ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5082/19 от 28.05.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Кундикова Ю.В.

дело №33а-5082/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 28 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Хожаиновой О.В., Агина В.В.,

при секретаре Журавской Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зерали Сундусы Эреджебовны, Фезлова Ваита Ибрагимовича, Джемилевой Момуне к администрации города Симферополя, главе муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председателю Симферопольского городского совета Агееву В.Н., главе администрации г. Симферополя Маленко Н.Ф., заинтересованные лица Симферопольский городской совет, МУП «Горпроект», МКУ «Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя», о признании незаконным бездействия администрации города Симферополя при рассмотрении заявлений административных истцов, возложении обязанности на главу администрации города Симферополя принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования,

по апелляционной жалобе администрации города Симферополя на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

представитель Адабашев Т.К., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности в интересах административных истцов Зерали С.Э., Фезлова В.И., Джемилевой М., обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации г. Симферополя при рассмотрении заявлений административных истцов о внесении изменений в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 28 апреля 2016 г. № 773; возложении обязанности на главу администрации г. Симферополя в течение 10 дней с момента вступления решения в силу принять решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования с учётом рекомендаций, содержащихся в Заключении, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками земельных участков по адресу: <адрес>, на основании свидетельств о праве собственности, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилых домов. В 2016 году административным истцам стало известно, что решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 28 апреля 2016 №733 были утверждены временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь. Согласно карты градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки, принадлежащие административным истцам земельные участки были отнесены к территориальной зоне З-1 – зоне зеленых насаждений. Они обратились в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь с заявлениями с просьбой учесть уже существующие права на земельные участки и изменить зону З-1 на зону Ж-1 – для индивидуального жилищного строительства. Заявления были рассмотрены на заседании указанной комиссии 7 октября 2016 года. Согласно протоколу №5 заседания комиссии было решено рекомендовать внести соответствующие изменения в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки и изменить зону зеленых насаждений на зону застройки индивидуальными жилыми домами в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков. 31 октября 2016 года проведены публичные слушания и принято решение о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки по обсуждаемым вопросам, в заключении отмечается, что главе администрации г. Симферополя необходимо обязать разработчика временных Правил землепользования и застройки МУП «Горпроект» подготовить проект временных Правил землепользования и застройки с учетом рекомендуемых изменений в срок 2 недели с момента направления в адрес данного предприятия протокола и заключения для возможности внесения администрацией г. Симферополя на рассмотрение Симферопольского городского совета вопроса о внесении изменений во временные правила землепользования и застройки. Бездействие администрации г. Симферополя нарушает права административных истцов, поскольку установленная зона З-1 не позволяет им производить строительство на участках. К административным истцам прокуратурой предъявлен иск о возврате земельных участков, поскольку такие участки находятся в зоне лесов и лесопарков.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены частично, так, признано незаконным бездействие администрации г. Симферополя при рассмотрении заявлений административных истцов от 13 сентября 2016 года о внесении изменений в карту градостроительного зонирования временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым, утвержденных решением 42-й сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 28 аперля 2016 года № 733, выразившемся в непринятии соответствующего решения на основании Заключения о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года по вопросу изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, по <адрес>; возложена обязанность на главу администрации г. Симферополя (Маленко Н.Ф.) по принятию в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Заключении о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года по вопросу изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, по <адрес> в удовлетворении заявленных требований к главе муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым – председателю Симферопольского городского совета Агееву В.Н. отказано; разрешён вопрос о судебных расходах.

Не согласившись с решением суда, администрацией г. Симферополя подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зерали С.Э., Фезлова В.И., Джемилевой М. отказать в полном объёме.

В судебном заседании представитель административного истца Фезлова В.И. – Адабашев Т.К. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель администрации г. Симферополя Республики Крым Клеев И.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из ответа МКУ Департамент развития муниципальной собственности админисрации г. Симферополя Республики Крым от 14 января 2019 года № 348/40/09-08 следует, что решением 42-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 апреля 2016 года № 733 утверждены Временные правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Правила), в соответствии с которыми земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> (<адрес>) находятся в территориальной зоне зеленых насаждений (З-1).

Судом установлено, что собственники указанных выше земельных участков по <адрес> Зерали С.Э., Фезлова В.И., Джемилевой М. 13 сентября 2016 года обратились в адрес главы администрации г. Симферополя с заявлениями о рассмотрении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь.

В соответствии с протоколом Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Комиссия) от 07 октября 2016 года № 5 заявления Фезлова В.И., Зерали С.Э., Джемилевой М. с предложением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в части изменения зоны З-1 на Ж-1 в отношении земельных участков рассмотрены. По результатам рассмотрения Комиссией принято решение рекомендовать внести соответствующие изменения (л.д.19-24).

Как следует из материалов дела, постановлением Председателя Симферопольского городского совета от 12 октября 2016 года № 23 «О назначении публичных слушаний на 21 октября 2016 года и на 31 октября 2016 года» назначены публичные слушания на 31 октября 2016 года, вопрос о внесении изменений в карту градостроительного зонирования в части изменения зоны З-1 на зону Ж-1 в отношении земельных участков был рассмотрен на публичных слушаниях 31 октября 2016 года, но в Симферопольский городской совет главой администрации не направлялся.

Из имеющегося в материалах дела Заключения о результатах публичных слушаний от 31 октября 2016 года Комиссией рекомендовано внести изменения во временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым: изменить зону З-1 на зону Ж-1 в отношении земельного участка в районе <адрес><адрес> учитывая наличие права собственности на данные земельные участки, подготовлено заключение о рекомендации главе администрации г. Симферополь ФИО1 обязать разработчика временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым МУП «Горпроект» подготовить проект временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с учётом рекомендуемых изменений в срок 2 недели с момента направления в адрес данного предприятия протокола и настоящего заключения по результатам публичных слушаний для возможности внесения администрацией г. Симферополь на рассмотрение Симферопольского городского совета вопроса о внесении изменений во временные Правила землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Удовлетворяя требования административных истцов и признавая незаконным бездействие администрации г. Симферополя Республики Крым, суд первой инстанции пришёл к выводу, что со стороны администрации г. Симферополь имело место бездействие, выразившееся в не рассмотрении надлежащим образом заявлений административных истцов от 13 сентября 2016 года, поскольку не принято окончательное решение по указанным заявлениям.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции верным, в связи со следующим.

Согласно положениям части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Положениями статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (на дату возникновения спорных правоотношений) закреплен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, где предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (на дату возникновения спорных правоотношений) после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Согласно пункту 7, утверждённому решением Симферопольского городского совета от 28 ноября 2014 года № 84, Порядку организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки осуществляется Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Положениями пункта 14 Симферопольского городского совета от 28 ноября 2014 года № 84 установлено, что председатель Симферопольского городского совета при получении проекта правил землепользования и застройки, принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства находящихся в границах указанной части территории городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, Комиссия с учётом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе администрации города Симферополя для принятия решения о направлении указанного проекта в Симферопольский городской совет.

13 сентября 2016 года административные истцы обратились в администрацию г. Симферополя с заявлениями о рассмотрении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, просили внести изменения в карту градостроительного зонирования в отношении земельных участков в <адрес>, поз. по <адрес> изменить зону З-1 на зону Ж-1.

В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Симферопольский городской совет по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе администрации г.Симферополя на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

То обстоятельство, что принятое Комиссией решение носит рекомендательный характер для главы администрации г. Симферополя по мнению колеегии не является основанием для непринятия решения об удовлетворении заявлений административных истцов или об отказе в удовлетворении заявлений административных истцов.

Вопреки требования части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации администрацией г. Симферополя не представлено суду доказательств, что заявления административных истцов от 13 сентября 2016 года были рассмотрены в соответствии с установленным порядком, а также то, что по ним приняты окончательные решения.

Также колегия судей находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что требования об обязании главы администрации г. Симферополя по принятию в течении 10 дней с учётом рекомендаций, содержащихся в Заключении, в соответствии с действующим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством, фактически влечёт к подмене полномочий органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в области земелепользования и застройки, так как по заявлению административных истцов администрация г. Симферополя должна принять одно из решений о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Заключении о результатах публичных слушаний 31 октября 2016 года по вопросу изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам, по <адрес>.

Таким образом, обязывая администрацию г. Симферополя принять одно из предусмотренных законодательством решений, суд первой инстанции не обязал административного ответчика принять конкретное решение, а фактически возложил обязанность рассмотреть заявления административных истцов и принять по ним решение об их удовлетворении или об отказе в их удовлетворении, то есть одно из решений, предусмотренное законодательством.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, определены и установлены в полном объёме, нормы материального права судом применены верно; доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; нарушений процессуального характера не допущено.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой, данной судом первой инстанции доказательствам по делу, не могут служить основанием к отмене решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Л.А-В. Юсупова

Судьи: О.В. Хожаинова

В.В. Агин