ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5046/23 от 25.07.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Избербашский городской суд

судья Нурбагандов Н.М.

номер дела в суде первой инстанции 2а-117/2022

УИД 05RS0017-01-2022-003852-29

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 25 июля 2023 года, по делу № 33а-5046/23, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Джарулаева А-Н.К.,

судей Магомедова М.А. и Минтиненко Н.С.,

при секретаре Дахдуеве Г.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дербентского межрайонного природоохранного прокурора, поданному в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее Росгидромета), Министерству природных ресурсов и экологии РД, заинтересованному лицу Правительству РД, о возложении обязанности обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории городского округа <адрес>, по апелляционным жалобам административных ответчиков - Росгидромета и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на решение Избербашского городского суда от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО11, пояснения представителя ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО5, помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6, представителя Министерства природных ресурсов и экологии РД ФИО8, судебная коллегия

установила:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие административных ответчиков Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», выразившееся в не установлении на территории <адрес> необходимого количества стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от <дата>); возложить на Росгидромет и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность устранить допущенное бездействие путем установления на территории <адрес> стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в количестве, соответствующем требованиям указанного ГОСТа.

Требования обоснованы тем, что на территории <адрес> не имеется стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Учитывая, что численность населения, проживающего в <адрес>, составляет 61 800 человек, в соответствии с положениями пунктов 2.5 и 2.6 ГОСТ 17.<дата>-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» при численности населения 50 тыс. жителей в населенном пункте должно быть один стационарный пост.

Обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов в силу положений действующего законодательства в области охраны окружающей среды, Устава ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», возложена на Росгидромет и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

По вышеуказанным фактам Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое до настоящего времени не исполнено. Отсутствие надлежащего количества наблюдательных постов негативно влияет на осуществление мониторинга окружающей среды, не позволяет своевременно выявить случаи загрязнения атмосферного воздуха, и, соответственно, принять меры к установлению причин такого загрязнения.

Полагая, что бездействие ответчиков свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на получение достоверной информации о стоянии окружающей среды, гарантированных ст. 42 Конституции РФ, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.

Решением Избербашского городского суда от <дата> административные исковые требования удовлетворены, постановлено:

«Административное исковое заявление Дербентского межрайонного природоохранного прокурора, поданное в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерству природных ресурсов и экологии РД, заинтересованному лицу Правительству РД о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении на территории <адрес> Республики Дагестан стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест», и возложении обязанности установить на территории <адрес> РД стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» выразившееся в неустановлении на территории <адрес> стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».

Возложить на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность установить на территории <адрес> Республики Дагестан стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».

В остальной части административного иска, отказать».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росгидромет и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», подали апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Дербентский межрайонный природоохранный прокурор ФИО7 выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного ответчика - ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО5 поддержал апелляционную жалобу, полагал решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Помощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 и представитель Министерства природных ресурсов и экологии РД ФИО8 возражали относительно доводов жалоб, считают решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Иные участники судебного разбирательства, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда.

На основании части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Дербентской природоохранной прокуратурой проведена проверка в ходе которой установлено, что на территории <адрес> отсутствуют посты стационарного наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, при чем на территории <адрес> также находятся промышленные предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, основное предприятие загрязнитель это АО «Дагнефтегаз», у него есть несколько объектов на <адрес>. В городе есть 38 объектов негативного воздействия. Кроме того в летний период <адрес> является туристическим городом, соответственно здесь требуется наблюдение за атмосферным воздухом. Согласно ст. 23 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

По результатам прокурорской проверки Дербентским межрайонным природоохранным прокурором в адрес начальника ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО9 было внесено Представление об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и обеспечении оснащении сети наблюдений количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории муниципальных образований РД, в том числе <адрес>, в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых мест».

В настоящее время постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, как стационарных, так и подвижных, иных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на территории <адрес> РД не имеется, какая-либо работа по мониторингу и контролю качества атмосферного воздуха в <адрес> РД не проводится, и вопрос производства наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в <адрес> не разрешен.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от <дата> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона от <дата> № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», разъяснениями законодательства, изложенными в постановлении Правительства РФ от <дата> «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата>, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к выводу о том, что бездействие административных ответчиков по непринятию исчерпывающих мер для обеспечения установления на территории <адрес> стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в соответствии с ГОСТ 17.<дата>-86, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Вопреки доводам жалоб, выводы суда первой инстанции о наличии оспариваемого бездействия сделаны на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 84 КАС РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <дата> № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» участниками деятельности гидрометеорологической службы являются федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и подведомственные организации.

Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, в силу части 2 статьи 13 указанного Федерального закона осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Пункт 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, закрепляет правовой статус Росгидромета как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за поведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

В соответствии с пунктами 5.4.3, 5.4.4 Положения к полномочиям Росгидромета отнесено формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах компетенции).

Пункт 7 Положения устанавливает, что Росгидромет осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», утвержденным приказом Росгидромета от <дата>, ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории, в том числе <адрес>, а также для выполнения отдельных функций, установленных настоящим Уставом.

Предметом и основными целями деятельности Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации является выполнение работ, оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации.

В состав Учреждения входят необособленные структурные подразделения, филиалы, представительства, а также иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения Учреждения, которые составляют систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе посты, станции, лаборатории и др., предназначенные для наблюдений за гидрометеорологическими процессами, состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за возникновением опасных природных (гидрометеорологических) явлений.

Виды деятельности, осуществляемые Учреждением в установленном порядке для реализации основных целей деятельности определены в разделе 3 Устава, к числу которых относится осуществление материально-технического оснащения наблюдательной сети приборами, оборудованием и другими материальными ресурсами, организация и осуществление технического обслуживания и метрологического обеспечения наблюдений в пунктах наблюдательной сети Учреждения для обеспечения единства измерений; организация в установленном порядке текущего и капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения, капитального строительства находящихся на праве оперативного управления у Учреждения зданий и сооружений, метеорологических площадок и постов наблюдения за загрязнением атмосферы и других объектов.

Источниками финансового обеспечения Учреждения, являются субсидии, предоставляемые Учреждению, из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели.

При этом Учреждение обязано обеспечивать выполнение установленного Росгидрометом государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) и предоставления отчета о его выполнении в установленные государственным заданием сроки, также обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него Росгидрометом субсидий из федерального бюджета, а также средств, полученных в установленном порядке от осуществления приносящей доход деятельности.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обязанность по установлению и организации деятельности стационарных постов на основании приведенного правового регулирования, возложена на Росгидромет и ФГБУ ЦУГМС.

Положениями «ГОСТ 17.<дата>-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» установлены три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (п. 1.1).

Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ (п. 1.2).

Согласно требованиям пункта 2.5 упомянутого государственного стандарта, число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, мест отдыха и курортных зон.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на территории <адрес>, численность населения составляет 61800 человек, отсутствует стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, что не соответствует вышеназванному государственному стандарту, исходя из количества жителей данного муниципального образования.

Данные обстоятельства, свидетельствующие о допущенных административными ответчиками нарушениях в сфере мониторинга за состоянием атмосферного воздуха, послужили основанием для вынесения Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой представления об устранении нарушений закона.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела в материалы дела не представлены сведения о том, что административными ответчиками были приняты достаточные и эффективные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оспариваемого бездействия административных ответчиков.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению требований предписания надзорного органа, административными ответчиками не представлено.

Допущенное административными ответчиками бездействие нарушает права граждан (неопределенного круга лиц), в том числе на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, что является недопустимым, и в связи с чем у суда имелись основания для удовлетворения настоящего административного искового заявления.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, недостаточное финансирование, не позволяющее реализовать задачи федерального уровня, связанные с развитием государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, не является основанием для невыполнения требований законодательных норм, не исключает возложенную федеральным законом на Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы обязанность по организации государственного экологического мониторинга и пунктов гидрометеорологических наблюдений на территории Российской Федерации и ее субъектов и не может служить препятствием для реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на что обоснованно указано в обжалуемом заявителем судебном акте по данному административному делу.

Поскольку оспариваемое административным истцом бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции правомерно возложил на Росгидромет и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обязанность установить на территории <адрес> стационарный пост наблюдения за состоянием окружающего воздуха в количестве, соответствующем требованиям упомянутого ГОСТа, постановлен при правильном применении норм материального права и положений правовых норм.

Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Избербашского городского суда от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы Росгидромета и ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Избербашский городской суд Республики Дагестан.

Председательствующий А-ФИО10

судьи М.А. ФИО1

Н.С. Минтиненко