ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5033/2022 от 16.08.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Андрианова И.Л. Дело № 33а-5033/2022

УИД 76RS0024-01-2022-001137-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего судьи Громовой А.Ю.,

судей Моисеевой О.Н., Федотовой Н.П.,

при секретаре Марковой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

16 августа 2022 года

административное дело по апелляционной жалобе Алексеева Андрея Викторовича на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 13 мая 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме».

Заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику, в котором просит признать незаконным с момента принятия и отменить решение Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 года о включении Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить Алексеева А.В. из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство иностранных дел Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

В обоснование административного иска указано, что решением Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2021 года, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Алексеев А.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Основным направлением деятельности Алексеева А.В. является реализация кинопроектов и популяризация качественного видеоконтента. В кинотеатре «» Алексеевым А.В. проведено множество эксклюзивных кинопремьер, творческих встреч. Один из главных социально значимых культурно-просветительских проектов - киноклуб «» в 2016 году включен в ассоциацию европейских кинотеатров Europa Cinemas. В 2019 году Алексеев А.В. был удостоен премии «Общественное признание» за инициативу в деле сохранения исторического прошлого - видеопроект «», является популяризатором кинематографа в Ярославской области. О присвоенном статусе Алексееву А.В. стало известно из публикаций в СМИ и данных вышеуказанного реестра. В уведомлении Минюста РФ о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, от 30.12.2021 года, полученном административным истцом 14.01.2022 года, было указано, что соответствующее решение принято на основании частей 3 и 7 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации».

Административный истец с указанным решением Минюста РФ не согласен, считает его незаконным, необоснованным, существенно нарушающим его права и свободы, противоречащим основополагающим нормам международного права и практике применения, которые являются обязательными для российских судов в силу положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Административным истцом документированной информации или заявления в Минюст РФ не предоставлялось. Соответственно, документированная информация могла поступить только от органов государственной власти Российской Федерации. В уведомлении от 30.12.2021 года не содержится подтвержденных уполномоченным органом государственной власти сведений, являющихся основанием для включения физического лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а именно сведений, указанных в ч. 3 и ч. 7 Закона о СМИ. Более того, в уведомлении указан лишь факт включения Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, но не указано, когда было издано распоряжение о включении в данный реестр информации о лицах, указанных в подп. "а" и "б" п. 2 Порядка, когда было получено согласование Министерства иностранных дел Российской Федерации. Перечисленное не позволяет убедиться в соблюдении Министерством юстиции Российской Федерации положений Приказа Минюста России от 24.09.2020 № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», а, следовательно, и законности решения о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Решение Минюста о признании административного истца иностранным СМИ, выполняющих функции иностранного агента, принято с существенным нарушением его прав, гарантированных ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 8, 10, 14, 18 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 1 Протокола 1 к Конвенции. Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по указанному обстоятельству не подавалась. Истец считает, что присвоение ему статуса «иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента» и возложение на него обязанностей по предоставлению отчетов в Минюст России о своей деятельности, о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, размещению их в сети «Интернет» или представлению российским средствам массовой информации для опубликования, нарушает его право на неприкосновенность частной жизни, гарантированное ст. 8 Европейской Конвенции. Не было никакой объективной необходимости для возложения на административного истца обязанности по предоставлению в Минюст РФ отчетности о расходовании денежных средств, использовании им своего имущества и осуществлении деятельности. До наделения лица статусом «иностранного агента», российское законодательство определяло четкие механизмы, позволяющие государственным органам в определенных случаях осуществлять контроль за его деятельностью, получению и расходованию им денежных средств, однако теперь на основании положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которые в соответствии со ст. 6 Закона о СМИ, в том числе регулируют правовой статус лиц, признанных иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, административный истец под риском административного и уголовного преследования должен предоставлять дополнительную отчетность и ставить в известность государство обо всех своих финансовых операциях, в том числе, сколько было потрачено денежных средств на личные цели (покупку продуктов, одежду, лекарственных средств и т.д.). Установление обязанности размещать в сети "Интернет" или представлять российским средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России, также представляет собой серьезное вмешательство в права административного истца, гарантируемое ст. 8 Конвенции. Вмешательство административного ответчика явно не преследует законные цели, которые могут оправдывать посягательство на права, защищенные статьей 8 Конвенции. Несмотря на то, что законодатель предоставил государственным органам широту усмотрения при принятии распоряжения о включении того или иного лица в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, это не освобождает Минюст России от приведения обоснованных и законных оснований для принятия такого решения. Даже при наличии у Минюста России доказательств соответствия деятельности административного истца, перечисленным в ст. 6 Закона о СМИ критериям административный ответчик обязан привести конкретные, преследующие законные цели, доводы и основания принятия решения о включении Алексеева А.В. в указанный реестр. Административный истец убежден, что вмешательство в его деятельность не имело законную цель и не было необходимо в демократическом обществе. Наделение его статусом иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, значительно ограничивает свободу его деятельности и наделяет его дополнительными обязанностями. Неисполнение возложенных обязанностей влечет риск привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.34-1 КоАП РФ, к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 330.1 УК РФ. Административный истец является гражданином Российской Федерации и государства Израиль, российским и международным экспертом в области охраны природы и экологической безопасности, находится в сравнимом положении с другими российскими экспертами и общественными деятелями, получающими финансирование из российских источников. Однако вмененная ему обязанность маркировать все, без исключения, размещенные им сообщения и материалы, пометкой "иностранный агент", имеющей явно отрицательную коннотацию и воспринимаемой общественностью как «враг режима», предусматривают иное отношение к нему по сравнению с российскими экспертами и общественными деятелями, находящимися в сравнимом положении, но получающими только российское финансирование, истец вынужден тратить собственные средства на создание и поддержание деятельности созданного им юридического лица, проведению ежегодного аудита и предоставлению отчетности. Такие требования создают серьезные финансовые и организационные обременения. Меры, вынудившие административного истца фактически отказаться от существенной части дохода, которая могла быть потрачена на личные цели или независимое освещение общественно важных вопросов, не могут преследовать законную цель защиты «общественного интереса» в демократическом обществе. Административный истец считает, что присвоение ему статуса «иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента», носит политически мотивированный характер в связи с его активным независимым освещением общественно значимых вопросов (предпринимательства в эпоху пандемии в проекте «», истории самых заметных горожан в проекте «» и др.) и фактически является элементом широкого подавления деятельности независимых экспертов общественного экологического движения в России. Возложение на административного истца дополнительных обязанностей существенно ограничивает профессиональную деятельность (как эксперта общественного экологического движения) и создает препятствия в ее осуществлении, призвано снизить его активность, создать ему препятствия в реализации своего права на свободу слова, свободу массовой информации, подорвать его репутацию в российском информационном пространстве.

Административный истец в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях ответчика и отзыве третьего лица на требования, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства иностранных дел Российской Федерации в письменном ходатайстве просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя МИД России, в удовлетворении требований отказать, указав на то, что МИД России подтверждает, что решение Минюста России о включении информации об административном истце в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, было согласовано с МИДом России в установленном порядке в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». Копия письма МИД России о согласовании от 29.12.2021 представлены в материалы дела Минюстом России.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятию по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Алексеев А.И. и его представитель по устному ходатайству Акимов А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, дали пояснения аналогичные тексту жалобы.

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области и Министерства юстиции Российской Федерации по доверенностям Беляева М.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, пояснила, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, в связи с чем, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Остальные участники судебного процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Судебной коллегией, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, выслушав Алексеева А.И. и его представителя по устному ходатайству Акимова А.А., поддержавших требования жалобы, представителя Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области и Министерства юстиции Российской Федерации по доверенностям Беляеву М.А., возражавшую по доводам жалобы, изучив письменные материалы настоящего дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.46).

По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела.

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, принято в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому оснований, с соблюдением процедуры принятия решения, без нарушения прав и законных интересов административного истца.

С выводами суда судебная коллегия соглашается, находит их основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 30.12.2021 года «О включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента» в соответствии с частями 3 и 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации» Алексеев А.В., включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

29.12.2021 года МИД России письмом за сообщил в Минюст России о том, что МИД России согласовывает включение Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Уведомлением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента от 30.12.2021 года , направленным административному истцу по месту его жительства, Минюст России сообщил Алексееву А.В. о включении в указанный реестр, разъяснив права и обязанности иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, предусмотренные ст. 6 и 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», также приказами Минюста России от 24.09.2020 № 214 «Об утверждении порядков применения к лицам, указанным в частях 3 и 7 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», и к российскому юридическому лицу, учрежденному иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, положений ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и № 215 «Об утверждении Порядка уведомления Министерства юстиции Российской Федерации иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, об учрежденных им российских юридических лицах».

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).

В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).

Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 утвержден Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее по тексту - Порядок).

Из пункта 2 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласно части пятой статьи 6 и части пятой статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" следует, что включению в реестр подлежит информация:

а) о юридическом лице, зарегистрированном в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическом лице, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников;

б) о физическом лице или российском юридическом лице, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации.

Пунктом 9 названного Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9, 14 названного Порядка, решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, с учетом требований части 6 статьи 6 Закона о СМИ, решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7 "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст России. Иных обязанностей на истца не возлагается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.04.2014 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наименование организации и др.", возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по смыслу статей 2, 18, 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными целями и ценностями, поскольку оно направлено на обеспечение информированности всех заинтересованных лиц об участии иностранных субъектов (государств, организаций или индивидов) в денежной и (или) иной материальной поддержке некоммерческих организаций, принимающих участие в политической деятельности, имеющей целью оказание воздействия на содержание решений органов государственной власти и проводимую ими государственную политику, а также на формирование соответствующего общественного мнения.

Учитывая, что получение некоммерческими организациями денежных средств и иного имущества от иностранных источников не исключает возможности их использования для оказания влияния на государственные органы Российской Федерации в интересах таких источников, законодательное выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, согласуется также с положениями Конституции Российской Федерации о суверенной государственности России и о признании носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонационального народа (преамбула; статья 3, часть 1).

Судом установлено, что в Министерство юстиции Российской Федерации 01.12.2021 года поступила информация из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в отношении Алексеева А.В., в соответствии с которой Алексеев А.В. при финансовой поддержке из иностранных источников осуществляет деятельность по распространению неограниченному кругу лиц аудиовизуальных сообщений, в том числе в интересах СМИ, выполняющих функции иностранных агентов.

Согласно сведениям Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЦФО на счет Алексеева А.А., в период с 06.08.2020 года по 02.09.2021 год поступило 820 тыс. рублей от представительства Фонда в качестве оплаты услуг записи и монтажа видеопроектов.

23.12.2021 года в Минюст России от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) поступила информация в отношении Алексеева А.В.

Так, исходя из справки о распространении Алексеевым А.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, полученных Роскомнадзором из открытых источников следует, что в 2012 году Алексеев А.В. стал председателем регионального отделения в Ярославской области (с 08.02.2014 – , с 19.05.2018 – , партия не зарегистрирована), зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (). В 2014 году Алексеев А.В. выступил в качестве соучредителя ООО «. С 2014 года по 2020 год ООО «» позиционировался как площадка для проведения встреч с лидерами общественного мнения. В настоящее время ООО «» организовывает разовые показы авторского кино в кинотеатрах г. Ярославля. Алексеев А.В. распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:

Исходя из приложения о выявленных фактах распространения сообщений и материалов, которые созданы и (или) распространены иностранным средством информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, за период с декабря 2020 года по декабрь 2021 года выявлены факты распространения Алексеевым А.В. сообщений и материалов иностранного средства массовой информации «», «», », выполняющих функции иностранного агента:

Актом осмотра интернет-ресурсов от 14.10.2021 года, составленного начальником отделения Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Ярославской области, проведен осмотр интернет – страниц, с фиксацией открытых интернет-страниц, сфотографированных программными средствами операционной системы, со следующими названиями: .

Письмо о согласовании Министерством иностранных дел Российской Федерации включения сведений об Алексееве А.В. в реестр поступило в Минюст России 29.12.2021 года.

Согласно пунктам 14, 16 вышеназванного Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Минюстом России указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации. Сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр и (или) об исключении из него информации о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Материалами дела подтверждается, что уведомление о включении Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России направлено административному истцу в предусмотренный для этого срок.

При этом судебная коллегия отмечает, что направление Минюстом России распоряжения о включении в реестр Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, действующим законодательством не предусмотрено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что факты осуществления Алексеевым А.В. при финансовой поддержке из иностранных источников деятельности по распространению неограниченному кругу лиц аудиовизуальных сообщений, в том числе в интересах СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, нашли свое подтверждение. Следовательно, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия оспариваемого Алексеевым А.В. распоряжения от 30.12.2021 года «О включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».

В связи с чем, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Алексеевым А.В. исковых требований являются правильными.

Доводы апеллянта о недоказанности факта иностранного финансирования, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку данное обстоятельство подтверждено сведениями Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам и имеющим право собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.

Оспариваемые действия Минюста России о включении Алексеева А.В. в реестр основаны, в том числе, на информации, предоставленной указанным выше органом об иностранном финансировании. Оснований считать предоставленную Росфинмониторингом информацию недостоверной, не имеется.

Утверждения в жалобе о том, что включение Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, нарушает его права и законные интересы, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.

Данное обстоятельство, осуществленное в соответствии с законом, по мнению судебной коллегии, не может быть признано ограничивающим права и свободы Алексеева А.В., не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Алексеева А.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение его прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных требований и которые в силу требований статей 84, 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда. Оснований для переоценки изложенных судом первой инстанции доводов, судебная коллегия не находит.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 13 мая 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Андрея Викторовича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на решение и апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи