020 года <.......>. В связи с этим, представленный документ не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства Тюменской области от 26 июня 2018 года № 243-п, следовательно, факт проживания в жилом доме, расположенном на земельном участке, не был подтвержден. Также указывается, что не подтвержден факт создания жилого дома до 31 декабря 2006 года. Документом, подтверждающим факт создания жилого дома (домовладения) является решение суда, принятое в течение года до даты подачи заявления о предоставлении земельного участка. <.......> же предоставлено решение Калининского районного суда г. Тюмени от 12 августа 2019 года по делу №2-3689/2019 года. Считает, что суд вынес решение без указания на нормативный правовой акт, которому не соответствует принятое Департаментом решение. Кроме того, утверждает, что суд неправомерно признал уважительным пропуск установленного Постановлением Правительства Тюменской области срока представления решения суда об установлении факта создания жилого дома. Полагает, что ограничения, введенные в связи с пандемией, не являются уважительной причиной пропуска этого срока, поскольку Постановление №243-п не содержит исключений в части исчисления срока и причин его пропуска. Указание на то, что из-за закрытия границ семья заявителя долгое время не могла выехать из Азербайджана, также не может подтвердить факт проживания в спорном жилом доме. Кроме того, полагает, что судом необоснованно не было учтено то обстоятельство, что 19 июня 2018 года на основании <.......>. в составе многодетной семьи на основании Закона Тюменской области от 05 октября 2011 года № 64 «О бесплатном предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей» был предоставлен земельный участок в собственность бесплатно. При этом в уведомлении, приложенном административным истцом к заявлению в Департамент, <.......> указан, как совместно проживающий с административным истцом гражданин.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Представительство в суде по административным делам регулируется ст.5 КАС РФ, определяющей требования к лицам, которые могут быть представителями в суде, полномочия представителя, а также порядок оформления и подтверждения этих полномочий.

На основании пункта 1 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособным.

Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители (ч.3 ст.5 КАС РФ).

В силу части 3 ст.54 КАС РФ права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление по настоящему административному делу от имени несовершеннолетнего <.......> подписано <.......> действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности от 16 сентября 2020 года, выданной законным представителя несовершеннолетнего – его матерью <.......> (л.д.17-23).

Вместе с тем, указанная доверенность, выданная в период действия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержит полномочий <.......> на представление интересов <.......> по административному делу, в том числе на подписание и подачу в суд административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст.196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указан.

Вместе с тем, как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце 3 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», решая вопрос об оставлении административного искового заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 части 1 статьи 196 КАС РФ, судам апелляционной инстанции необходимо устанавливать, носят ли соответствующие обстоятельства неустранимый характер (например, не намерен ли административный истец подписать поданное и не подписанное им административное исковое заявление).

Отсутствие подписи административного истца в иске означает нарушение требований, предъявляемых к содержанию иска, однако по своему характеру данное нарушение является устранимым.

Принимая во внимание данные разъяснения, учитывая, в заседании судебной коллегии законный представитель несовершеннолетнего <.......> его мать <.......> подтвердила свою волю на подачу административного иска в суд от имени несовершеннолетнего, в заседание суда апелляционной инстанции представлено подписанное ею административное исковое заявление, при этом в заседании суда апелляционной инстанции <.......> являющаяся законным представителем несовершеннолетнего административного истца, выразила свою позицию по делу, возражая против удовлетворения апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Тюменской области, судебная коллегия полагает необходимым рассмотреть настоящее административное дело по существу.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействий) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, 16 декабря 2020 года <.......> в лице представителя <.......>., обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0429002:889, площадью 519 кв.м. в собственность бесплатно для размещения жилого дома по адресу: <.......> (л.д. 100).

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 7-о от 12 января 2021 года <.......> отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для размещения жилого дома. Отказ мотивирован неотнесением гражданина ни к одной из категорий граждан, предусмотренных ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 (не подтвержден факт проживания в жилом доме, расположенном на земельном участке). В решении указано, что в соответствии с пп. 2 п.10 Постановления Правительства Тюменской области от 26 июня 2018 года № 243-п документом, подтверждающим факт проживания в жилом доме (домовладении), является свидетельство о регистрации гражданина по месту жительства в жилом доме (домовладении), которое действует на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка (для детей, не достигших 14 лет). Заявителем представлено свидетельство о регистрации по месту жительства от 14 октября 2014 года № 6680, в котором реквизиты свидетельства о рождении не соответствуют реквизитам представленного свидетельства о рождении от 03 декабря 2020 года. Указано на несоблюдение хотя бы одного из предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 условий предоставления земельного участка гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 (не подтвержден факт создания жилого дома до 31 декабря 2006 года). В соответствии с пп.15 п.11 постановления Правительства Тюменской области от 26 июня 2018 года № 243-п документом, подтверждающим факт создания жилого дома (домовладения), является решение суда, принятое в течение года до даты подачи заявления о предоставлении земельного участка. Заявителем представлено решение Калининского районного суда города Тюмени от 12 августа 2019 года (л.д. 16).

Удовлетворяя административные исковые требования <.......>, суд обоснованно исходил из следующего.

В силу подпункта 1 пункта 1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст.39.2 названного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлены ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 названной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» порядок распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Тюменской области, в том числе сдача в аренду, предоставление в залог и в порядке отвода, выделение земельного участка для размещения и строительства объектов и на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается Правительством Тюменской области.

Управление и распоряжение землями и земельными участками, реализацию полномочий в отношении земельных участков осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области (п.1.2 Постановления Правительства Тюменской области от 02 июля 2007 года № 144-п «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками»).

Пунктом 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

В силу пункта 2 статьи ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» установлено, что право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, владеющие индивидуальным жилым домом или домовладением, права на которые не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке (далее - жилой дом или домовладение), и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом или домовладением на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов).

Гражданам, указанным в пункте 1 части 1 названной статьи, в собственность бесплатно предоставляется земельный участок, на котором расположены жилой дом или домовладение, в случае если одновременно соблюдаются следующие условия: 1) земельный участок не предоставлен в установленном порядке данным гражданам на ином праве; 2) земельный участок находится в границах населенного пункта; 3) жилой дом или домовладение созданы до 31 декабря 2006 года (п.2 ч.1.ст. 1 Закона в редакции Закона Тюменской области от 26 сентября 2019 года № 61).

Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно установлены частью 2 ст.3 Закона Тюменской области от 21 июня 2018 года № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно», пунктом 3 которого предусмотрено, что такими основаниями являются основания, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 данной статьи, а именно:

- несоблюдение хотя бы одного из предусмотренных частью 2 статьи 1 названного Закона условий предоставления земельного участка гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 названного Закона (пункт 3 части 1 ст.3);

- неотнесение гражданина ни к одной из категорий граждан, предусмотренных частью 1 статьи 1 названного Закона (пункт 4 части 1 ст.3);

- предоставление земельного участка гражданину ранее в соответствии с названным Законом или по иным основаниям, предусмотренным подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 5 части 1 ст.3).

В силу п.2 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Из материалов дела следует, что <.......> является несовершеннолетним, мать <.......> - <.......>, зарегистрирована в жилом доме по адресу: <.......> с 07 мая 1997 года (л.д.31 оборот); <.......> в данном жилом доме зарегистрирован в год своего рождения (л.д.31 оборот). Эти же сведения содержатся в свидетельстве № 6680 о регистрации по месту жительства (форма № 8) (л.д. 28).

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» установлено, что в случае утраты, порчи, в других случаях орган записи актов гражданского состояния выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния.

Суд правильно исходил из того, что несовпадение реквизитов свидетельства о рождении <.......> указанного в свидетельстве № 6680 от 14 октября 2014 года о регистрации по месту жительства (л.д.28), и в представленном свидетельстве о рождении (л.д.27) вызван тем, что свидетельство о рождении <.......> является повторным, выданным 03 декабря 2020 года. Вместе с тем, определяющим обстоятельством, подтверждающим дату рождения ребенка, является номер и дата актовой записи, которая остается неизменной, при возможной неоднократной выдачи повторного свидетельства или его дубликата.

Кроме того, проживания несовершеннолетнего административного истца с момента его рождения в жилом доме по адресу: <.......>, подтверждается записями в домовой книге для прописки граждан в указанном доме, первая запись в которой сделана 24 августа 1990 года (л.д.29-32).

Также из материалов дела следует, что в подтверждение факта создания (строительства) жилого дома по адресу: <.......> до 31 декабря 2006 года, заявителем представлено решение Калининского районного суда города Тюмени от 12 августа 2019 года об установлении факта создания жилого дома по адресу: <.......>, (л.д. 105).

Указанное решение суда вступило в законную силу 13 сентября 2019 года.

Действительно, подпунктом 15 пункта 11 Положения о перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно, и требованиях к ним, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26 июня 2018 года № 243-п, предусмотрено, что в подтверждение факта создания жилого дома до 31 декабря 2006 года должно быть представлено решение суда, принятое в течение года до даты подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Вместе с тем представление решения суда, принятого в более ранний период, не может служить основанием для вывода о неподтверждения факта создания дома до 31 декабря 2006 года, поскольку в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При этом довод апелляционной жалобы о том, что подпункт 15 пункта 11 указанногопп.15 п.11 Положения не признан незаконным или недействующим, не умаляет правильность выводов суда, тем более, что в силу части 2 ст.15 КАС РФ если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что <.......> предоставлялся земельный участок на основании Закона Тюменской области от 05 октября 2011 года № 64 «О бесплатном предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей», при этом <.......> указан в заявлении <.......> в качестве совместно проживающего с ним гражданина, поскольку количество лиц, указанных в заявлении <.......>. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, правового значения для разрешения такого заявления не имеет.

Кроме того, как следует из оспариваемого <.......> решения от 12 января 2021 года № 7-о, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не подлежащими удовлетворению.

При этом судебная коллегия учитывает, что изложение в решение суда имени административного истца Танджай вместо правильного Тунджай, является опиской, исправление которой возможно в порядке ст.184 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: