УИД 38RS0023-01-2021-000071-28
Судья 1 инстанции Мицкевич А.О.
Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-5090/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В. и Абрамчика И.М.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-273/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», к особым защитным участкам лесов
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Рослесхоза Дзебисовой О.М. на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 24 марта 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено: согласно схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственного регламента Тулунского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр и информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Тулунского лесничества Иркутской области в срок до 2025-2035 года планируется создание особо охраняемых природных территорий-палеонтологического памятника природы «Обнажения по реке Ия», расположенного в Тулунском лесничестве, а также предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Икейской даче, кварталах №№ 150ч., 151-159, 162-169, 172-180, 182ч., 183-189, Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской даче, кварталах №№ 72-74, 83-90, 96-105, 109-116, 123-128, 151-154, 155ч., 200-204, 205ч., 206ч., 238ч.-243ч. Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, техническом участке №15 Совхоз–техникума «Тулунский», кварталах №№30, 40, 41, 46ч., 47, 48, Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве, Техническом участке №10 колхоза «Рассвет», квартале №44ч., Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве, Техническом участке колхоза «Приречный», кварталах
№№ 21, 23, 24, 26, 30-37, 38-43 Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве, Аршанской даче, кварталах №№ 2ч, 3-7, 18ч.-20ч, 22ч., 23ч., на площади 87,1 тыс.га.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется с учетом функционального зонирования и правового режима особо охраняемых природных территорий. По материалам таксации лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, решением лесоустроительного совещания устанавливается необходимость определения интегрального показателя рекреационного потенциала лесных насаждений, данных о местоположении инвазивных видов растений и границ функциональных зон.
В нарушение указанных требований Лесного кодекса РФ, а также Лесоустроительной инструкции, в лесохозяйственном регламенте Тулунского лесничества, лесные участки, расположенные в границах планируемого к созданию палеонтологического памятника природы «Обнажения по реке Ия», расположенного в Тулунском лесничестве, а также предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Икейской даче кварталах №№ 150ч., 151-159, 162-169, 172-180, 182ч., 183-189,Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской даче, кварталах №№ 72-74, 83-90, 96-105, 109-116, 123-128,
151-154, 155ч., 200-204, 205 ч., 206ч., 238ч., 243ч. Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, техническом участке №15 Совхоз–техникума «Тулунский», кварталах №№30, 40, 41, 46ч., 47, 48, Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве Техническом участке № 10 колхоза «Рассвет», квартале №44ч., Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве, Техническом участке колхоза «Приречный», кварталах №№ 21, 23, 24, 26, 30-37, 38-43 Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве, Аршанской даче, кварталах №№ 2ч,
3-7, 18ч.-20ч, 22ч., 23ч., относятся к лесам, расположенным в нерестоохранных полосах лесов, эксплуатационных лесах, и других, за исключением территорий ООПТ.
При этом информации о выделении территории планируемых памятников природы и предлагаемой резервной территории как особо защитных участков лесов лесохозяйственный регламент Тулунского лесничества не содержит.
С целью сохранения и защиты окружающей среды постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-ПП утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы. Одна из подпрограмм – «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» направлена на обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия.
На территории Тулунского лесничества обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. Кроме того, на территории Тулунского лесничества обитают охотничье-промысловые виды птиц и животных.
Создание особо охраняемых природных территорий позволит сохранить растительный мир, животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и как следствие увеличению их численности на территории района.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий-палеонтологического памятника природы «Обнаружения по реке Ия», расположенного в Тулунском лесничестве, а также предлагаемой резервной и территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Икейской даче, кварталах №№ 150ч.,
151-159, 162-169, 172-180, 182ч., 183-189, Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской даче, кварталах №№ 72-74, 83-90,
96-105, 109-116, 123-128, 151-154, 155ч., 200-204, 205ч., 206ч., 238ч.-243ч. Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, техническом участке №15 совхоз-техникума «Тулунский», кварталах №№30, 40, 41, 46ч., 47, 48, Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве/Техническом участке № 10 колхоза «Рассвет», квартале № 44ч., Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве, Техническом участке колхоза «Приречный», кварталах №№21, 23, 24, 26, 30-37, 38-43 Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве, Аршанской даче, кварталах №№ 2ч, 3-7, 18ч.-20ч, 22ч., 23ч., на площади 87,1 тыс.га.,
к особо защитным участкам лесов; обязать Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий – палеонтологического памятника природы «Обнажения по реке Ия», расположенного в Тулунском лесничестве, а также предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», к особо защитным участкам лесов в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением от 24.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Определением суда от 12.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Легион», ООО «Дельта»,
ООО «Кедр».
Решением Тулунского городского суда Иркутской области
от 24.03.2021 административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, представитель Рослесхоза обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что отнесение лесов к ОЗУ требует проведение дорогостоящих трудозатратных многолетних мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Судом не принято во внимание, что наличие на спорной территории установленных ограничений лесопользования аналогично с ограничениями для ОЗУ, тем самым сделав неправильный вывод о том, что до принятия соответствующего решения Правительством Иркутской области об установлении региональных ООПТ Памятника природы, Зарезервированной территории не обеспечен необходимый режим использования лесов. Указанный режим использования защитных ценных лесов установлен в соответствии с материалами лесоустройства, составленных на основании проведенных специальных исследований в процессе лесоустроительных работ, в том числе по установлению особенностей растительного, животного мира и иных объектов окружающей среды, объектов
историко-культурного наследия на лесных участках.
Независимо от категории защитности лесов, наличия ОЗУ, допустимые виды использования территории в границах ООПТ устанавливаются положением об ООПТ.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае имеется необходимость понуждения Правительства Иркутской области в скорейшем принятии соответствующих решений о создании региональных ООПТ Памятника природы, Зарезервированной территории.
В материалах дела отсутствует документация о специальных исследованиях испрашиваемых лесных участках, доказывающих присутствие на зарезервированной территории редких видов флоры и фауны, в связи с которыми испрашиваемые лесные участки могут быть отнесены к ОЗУ.
В материалах дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие на территории испрашиваемых лесных участков реликтовых и эндемичных растений, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Как и не представлено доказательств о присутствии на указанных территориях лесных участков мест обитания и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации.
При этом, по сведениям ИАС «ООПТ России» вышеуказанная информация об исключительности находящейся флоры и фауны на указанных территориях не зафиксирована.
Точные координаты границ, запланированных Памятника природы, Зарезервированной территории, не определены и не утверждены соответствующим решением Правительства Иркутской области. Отсутствие утвержденных координат границ планируемых ООПТ, в итоге может привести к необоснованному расхождению в площади и месторасположении созданного ООПТ и ОЗУ. К компетенции Рослесхоза не относится обеспечение проведения работ по установлению границ ООПТ регионального значения.
Каких-либо предложений министерства, либо административного истца о необходимости выделения испрашиваемых ОЗУ Рослесхозу не поступало.
Принятие решений о создании ОЗУ возможно на основании представленных предложений министерства с приложением обосновывающей лесоустроительной и иной документации, хранящейся в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляет министерство.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14.07.2021 принят отказ Братского межрайонного природоохранного прокурора Мартюшова В.Б.
от административного иска в части признания незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства, выразившегося в непринятии мер, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: палеонтологического памятника природы «Обнажения по реке Ия», расположенного в Тулунском лесничестве; предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Икейской даче, кварталах №№ 150ч., 151-159, 162-169, 172-180, 182ч., 183-189, Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской даче, кварталах №№ 72-74, 83-90, 96-105, 109-116, 123-128, 151-154, 155ч., 200-204, 205ч., 206ч.,
238ч.-243ч. Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, техническом участке № 15 совхоз-техникума «Тулунский», кварталах №№30, 40, 41, 46ч., 47, 48, Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве, Техническом участке №10 колхоза «Рассвет», квартале №44ч., Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве, Техническом участке колхоза «Приречный», кварталах №№21, 23, 24, 26, 30-37, 38-43 Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве, Аршанской даче, кварталах №№ 2ч, 3-7, 18ч.-20ч, 22ч., 23ч., на площади 87,1 тыс.га, к особо защитным участкам лесов;
обязании Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий: палеонтологического памятника природы «Обнажения по реке Ия», расположенного в Тулунском лесничестве; предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», за исключением выдела 18 квартала 89, выдела 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103 Кирейской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, выдела 11 квартала 32, выдела 7 квартала 33, выдела 18 квартала 30 Технического участка Колхоз «Приречный» Присаянского участкового лесничества Тулунского лесничества.
Решение Тулунского городского суда Иркутской области
от 24.03.2021 в указанной части отменено, производство по настоящему административному делу в указанной части прекращено.
В остальной части исковых требований, в том числе в части обязания Федерального агентства лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории – предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30, к особо защитным участкам лесов, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Федерального агентства лесного хозяйства Королева Д.П. в суде апелляционной инстанции против удовлетворения административного иска в оставшейся части не возражала.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца прокурора Шергиной Н.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе проверки, проведенной Братским межрайонным природоохранным прокурором, выявлено, что согласно схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области
от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственного регламента Тулунского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, и информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Тулунского лесничества Иркутской области в срок до 2025-2035 годов планируется создание особо охраняемой природной предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30.
В нарушение требований Лесного кодекса РФ, а также Лесоустроительной инструкции, в лесохозяйственном регламенте Тулунского лесничества лесные участки, расположенные в границах предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», не отнесены к особо защитным участкам лесов.
Разрешая заявленные по существу требования и обязывая Федеральное агентство лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории – предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение требований законодательства Федеральным агентством лесного хозяйства не приняты меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории - предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30, к особо защитным участкам лесов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В силу положений ст. 119 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ)особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; объекты природного наследия; другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
На особо защитных участках лесов, за исключением указанных
в части 3 настоящей статьи, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с ч.2 ст.67 настоящего Кодекса.
Согласно п. 26, п. 39, ст. 81 ЛК РФ проектирование защитных лесов, а также принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу п.п. 5.4.4, 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, отнесение лесов к защитным лесам, резервным лесам, выделение особо защитных участков леса, установление границ защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, а также обеспечение проектирования этих лесов относится к полномочиям Рослесхоза.
Из приведенных норм закона следует, что лесные участки, на которых планируется создание особо охраняемых природных территорий подлежат отнесению к особо защитным участкам лесов в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, заповедных лесных участков, участков лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, объектов природного наследия и других особо защитных участков лесов с установлением в них соответствующего режима введения лесного хозяйства и использования лесов.
Согласно схеме территориального планирования Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области
от 02.11.2012 № 607-пп, лесохозяйственному регламенту Тулунского лесничества, утвержденному приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, а также информации министерства лесного комплекса Иркутской области, на территории Тулунского лесничества Иркутской области в срок до 2025-2035 года планируется создание особо охраняемой природной территории - предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская».
Вместе с тем, Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени лесные участки, расположенные в ее границах, не отнесены к особо защитным участкам лесов – леса, расположенные на планируемой к созданию особо охраняемой природной территории.
Согласно п. 2 раздела 1 пп. 6, и 8 раздела 2 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Из представленного суду лесохозяйственного регламента Тулунского лесничества Иркутской области, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мкр, с учетом Генерального плана Кирейского муниципального образования и Генерального плана Владимирского муниципального образования усматривается, что лесные участки, расположенные в границах планируемой к созданию предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30, относятся к лесам, расположенным в нерестоохранных полосах лесов, эксплуатационных лесах и других, за исключением территорий ООПТ.
Информации о выделении планируемой предлагаемой резервной территории как особо защитных участков лесов лесохозяйственный регламент Тулунского лесничества не содержит.
Согласно информации министерства лесного комплекса Иркутской области от 27.10.2020 № 02-91-14738/20 предлагаемая резервная территория под названием «Нижнекирейская» (№1608), Тулунский район, планируемая общая площадь 87,1тыс.га. согласно графическому контуру на приложении к схеме «Карта планируемых особо охраняемых природных территорий регионального значения» в границах планируемой к созданию территории расположены лесные квартала №№ 150ч, 151-159, 162-169, 172-180, 182ч, 183-189 Икейской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, лесные квартала №№ 72-74, 83-90, 96-105, 109-116,123-128,
151-154, 155ч, 200-204, 205ч, 206ч, 238ч-243ч Кирейской дачи Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, лесные квартала
№№ 30, 40, 41, 46ч, 47, 48 Технического участка № 15 Совхоз–техникума «Тулунский» Икейского участкового лесничества Тулунского лесничества, лесной квартал № 44ч Технического участка № 10 колхоза «Рассвет» Присаянского участкового Тулунского лесничества, лесные квартала
№№ 21, 23, 25, 26, 30-37, 38-43 Технического участка колхоза «Приречный» Присаяновского лесничества Тулунского лесничества, лесные квартала
№№ 2ч, 3-7, 18ч-20ч, 22ч, 23ч Аршанской дачи Присаяновского участкового лесничества Тулунского лесничества. Данная территория обременена правом аренды лесных участков: ООО «Легион» договор аренды лесного участка
от 09.12.2008 с видом разрешенного использования лесов – для заготовки древесины; ООО «Дельта» договор аренды лесного участка
от 29.11.2011 № 91-519/11 с видом разрешенного использования лесов – для осуществления рекреационной деятельности; ООО «Кедр» договор аренды лесного участка от 18.01.2013 № 91-7/13 с видом разрешенного использования лесов – для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.
С целью сохранения и защиты окружающей среды постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 444-ПП утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды»
на 2014-2020 годы. Одна из подпрограмм – «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий Иркутской области» направлена на обеспечение устойчивого развития экологически значимых природных комплексов и сохранение биологического разнообразия.
Согласно заключению по результатам проверки планируемого к созданию предлагаемой резервной территории под названием
« Нижнекирейская» на территории Тулунского лесничества, расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30. обнаружены редкие виды растительного мира, подлежащие охране. В ходе обследования выявлено 153 вида сосудистых растений. Из них в Красную книгу включено 2 вида
(любка двулистая, пион уклоняющийся).
Создание особо охраняемой природной территории позволит сохранить растительный мир, животных и способствовать их расселению на сопредельные участки и как следствие, увеличению их численности на территории района.
Отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, лесов расположенных на планируемой к созданию особо охраняемой природной территории – предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», не позволяют министерству лесного комплекса Иркутской области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламент Тулунского лесничества с целью установления ограничений использования указанных территорий как особо защитных участков лесов, и соответственно распоряжаться лесными участками с соблюдением их природоохранного значения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время планируемая к созданию в 2025-2035 годах ООПТ регионального значения к таковым не относится, нельзя признать обоснованными.
Как установлено судом, основанием для предъявления искового заявления послужило непринятие мер Федеральным агентством лесного хозяйства, обеспечивающих отнесение лесов, расположенных в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории - предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская» на территории Тулунского лесничества, к особо защитным участкам лесов.
В связи с чем, доводы административного ответчика о необходимости представления доказательств об образовании указанных особо охраняемых территорий являются несостоятельными, основанными на неверном понимании предмета административных требований и положений действующего законодательства.
Вместе с тем, в случае принятия Правительством Иркутской области решений об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения: предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», лесные участки, расположенные в границах указанных территорий, в соответствии с требованиями ст.ст.111,112 ЛК РФ будут относиться не к особо защитным участкам лесов, а к защитным лесам – лесам, расположенным на особо охраняемой природной территории.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии установленных и утвержденных границ, планируемой ООПТ, что препятствует точному определению необходимой площади и установлению границ, испрашиваемых ОЗУ, также нельзя признать состоятельными, поскольку они не основаны на законе.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ сведения о границах особо охраняемой природной территории, содержащей графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, являются обязательным приложением к решению о создании ООПТ.
Вместе с тем, названные особо охраняемые природные территории планируются к созданию, то есть не являются действующими, и решения об их создании Правительством Иркутской области не принимались.
Местоположение указанных территорий отображено на картографических материалах Схемы территориального планирования Иркутской области, а также лесохозяйственного регламента Тулунского лесничества.
Согласно лесохозяйственному регламенту Тулунского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 № 78-мпр, предлагаемая резервная территория планируемого к созданию памятника природы «Нижнекирейская» расположена в том числе в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве, Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участковом лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30.
Кроме того, местоположение планируемой к созданию ООПТ «Нижнекирейская» отображено в текстовой и картографической части Генерального плана Кирейского муниципального образования Тулунского района, который 12.03.2021 согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства, а также Генерального плана Владимирского муниципального образования Тулунского района.
Таким образом, местоположение и площадь планируемой к созданию особо охраняемой территории – резервной территории планируемого к созданию памятника природы «Нижнекирейская» определены.
Более того, судом установлено, что сведения об указанной планируемой ООПТ также содержатся на официальном сайте «ООПТ России».
Согласно п.п. 9,16 ст. 81 ЛК РФ проектирование особо защитных участков лесов, а также принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Таким образом, точные границы особо защитных участков лесов должны быть определены административным ответчиком при их проектировании с учетом документов территориального планирования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела документации о специальных исследованиях испрашиваемых лесных участках, доказывающих присутствие на запланированной территории памятника природы, зарезервированной территории редких видов флоры и фауны, в связи с которыми испрашиваемые лесные участки могут быть отнесены к особо защитным участкам лесов, опровергаются заключением ведущего научного сотрудника СИФИБР СО РАН Верхозиной А.В., согласно которому на территории предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская» произрастает более 153 видов сосудистых растений. Из них в Красную книгу Иркутской области включено 2 вида.
В силу п. 23 лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, наличие таких растений является прямым основанием для отнесения участков, являющихся предметом искового заявления, к особо защитным участкам лесов.
С учетом указанных положений закона, суд пришел к правильному выводу, что отсутствие вынесенного в установленном законом порядке решения Федерального агентства лесного хозяйства об отнесении к особо защитным участкам лесов, расположенных на предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», не позволяют министерству лесного комплекса Иркутской области внести соответствующие изменения в государственный лесной реестр области и лесохозяйственный регламент Тулунского лесничества с целью установления ограничений использования указанных территорий как особо защитных участков лесов, и соответственно распоряжаться лесными участками с соблюдением их природоохранного значения.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что Федеральное агентство лесного хозяйства обязано принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории – предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», к особо защитным участкам лесов, являются обоснованными, в связи с чем оснований для отмены постановленного судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тулунского городского суда Иркутской области
от 24 марта 2021 по данному административному делу в части обязания Федерального агентства лесного хозяйства принять меры, обеспечивающие отнесение лесов, расположенных в границах планируемой к созданию особо охраняемой природной территории – предлагаемой резервной территории под названием «Нижнекирейская», расположенной в Тулунском лесничестве, Икейском участковом лесничестве Кирейской дачи в выделе 18 квартала 89, выделе 48 квартала 74, выделе 13 квартала 103; в Тулунском лесничестве, Присаянском участком лесничестве Технического участка колхоза «Приречный» в выделе 11 квартала 32, выделе 7 квартала 33, выделе 18 квартала 30, к особо защитным участкам лесов, в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Н.И. Медведева |
Судьи | Л.В. Гусарова |
И.М. Абрамчик |