В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-4981/2019
Строка 019а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Дёминой О.В., Кобзевой И.В.,
при секретаре Чернышовой А.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ясинской И.И.
административное дело по административному исковому заявлению Трофимова Юрия Владимировича к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Москве и Московской области, Отряду пограничного контроля в международном аэропорту Шереметьево, должностному лицу подразделения пограничного контроля пограничного органа Ситникову С.А. о признании незаконным решения, действий,
по апелляционной жалобе представителя Трофимова Юрия Владимировича по доверенности Ватутина Павла Владимировича
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 апреля 2019 года
(судья районного суда Оробинская О.В.)
У С Т А Н О В И Л А:
Трофимов Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Пограничной службе Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Москве и Московской области, Отряду пограничного контроля в международном аэропорту Шереметьево, должностному лицу подразделения пограничного контроля пограничного органа Ситникову С.А., в котором просил признать незаконным:
действия по уклонению от представления Трофимову Ю.В. полной и достоверной информации об основаниях ограничения права на выезд из Российской Федерации, что выразилось в отказе предоставить информацию о решении ФССП России, на основании которой Трофимову Ю.В. ограничено право на выезд из Российской Федерации, а именно: о дате решения ФССП России, основания такого решения, в каком виде принято решение (постановление, определение и т.д.), сроке действия решения и органе (подразделении) ФССП России, принявшим указанное решение;
уведомление № 15/5147-2115 от 27 января 2019 года (аэропорт Шереметьево, Терминал D) за подписью должностного лица подразделения пограничного контроля пограничного органа Ситникова С.А.;
действия, которые выразились в незаконном отказе Трофимову Ю.В. в праве на выезд из Российской Федерации на основании уведомления № 15/5147-2115 от 27 января 2019 года за подписью должностного лица подразделения пограничного контроля пограничного органа Ситникова С.А.
Кроме того, административный истец просил возложить обязанность на административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем организации беспрепятственного выезда Трофимова Ю.В. из Российской Федерации и снятия каких-либо ограничений по данному поводу и обратить в порядке ст. 188 КАС РФ решение к немедленному исполнению.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что в рамках сводного исполнительного производства № 34280/16/36035-СД судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСГТ г. Воронежа Ходаевой Н.В. 28 декабря 2018 года вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации, которое он обжаловал в суд, при этом заявив о применении мер предварительной защиты. 24 января 2019 года Коминтерновским районным судом г. Воронежа было вынесено определение, приведенное к немедленному исполнению, согласно которому постановлено: приостановить действие вышеуказанного постановления от 28 декабря 2018 года, утвержденного заместителем начальника Коминтерновского РОСП г. Воронежа Дых Е.В., о временном ограничении Трофимова Ю.В. на выезд из Российской Федерации.
Также постановлено исполнение определения суда поручить Коминтерновскому РОСП г. Воронежа, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, а также отряду пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево. Вынесенное Коминтерновским районным судом г. Воронежа определение от 24 января 2019 года о применении мер предварительной защиты было направлено для исполнения по принадлежности.
В связи с вынесением вышеуказанного определения суда от 24 января 2019 года Трофимов Ю.В. по заданию работодателя 27 января 2019 года был направлен за границу. Однако на пункте пограничного контроля в аэропорту Шереметьево Трофимов Ю.В. был задержан сотрудниками подразделения пограничного контроля пограничного органа, снят с авиарейса. 27 января 2019 года административному истцу было выдано уведомление № 15/5147-2115 за подписью должностного лица подразделения пограничного контроля пограничного органа аэропорта Ситникова С.А., согласно которому Трофимову Ю.В. сообщалось, что ему ограничено право на выезд из Российской Федерации на основании решения ФССП России. При этом Ситников С.А. проигнорировал доводы Трофимова Ю.В. о том, что на основании определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 24 января 2019 года действие постановления от 28 декабря 2018 года о временном ограничении Трофимова Ю.В. на выезд из Российской Федерации приостановлено. После этого Трофимовым Ю.В. Ситникову С.А. было предъявлено для ознакомления определение Коминтерновского районного суда от 24 января 2019 года. Ознакомившись с данным определением, Ситников С.А. заявил, что ничего не знает, Трофимова Ю.В. из Российской Федерации не выпустит, так как имеется временный не снятый запрет на выезд из Российской Федерации, который поступил от судебных приставов.
Административный истец полагает, что в результате указанных действий были нарушены его трудовые, социальные и семейные права, так как была сорвана служебная командировка, не выполнено служебное задание работодателя, организация понесла убытки, встал вопрос об увольнении Трофимова Ю.В. с занимаемой должности. Кроме того, Трофимову Ю.В. было отказано в предоставлении информации о том, кем и когда было вынесено постановление, на основании которого Трофимову Ю.В. временно ограничен выезд из Российской Федерации (л.д. 6-8).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Трофимова Ю.В. отказано в полном объеме (л.д. 116-125).
В апелляционной жалобе представитель Трофимова Ю.В. по доверенности Ватутин П.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные административным истцом требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 143-145).
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы безопасности России по г. Москве и Московской области по доверенности Глебов В.В., а также представитель отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево по доверенности Антоненко И.К. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Трофимова Ю.В., считают решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 апреля 2019 года законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 11 Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
В силу пункта 15 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе совершать такие исполнительные действия как установление временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации.
Обмен информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, осуществляется в электронном виде в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности. В целях обмена указанной информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, и единая система межведомственного электронного взаимодействия (ч. 9 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 № 960, Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Пунктом 3 Порядка и сроков обмена в электронном виде информацией о применении и снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации между судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов, судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службой безопасности Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29.09.2017 № 187 (далее Порядок) установлено, что судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения ФССП России не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации или постановления о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, регистрирует его в АИС ФССП России.
В целях обмена информацией могут использоваться государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность, единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов (п. 2 вышеуказанного Порядка).
Постановления о временном ограничении (снятии временного ограничения) на выезд должников из Российской Федерации направляются из АИС ФССП России посредством СМЭВ, а через систему МИР принимается информация, необходимая и достаточная для идентификации должников в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которая включает в себя сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате рождения и месте рождения должника, право на выезд которого из Российской Федерации временно ограничено (п. 6 вышеуказанного Порядка).
При отсутствии возможности передачи информации с использованием систем, указанных в пункте 2 Порядка, информация передается на отчуждаемом машинном носителе информации (п. 9 вышеуказанного Порядка).
При невозможности передачи информации способами, указанными в Порядке, информирование Департамента пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России о временном ограничении (снятии временного ограничения) на выезд должников из Российской Федерации производится ФССП России на основании мотивированного письма руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации (п. 11 вышеуказанного Порядка).
На основании п. 33 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСБ России от 08.11.2012 № 562, право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, указанных в статье 15 Федерального закона.
Основаниями для отказа в пропуске через государственную границу являются, в том числе выявление случаев, указанных в пункте 33 Административного регламента (п. 34 вышеуказанного Административного регламента).
При подтверждении оснований, указанных в пункте 34 Административного регламента, непосредственным начальником должностного лица принимается решение об отказе в пропуске через государственную границу, о чем сообщается лицу, представившему документы на право пересечения государственной границы, с указанием основания отказа и государственного органа, решение которого послужило таким основанием (п. 35 вышеуказанного Административного регламента).
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в ходе исполнительного производства по исполнительному документу о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов поручает судебному приставу-исполнителю структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов снять данное ограничение при наличии информации об уплате задолженности по исполнительному документу в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, или за днем возникновения иных оснований для снятия данного ограничения, выносит постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации (ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате задолженности по исполнительному документу, выносит в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью этого судебного пристава-исполнителя, постановление о снятии временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, экземпляр которого незамедлительно направляет судебному приставу-исполнителю, вынесшему постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ч. 8 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Копии постановлений о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, о снятии данного ограничения направляются судебным приставом-исполнителем должнику не позднее дня, следующего за днем их вынесения (ч. 10 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При этом в постановлении особо оговаривается, что ограничение выезда будет снято только после поступления данного постановления в пограничные органы. В связи с этим, предъявление должником на пункте пограничного контроля копии постановления о снятии ограничения на выезд, а также платежных документов, подтверждающих погашение задолженности, не является основанием для пропуска через границу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28 декабря 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ходаевой Н.В. должнику по сводному исполнительному производству № 34280/16/36035-ИП Трофимову Ю.В. с даты вынесения постановления был ограничен выезд из Российской Федерации сроком на 6 месяцев, т.е. до 28 июня 2019 года (л.д. 9).
24 января 2019 года судьей Коминтерновского районного суд г. Воронежа в рамках предъявленного в суд административного иска Трофимова Ю.В. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд из Российской Федерации вынесено определение, согласно которому ходатайство Трофимова Ю.В. о применении мер предварительной защиты удовлетворено, приостановлено действие постановления от 28 декабря 2018 года, вынесенное судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа, утвержденное заместителем начальника Коминтерновского РОСП г. Воронежа Дых Е.В., о временном ограничении Трофимова Ю.В. на выезд из Российской Федерации. Исполнение определения поручено Коминтерновскому РОСП г. Воронежа УФССП России по Воронежской области, Управлению ФСБ России по г. Москве и Московской области, отряду пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево. Указано, что определение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном для исполнения судебных актов (л.д. 10-11).
27 января 2019 года в международном аэропорту Шереметьево Трофимову Ю.В. было отказано в пропуске через государственную границу по причине ограничения права на выезд из Российской Федерации на основании решения ФССП России, о чем должностным лицом подразделения пограничного контроля пограничного органа Ситниковым С.А. административному истцу выдано уведомление № 15/5147-2115 от 27 января 2019 года (л.д. 12).
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия административных ответчиков, в том числе, должностного лица подразделения пограничного контроля пограничного органа Ситникова С.А. носили правомерный характер, соответствовали требованиям Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСБ России от 08.11.2012 № 562.
При этом районный суд правильно указал, что требования административного истца о неправомерности действий должностного лица, выразившихся в отказе в предоставлении информации о дате решения ФССП России, оснований, виде и сроке действия решения не основаны на законе, поскольку ссылки на нарушение конкретных правовых норм Трофимовым Ю.В. не приведены.
В силу особого порядка снятия временного ограничения, а в данном случае приостановления ограничения на выезд должника из Российской Федерации, предъявление 27 января 2019 года Трофимовым Ю.В. на пограничном пункте определения Коминтерновского районного суда г. Воронежа правового значения не имело.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основании представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трофимова Юрия Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: