ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-496/2022 от 15.03.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Кирдяпина Н.Г. Дело № 33а-496/2022

24RS0006-01-2021-001426-27

2.209

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Сидоренко Е.А.,

судей: Шавриной А.И., Ковалевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ковалевой Т.В. административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Боготольского района Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 8 ноября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Боготольского района Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, возложении обязанности договор купли-продажи заключить отказать»,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Боготольского района в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, возложении обязанности по заключению данного договора.

Требования мотивированы тем, что 25.08.2021 ФИО1 обратился в администрацию Боготольского района с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, однако в заключении такого договора ему было отказано. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», указ Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг «Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», полагает отказ администрации Боготольского района в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд незаконным, поскольку данные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения имеются и подлежат предоставлению гражданам для их собственных нужд, в том числе и для отопления.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, указывая, что бездействие администрации Боготольского района Красноярского края по исполнению постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» не является основанием для отказа ФИО1 в удовлетворении требований.

Заслушав ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и не просивших об его отложении, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ФИО1, проживающий в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу: <...>, обратился 25.08.2021 в администрацию Боготольского района Красноярского края с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений в целях использования расположенного на землях сельскохозяйственного назначения леса лиственничной породы для заготовки древесины для собственных нужд - отопления жилого дома, в объеме 15 куб.м, в шаговой доступности от п. Лозняки Боготольского района.

По результатам рассмотрения заявления администрация Боготольского района направила ответ от 08.09.2021 № 2679, в котором сообщила о невозможности заключить с ним договор купли-продажи в связи с отсутствием на территории Боготольского района Красноярского края зарегистрированных муниципальных лесных насаждений и уведомлений об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также в связи с проведении работ по выявлению лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

Отказывая в признании оспариваемого отказа незаконным, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для заключения с ФИО1 согласно представленному заявлению договора купли-продажи лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

Так, Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 (далее – Положение № 1509).

Пунктами 3, 4, 14 Положения № 1509 леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации... Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.

Согласно п. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд установлены законом Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», в соответствии с которым заготовка гражданами древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг утвержден Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», согласно п. 2 которого заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений, при этом заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления.

С учетом приведенных выше норм права, орган, уполномоченный на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, определяется в зависимости от принадлежности земельного участка.

В соответствии с п.3 Указа от 22.08.2008 № 60-уг для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, составленное по форме, установленной в приложении к Порядку, и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представляются в письменной форме гражданином в уполномоченную организацию по месту нахождения объекта использования древесины, а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, – в орган местного самоуправления.

Согласно приложению к данному порядку заявление должно содержать указание на территорию, в границах которой предполагается осуществить приобретение лесных насаждений.

По результатам рассмотрения заявления согласно п. 6 Указа от 22.08.2008 № 60-уг уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в заключении договора купли-продажи лесных насаждений может быть отказано по причине несоответствия заявления форме, установленной в приложении к Порядку, непредставления, предусмотренных п. 5 Порядка документов, а равно отсутствие в период рассмотрения заявления в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, соответствующих требуемым объемам и качественным характеристикам, указанным в заявлении.

Из анализа приведенных правовых положений следует, что гражданину, имеющему намерение заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на землях, находящихся в муниципальной собственности, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления. При этом отсутствие должных мер, направленных на проведение работ по выявлению лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, не может служить основанием для отказа в заключении соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений.

Вместе с тем в нарушение п. 3 Порядка, предъявляющего определенные требования к форме заявления, ФИО1 не указал месторасположение территории, в границах которой он намерен был приобрести земельные насаждения для собственных нужд.

Указание в заявлении на представление леса, произрастающего на землях сельскохозяйственного назначения «в шаговой доступности» на территории района не позволяет подвергнуть предметной проверке работы административного ответчика по установлению наличия либо отсутствия в период рассмотрения заявления лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, соответствующих требуемым объемам и качественным характеристикам, указанным в заявлении.

Учитывая, что в силу п. 6 Указа от 22.08.2008 № 60-уг несоответствие формы заявления и отсутствие в период рассмотрения заявления в указанном заявителем участке лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд является самостоятельным отказом в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, то судебная коллегия находит оспариваемый отказ администрации Боготолского района в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, не противоречащим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы административного истца, не указавшего место расположения земель, отнесенных в его понимании к территории «шаговой доступности».

В связи с изложенным, судебная коллегия находит, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований соответствуют нормам действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения.

Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, а также на нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, апелляционная жалоба не содержит.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции также не допущено.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Боготольского районного суда Красноярского края от 8 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.03.2022