Судья Лазарев П.Н. | Дело № 33а-5053/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 15 июня 2021 года
Судья судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым Юсупова Л.А-В., без проведения судебного заседания административный материал № 9а-33/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В. и прокуратуре Республики Крым о признании бездействий незаконными,
по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление оставлено без движения,
изучив письменные материалы, проверив законность и обоснованность определения судьи,
установила:
ФИО1 обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие прокуратуры Республики Крым по невыяснению, в ходе рассмотрения обращения, даты и других реквизитов документа о передаче информации о преступлении по статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации в Раздольненский МСО из прокуратуры Раздольненского района Республики Крым; признать незаконным бездействие административных ответчиков по непредоставлению ответа на обращение о преследовании за критику прокурора ФИО4
Определением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2021 года административное исковое заявление оставлено без движения для устранения недостатков, административному истцу разъяснено о необходимости исправления указанных недостатков заявления в срок до 15 марта 2021 года.
Определением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года административное исковое заявление возвращено на основании части 7 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с неустранением недостатков административного искового заявления, кроме того истцу разъяснено о праве повторного обращения с настоящим иском.
Не согласившись с определением судьи от 26 февраля 2021 года, административный истец ФИО1 обратился с частной жалобой, в которой просит определение отменить.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу), осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
Согласно части 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.
Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, прихожу следующему.
Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Оставляя исковое заявление без движения, суд первой инстанции указал на следующие нарушения требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации:
- административным истцом в административном исковом заявлении не указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца (пункт 1 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации);
- не указаны нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решения, действие (бездействие) (пункт 7 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации);
- не читаемость административного искового заявления, содержание неразборчивых слов, их сокращений, аббревиатур, искажений в сокращенных наименованиях государственных органов.
Вместе с тем, согласиться с указанными выводами судьи суда первой инстанции не представляется возможным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для оставления без движения указан в статьях 125-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подаётся в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном иске указываются наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о её государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
Исходя из содержания пункта 4 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к бездействию, которое может быть оспорено в судебном порядке, относится уклонение административного ответчика от принятия решений либо от совершения действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.
Конкретные сведения о том, какие действия (бездействия) и каких должностных лиц оспариваются административных истцом, о дате и месте их совершения, а также о том, в чём заключается оспариваемое бездействие и в каком периоде времени оно имело или имеет место, в административном исковом заявлении приведены, равно как и ссылки на нормативные правовые акты.
Учитывая, что изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и приложенные к нему документы позволяют сделать вывод о существе нарушенных прав и законных интересов административного истца, форме проявления бездействия административного ответчика, административное исковое заявление читаемо, при этом в административном исковом заявлении приводятся ссылки на конкретные нормативные положения, на соответствие которым, по утверждению заявителя, надлежит проверить бездействие прокурора, вывод суда первой инстанции об оставлении административного искового заявления без движения, по указанным основаниям является безосновательным.
Сведения о номерах телефонов, факсов, адреса электронной почты административных истцов и административных ответчиков указываются в исковом заявлении для обеспечения извещения судом посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова (статья 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и при условии, что такие средства связи имеет лицо, обратившееся в суд.
Между тем, из материалов усматривается, что в административном исковом заявлении указан почтовый адрес административного истца, что позволяет суду известить его, в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данные сведения являются достаточными для решения вопроса о принятии иска, в связи с чем, выводы суда первой инстанции о нарушении пункта 2 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации противоречат материалам дела.
Кроме того, учитывая вышеприведённые доводы, отсутствие других недостатков, выводы суда первой инстанции об оставлении административного искового заявления без движения в части неуказания номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца при наличии других сведений в материалах дела, а также иные недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения иска, не влекут оставление его без движения.
Таким образом, обжалуемое определение законным и обоснованным не является, на что ссылается административный истец в частной жалобе, в связи с чем в силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2021 года по административному материалу № 9а-33/2021 отменить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.
Судья Л.А-В. Юсупова