ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5080/19 от 20.06.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Глухова Т.Н.

Судья-докладчик Бутина Е.Г. № 33а-5080/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Тулаковой Л.Г.,

судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,

при секретаре Шеине М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту жилищной политики администрации города Иркутска о признании незаконным отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, возложении обязанности заключить договор приватизации

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от Дата изъята

установила:

в обоснование административного иска ФИО1 указано, что Дата изъята он подал административному ответчику документы, необходимые для передачи ему в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного в <адрес изъят> однако, Дата изъята получил отказ в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, который считает незаконным.

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным отказ Департамента жилищной политики администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, возложить на административного ответчика обязанность заключить договор приватизации.

Административный ответчик возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Решением суда от Дата изъята исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, не признано аварийным, не является служебным, ветхим. Нанимателем указанного жилого помещения был ФИО2, который умер, членами семьи нанимателя ФИО3, ныне покойная, и её сын ФИО4, отбывающий наказание в местах лишения свободы в г. Полтава, Украина. Указывает на то, что вселился в спорное жилое помещение с согласия ФИО4, зарегистрирован в нем, содержит жилое помещение в надлежащем состоянии, пользуется им на условиях договора социального найма, согласие на приватизацию получено, факт смерти остальных членов семьи подтвержден.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Иркутска ФИО5 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи, заслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО5, считавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно статьи 14 указанного Закона, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 7), а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (пункт 8).

Постановлением администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации», которым регулируются правоотношения, связанные с предоставлением муниципальной услуги по передаче в собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации (далее по тексту – административный регламент).

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 раздела 6 главы II административного регламента, с заявлением о предоставлении муниципальной услуги заявителем (представителем заявителя) представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей); документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (нотариально удостоверенная доверенность, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, свидетельство о рождении, решение суда об усыновлении, свидетельство об усыновлении, свидетельство об установлении отцовства), - в случае, если от имени заявителя действует его представитель; справка о составе семьи Ф-9, Ф-10; правоустанавливающий документ на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; справка органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, о потребительских качествах и общей площади жилого помещения (в случае несоответствия сведений о площади жилого помещения, указанных в данной справке, сведениям, указанным в правоустанавливающем документе на жилое помещение, она должна содержать информацию органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о возможных причинах такого несоответствия); справка органа (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации о соответствии адресов объектов недвижимости (в случае изменения адреса жилого помещения); справка муниципального унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации города Иркутска» об отсутствии частного домовладения (приватизированного жилья) в собственности; распоряжение органов опеки и попечительства - в случаях, когда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется с разрешения (согласия) органов опеки и попечительства или по их инициативе; свидетельство о смерти - в случае смерти члена семьи, проживавшего в жилом помещении; документ, подтверждающий смену фамилии, имени или отчества (свидетельство (справка) о заключении брака, свидетельство (справка) о расторжении брака, свидетельство о перемени имени, свидетельство об установлении отцовства) - в случае, если заявителем и (или) одним из членов семьи таковые изменялись; согласия в письменной форме всех имеющих право на приватизацию жилого помещения совершеннолетних членов семьи заявителя, в том числе временно отсутствующих членов семьи, на заключение с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо отказ данных граждан от заключения с ними договора передачи жилого помещения в собственность граждан в форме заявления, удостоверенного в нотариальном порядке.

Согласно подпункту 7.1.3 пункта 7.1 главы 7 раздела II административного регламента, непредставление заявителем (его представителем) документов, указанных в пункте 6.2 главы 6 раздела II настоящего административного регламента, является основанием для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Судом установлено, что Дата изъята ФИО1 обратился в отдел предоставления муниципальных услуг Департамента жилищной политики аппарата администрации г. Иркутска с заявлением о передаче ему в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>.

Согласно акту приёма-передачи документов Номер изъят, ФИО1 к заявлению были приложены следующие документы: копия его паспорта, копия свидетельства о смерти ФИО3, копия записи акта о смерти Номер изъят от Дата изъята , копия ордера Номер изъят серии АБ от Дата изъята , копия решения суда от Дата изъята , справки (выписка из домовой книги, справка о составе семьи, справка с места жительства) Номер изъят от Дата изъята , копия поквартирной карточки (Форма 10), справка о неучастии в приватизации Номер изъят от Дата изъята , справка о наличии общей площади и потребительских качествах квартиры № Номер изъят от Дата изъята , согласие ФИО4, технический паспорт от Дата изъята

Дата изъята ФИО1 на основании подпункта 7.1.3 пункта 7.1 главы 7 раздела II административного регламента отказано в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

В обоснование оспариваемого решения указано на непредоставление ФИО1 правоустанавливающего документа на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, а также, что представленные заявителем копия ордера Номер изъят АБ от Дата изъята , копия свидетельства о смерти ФИО3 не заверены надлежащим образом, а также в ордере не указаны фамилия и отчество одного из членов семьи нанимателя, которого не представилось возможным идентифицировать с указанным в согласии на приватизацию ФИО4 Кроме того, заявителем не было представлено согласие ФИО2 на заключение с ним договора передачи жилого помещения в собственность граждан либо его отказ от заключения с ним договора передачи жилого помещения в собственность граждан в форме заявления, удостоверенного в нотариальном порядке.

При этом заявителю разъяснено право обратиться в администрациюг. Иркутска за получением муниципальной услуги на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача копий документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности г. Иркутска», утверждённого постановлением администрации г. Иркутска от Дата изъята Номер изъят.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания незаконным спорного отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не имеется, при этом суд разъяснил, что административный истец не лишён права в дальнейшем обратиться с заявлением о передаче ему в собственность жилого помещения в порядке приватизации, с приложением к нему необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

При этом суд правильно пришел к выводу, что административным ответчиком не было отказано в заключении договора передачи жилого помещения в собственность административного истца, а лишь принято решение об отказе в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Выводы суда являются мотивированными, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, содержит его, что им представлено согласие на приватизацию от ФИО4, подтвержден факт смерти остальных членов семьи отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлиять на законность постановленного судом решения.

Как судом верно указано, ФИО1 было отказано в приёме документов, поскольку им не были представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные для предоставления муниципальной услуги документы в полном объеме, что не лишает его права в дальнейшем повторно обратиться, предоставив необходимый пакет документов.

Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от Дата изъята по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Р.И. Харин

Е.Г. Бутина