ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4963/2021 от 27.04.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-4963/2021

Судья: Бурыкина Е.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Санкт-Петербург 27 апреля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Поповой Е.И., Ильичевой Е.В.

при секретаре

Зобиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4606/2020 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж» на решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж» к Государственной инспекции труда г. Санкт-Петербурга, старшему государственному инспектору труда Мазур А. В. об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения представителя административного истца Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж» - К.А.В., старшего государственного инспектора труда Мазур А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Электромашиностроительный колледж» обратилось в суд с административным иском (далее – СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж») к Государственной инспекции труда г. Санкт-Петербурга, старшему государственному инспектору труда Мазур А.В. о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда от 22 ноября 2019 года № 78/6-6620-19-ГУЗ/735/2/2.

Решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» отказано в удовлетворении административных исковых требований.

В апелляционной жалобе административный истец СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что в решении суда не дано оценки доводам административного истца, по заявленным требованиям; решение не содержит мотивировки почему суд не принял доводов истца; обязательному комиссионному психиатрическому освидетельствованию с периодичностью не реже раза в пять лет подлежат только работники организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» К.А.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, явился, настаивал на доводах апелляционной жалобы.

Административные ответчик старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда г. Санкт-Петербурга Мазур А.В. в судебное заседание явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.

Административные ответчик Государственная инспекция труда г. Санкт-Петербурга, заинтересованное лицо П.Г.А. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении дела не просили.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

В Государственную инспекцию труда г. Санкт-Петербурга из учреждения здравоохранения поступила информация о произошедшем в СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» несчастном случае с П.Г.А.

В отсутствие в Государственной инспекции труда г. Санкт-Петербурга информации от работодателя по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве, мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве, распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда г. Санкт-Петербурга А.М.Л. от 17 октября 2019 года № 78/6-6620-19-ГУЗ/735/1 принято решение провести внеплановую документарную проверку в отношении СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж», уполномоченным лицом на проведение проверки назначена старший государственный инспектор труда Мазур А.В. Срок проведения проверки 20 рабочих дней, период с 28 октября 2019 года по 25 ноября 2019 года.

По результатам проведения проверки, 22 ноября 2019 года составлен акт проверки и административному истцу выдано предписание №78/6-6620-19- ГУЗ/735/2/2.

Согласно предписанию от 22 ноября 2019 года № 78/6-6620-19-ГУЗ/735/2/2 следует, что необходимо в срок до 22 декабря 2019 года устранить недостатки и совершить действия для их исправления, а именно:

1. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: выявление опасностей; оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков (ст. 209, ст. 211, ст. 212; ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1160 (ред. от 30 июля 2014 года) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 33, 34, 35 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438).

2. У работодателя Положение о системе управления охраной труда не создано согласно Типовому положению о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438, утвержденного приказом (п. 7, п. 9 Типового положения о системе управления охраной труда).

3. Работодатель не осуществляет доведение до работников достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья на объекте в целом (ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

4. К работе допущен и не отстранен от ее выполнения работник организации П.Г.А., занятая на должности «преподаватель», как не прошедшая в установленном порядке комиссионное психиатрическое освидетельствование по предусмотренным основаниям (ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»).

5. К работе допущен и не отстранен от ее выполнения П.Г.А., занятая на должности «преподаватель», как не прошедшая в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (ст. 76, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2.2.1, п. 2.2.2, п. 2.2.3 Приложения Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

6. В трудовом договоре №71 от 01 марта 2011 года с П.Г.А. и дополнительных соглашениях к нему не указаны условия труда на рабочем месте (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

7. В трудовом договоре №71 от 01 марта 2011 года с П.Г.А. и дополнительных соглашениях к нему не указана дата начала работы (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

8. Провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда директору организации Н.А.Ю., руководителям и специалистам, иным должностным лицам, состоящих в комиссиях по охране труда, расследованию несчастных случаях, проверке знаний требований охраны труда в связи с выявленными нарушениями требований охраны труда, указывающими на недостаточный уровень знаний требований безопасности и охраны труда данных сотрудников. Проверка знаний должна быть проведена в объёме должностных обязанностей, а также в объёме знаний требований правил и инструкций по охране труда, связанных со спецификой деятельности юридического лица, в обучающей организации с участием (по согласованию) представителя органа государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, п.3.3, 3.1, 2.3.1, 2.3.2, 3.4 Порядка обучения по охране Труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что нарушений при проведении проверки Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге не установлено, должностное лицо действовало в рамках предоставленных ему полномочий. СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» не представлено доказательств того, что работодатель реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно не выявил опасности; не произвел оценку уровней профессиональных рисков; не принял комплекса мер для снижения уровней профессиональных рисков. Административный истец не представил Государственной инспекции труда г. Санкт-Петербурга доказательств в части направления Панковой Г.А. на комиссионное психиатрическое освидетельствование и прохождении такого освидетельствования. На момент проведения проверки СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» не было предоставлено Положение о системе управления охраной труда, согласно Типовому положению о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438. Прохождение П.Г.А. врача-психиатра в рамках медицинского осмотра согласно Приказу Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года №...н, не освобождает организацию от направления работника на прохождение комиссионного психиатрического освидетельствования (снятия энцефалограммы работы головного мозга). Принятие на работу П.Г.А. в 1993 году не освобождает СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» от обязанности приведения трудового договора и дополнительных соглашений к нему в соответствие с требованиями статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в части указания даты начала работы и условий труда на рабочем месте.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Частью 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из данных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона, в случае выявления очевидного нарушения трудового законодательства.

Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.

В абзаце 4 части 6 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что основанием для проведения внеплановой проверки является, помимо прочего, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Принимая во внимание, что в Государственную инспекцию труда поступила информация из учреждения здравоохранения о несчастном случае 13 мая 2019 года с работником СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» - преподавателем П.Г.А., где в сою очередь, СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» не поставил в известность Государственную инспекцию труда г. Санкт-Петербурга о несчастном случае, не представил акта о несчастном случае, то имелись достаточные основания для проведения внеплановой проверки (служебная записка л.д.236 том 1).

Из пункта Распоряжения №78/6-6620-19-ГУЗ/735/1 от 17 октября 2019 следует, что проверка проведена на основании служебной записки от 17 октября 2019.

Согласно пункту 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 01 сентября 2012 года № 875) предусмотрено, что плановые и внеплановые проверки проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок со стороны государственной инспекции труда приведен в части 4 статьи 1, части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в части 7 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации, в пункте 90 Приказа Минтруда России от 13 июня 2019 года № 160 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Так, основанием для проведения внеплановой проверки (часть 2 статьи 10 № 294-ФЗ) является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров.

Пункт 90 Административного регламента конкретизирует част 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где основаниями для проведения уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов внеплановой проверки соблюдения юридическим лицом, обязательных требований являются:

истечение срока исполнения работодателем выданного уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан;

поступление в Роструд или его территориальный орган:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Роструда и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством Российской Федерации;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;

наличие приказа (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно пункту 93 Административного регламента мотивированное представление должностного лица Роструда и его территориальных органов оформляется в виде служебной записки с изложением установленных обстоятельств.

Согласно пункту 94 Административного регламента внеплановая проверка может проводиться в форме выездной проверки или документарной проверки в порядке, установленном пунктами 47 - 64 Административного регламента, за исключением требований, предъявляемых исключительно к проведению плановой проверки.

Согласно пункту 53 Административного регламента, о проведении проверки юридическое лицо уведомляется уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится, соответственно, в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Роструд или его территориальный орган, или иным доступным способом.

Согласно статье 11 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах проверяемого учреждения, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений Роструда и инспекций по труду.

В целях проведения указанного вида проверки контрольный орган может запрашивать у проверяемых организаций необходимые документы и сведения. В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемая организация обязана направить в контрольный орган указанные в запросе документы.

При этом статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации каких-либо особенностей для проведения внеплановой документарной проверки не устанавливает.

Таким образом, внеплановая документарная проверка проведена Государственной инспекцией труда в Санкт-Петербурге в отношении СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» при наличии предусмотренных законом оснований, с соблюдением требований, предъявляемых к порядку проведения подобных проверок.

Основная обязанность работодателя - обеспечение безопасности работников при осуществлении трудового процесса.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника работодатель (руководитель организации) должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, т.е. разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель (руководитель организации) с учетом типа и специфики деятельности организации устанавливает (определяет) порядок (алгоритм) реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков (п.33 Типового положения о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н).

Согласно Методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), утвержденным Приказом Роструда от 21 марта 2019 № 77, нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя (должны разрабатываться в целях реализации требований Типового положения), а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ (если они приняты) являются нарушениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 КоАП Российской Федерации.

Во избежание замечаний со стороны представителей государственной инспекции труда при проверке обеспечения функционирования СУОТ, в том числе в рамках проведения расследования несчастного случая, в образовательной организации должны быть подготовлены и оформлены в установленном порядке следующие локальные нормативные акты:

- Положение о СУОТ;

- перечень (реестр) опасностей;

- раздел Положения о СУОТ, описывающий метод (методы) оценки уровня риска, используемый работодателем и (или) локальный нормативный акт;- результаты проведенной работодателем оценки рисков с указанием установленных уровней;

- перечень мер по исключению или снижению уровней рисков.

Согласно пунктам 34-35 Типового положения о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н следует, что идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.

В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, работодатель исходя из специфики своей деятельности вправе рассматривать любые из следующих (указаны без конкретизации каждого вида опасности):

а) механические опасности;

б) электрические опасности;

в) термические опасности;

г) опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности;

д) опасности из-за недостатка кислорода в воздухе;

е) барометрические опасности;

ж) опасности, связанные с воздействием химического фактора;

з) опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

и) опасности, связанные с воздействием биологического фактора;

к) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса;

л) опасности, связанные с воздействием шума;

м) опасности, связанные с воздействием вибрации;

н) опасности, связанные с воздействием световой среды;

о) опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений;

п) опасности, связанные с воздействием ионизирующих излучений;

р) опасности, связанные с воздействием животных;

с) опасности, связанные с воздействием насекомых;

т) опасности, связанные с воздействием растений;

у) опасность утонуть;

ф) опасность расположения рабочего места;

х) опасности, связанные с организационными недостатками;

ц) опасности пожара;

ч) опасности обрушения;

ш) опасности транспорта;

щ) опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов;

ы) опасности насилия;

э) опасности взрыва;

ю) опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты.

Согласно пунктам 36-39 Типового положения при рассмотрении перечисленных в пункте 35 настоящего Типового положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.

При оценке уровней рисков работодателем должно учитываться следующее:

а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению.

При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее:

а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:

а) исключение опасной работы (процедуры);

б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

д) использование средств индивидуальной защиты;

е) страхование профессионального риска.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

На момент проведения проверки в ноябре 2019 года административным истцом СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» не было представлено старшему государственному инспектору труда Мазур А.В. ни приказа о мероприятиях по управлению профрисками, а также предусматривающего создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков; ни плана-графика работ по оценке рисков, если такие мероприятия только проводятся, ни заключения комиссии (карты, таблицы профрисков и др.), если такие работы были проведены.

Кроме того, сведений о том, что на ноябрь 2019 года до работников образовательного учреждения была доведена достоверная информация о существенном риске повреждения здоровья на объекте в целом (например, ознакомление с картой профрисков, подписание дополнительного соглашения), суду первой и апелляционной инстанции представлено не было.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Также на ноябрь 2019 года административному ответчику не было представлено Положения о системе управления охраной труда в СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» в соответствии с Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н. «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца не отрицал, что Положения о системе управления охраной труда в СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» было представлено административному ответчик только в июле - августе 2020 года (сопроводительные письма от 30 июля 2020 года л.д.226-227 том 1).

Необходимо отметить, что в пункте 13 Распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки указано 38 подпунктов (л.д.228-235 том1), в котором раскрыты документы, которые надлежало представить государственному инспектору по охране труда в установленные сроки, в т.ч. пп.36 - утвержденное положение о СУОТ, пп.37 - документы по реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками. СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» были представлены документы не в полном объеме (л.д.228 том 1), часть документов поступила административному ответчику в июле - августе 2020 года (л.д.226-227 том 1).

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований признавать пункты 1-3 Предписания от 22 ноября 2019 года № 78/6-6620-19-ГУЗ/735/2/2 незаконными, учитывая, что на момент выдачи предписания, нарушения имели место быть, были устранены только к августу 2020 года.

Постановлением № 78/7-8146-19-ОБ/12-12773-И/28-735 от 31 августа 2020 года о назначении административного наказания СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» был привлечен к административной ответственности по статье 5.27, 5.27.1КоАП РФ, назначен штраф 110 000 рублей (основание неисполнение п.1, п.2 и п.3 Предписания) (л.д.214-220 том 1).

СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» обжаловал постановление № 78/7-8146-19-ОБ/12-12773-И/28-735 от 31 августа 2020 года о назначении административного наказания в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга. Решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01 декабря 2020 года по делу 12-1100/2020 постановление № 78/7-8146-19-ОБ/12-12773-И/28-735 от 31 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» - без удовлетворения. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 марта 2021 ода по делу №7-490/2021 решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01 декабря 2020 года по делу №12-1100/2020 оставлено без изменения.

Довод стороны административного истца о том, что пункт 4 Предписания (к работе допущен и не отстранен от ее выполнения работник организации П.Г.А., занятая на должности «преподаватель», как не прошедшая в установленном порядке комиссионное психиатрическое освидетельствование) является незаконным, т.к. комиссионное психиатрическое освидетельствование не является обязательным для профиля данного учреждения, судебная коллегия признает необоснованным, подлежащим отклонению, т.к. административным истцом неверно толкуется Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с «Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности»).

Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).

Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Перечень).

Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны работники учебно-воспитательных учреждений, работники детских дошкольных учреждений.

В силу части третей статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Постановлению №377 определена периодичность прохождения комиссионного психиатрического освидетельствования, указаны проводимые работы, виды профессиональной деятельности и категории должностей, которым полагается психиатрическое освидетельствование – не реже одного раза в пять лет. Общие лабораторные и функциональные исследования: электроэнцефалограмма.

Разделе Перечня «Физические нагрузки» указаны работы, «связанные с перенапряжением голосового аппарата» - «преподавательская, дикторская, вокально-разговорные виды актерской работы, работа на телефонной станции».

П.Г.А. согласно трудовому договору является преподавателем, проходит периодические обязательные медицинские осмотры, на основании пункта 19 Приложения № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 302н, что сторонами не оспаривалось. Однако сведений о том, что П.Г.А. проходила не реже чем 1 раз в пять лет комиссионное психиатрическое освидетельствование, суду первой инстанции и апелляционной инстанции представлено не было. Административная сторона полагала, что такое обследование для преподавателей СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» не является обязательным.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований признавать пункты 4 Предписания от 22 ноября 2019 года № 78/6-6620-19-ГУЗ/735/2/2 незаконным, учитывая, что на момент выдачи предписания, нарушения имели место быть, и до настоящего времени не устранены.

Пунктом 3.7 Приложения к Постановлению Минздравсоцразвития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 установлено, что работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению №2 к Порядку.

В соответствии с пунктом 3.1 Приложения к Постановлению Минздравсоцразвития РФ и Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29, проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Согласно требованиям п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ Минобразования РФ №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все без исключения работники организации, в том числе ее руководитель.

В тоже время в соответствии с требованиями абзаца 9 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В соответствии с требованиями абзаца 10 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Между тем, сведений о том, что в СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» имеет место выдача удостоверений по проверке знаний и требований охраны труда, а также отсутствие утвержденного порядка, формы периодичности и продолжительности обучения по охране труда в СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж», равно как и проведение проверки знаний требований охраны труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда работников и руководителей организации СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» судом первой инстанции не установлено, в материалы дела доказательств обратному не представлено, что является прямым нарушением нормативных требований.

Судебная коллегия не находит оснований для признания пункта 5 Предписания незаконным (к работе допущена и не отстранена от ее выполнения П.Г.А., занятая на должности «преподаватель», как не прошедшая в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда), т.к. ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции не был представлен протокол прохождения П.Г.А. обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, а также не было представлено удостоверение полученное по окончанию обучения. Доказательств обратному не представлено.

Постановлением № 78/7-8146-19-ОБ/12-12766-И/28-735 от 31 августа 2020 года о назначении административного наказания СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» был привлечен к административной ответственности по статье 5.27, 5.27.1КоАП РФ, назначен штраф 110 000 рублей (основание неисполнение п.4 и п.5 Предписания) (л.д.207-213 том 1).

СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» обжаловал постановление № 78/7-8146-19-ОБ/12-12766-И/28-735 от 31 августа 2020 года о назначении административного наказания в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга. Решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 09 декабря 2020 года по делу №12-1101/2020 постановление № 78/7-8146-19-ОБ/12-12773-И/28-735 от 31 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» - без удовлетворения. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 марта 2021 ода по делу №7-492/2021 решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 09 декабря 2020 года по делу №12-1101/2020 оставлено без изменения.

Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда на рабочем месте вновь принимаемого на работу гражданина являются обязательным для включения в трудовой договор условиями.

В соответствии с требованиями подпункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что в трудовом договоре №71 от 01 января 2011 года (ошибочно указано в предписании 01 марта 2011 года) с П.Г.А. и дополнительных соглашениях к нему не указаны условия труда на рабочем месте, не указана дата начала работы, что является нарушением статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, старшим государственным инспектором труда Мазур А.В. обоснованно данные нарушения были указаны в пунктах 6 и 7 Предписания от 22 ноября 2019 года № 78/6-6620-19-ГУЗ/735/2/2.

То обстоятельство, что П.Г.А. была принята на работу в СПб ГБПОУ «Электромашиностроительный колледж» в 1993 году на должность мастера производственного обучения, когда не было обязательным подписание трудового договора с указанием условий в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (начало действия 30 декабря 2001 года), не являлось препятствием для указания в последующем при подписании трудового договора №71 в 2011 году условий труда на рабочем месте и даты начала работы, учитывая, что после вынесения оспариваемого предписания такие изменения были внесены посредством подписания дополнительных соглашений №3 от 22 ноября 2019 года в части фактической даты приема на работу – «30 августа 1993 года», в части условий труда на рабочем месте – «1-й класс (по результатам специальной оценки условий труда от 14 мая 2019 года)» (л.д.130 том 1). Однако такие документы были представлены после вынесения предписания в суд первой инстанции.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания пунктов 6 и 7 Предписания незаконными.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Учитывая выявленные при внеплановой документарной проверке нарушения норм трудового законодательства, старшим государственным инспектором труда Мазур А.В. обоснованно в пункте 8 Предписания указано на необходимость проведения внеочередной проверки знаний требований охраны труда директору организации Н.А.Ю., руководителям и специалистам, иным должностным лицам, состоящих в комиссиях по охране труда, расследованию несчастных случаях, проверке знаний требований охраны труда в связи с выявленными нарушениями требований охраны труда, указывающими на недостаточный уровень знаний требований безопасности и охраны труда данных сотрудников. Проверка знаний должна быть проведена в объёме должностных обязанностей, а также в объёме знаний требований правил и инструкций по охране труда, связанных со спецификой деятельности юридического лица, в обучающей организации с участием (по согласованию) представителя органа государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Судебная коллегия находит приведенные в обжалуемом решении выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, не допущено, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 сентября 2020 года по административному делу № 2а-4606/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж»– без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Московский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: