ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5098/20 от 08.09.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Ивахненко Л.А. Дело № 33а-5098/2020

УИД 76RS0024-01-2019-004189-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.,

судей Федотовой Н.П., Емельяновой Ю.В.,

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

8 сентября 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28 апреля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года, постановление администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года.

Обязать администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу дать согласие на перераспределение за плату и утвердить схему перераспределения земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Обязать администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу дать согласие на перераспределение за плату и утвердить схему перераспределения земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Обязать администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области принять новое решение по заявлению ФИО1 от 6 сентября 2019 года об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путем перераспределения земельного участка, находящегося у него в собственности, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Обязать администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области принять новое решение по заявлению ФИО1 от 6 сентября 2019 года об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путем перераспределения земельного участка, находящегося у него в собственности, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Малахова В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года и постановления № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года, возложении обязанности на администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области по принятию нового решения по заявлению ФИО1 от 6 сентября 2019 года об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путём перераспределения земельного участка, находящегося у него в собственности, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, возложении обязанности на администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области по принятию нового решения по заявлению ФИО1 от 6 сентября 2019 г. об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путем перераспределения земельного участка, находящегося у него в собственности, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и земельным участком с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <данные изъяты>, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Указанные земельные участки являются смежными, имеют общие границы, одинаковый вид разрешенного использования. За границами земельных участков административного истца находится никем не обработанная земля, на которую в летний период времени производится несанкционированный выброс мусора, зарастание сорной травой. В связи с заброшенностью данных земель существует опасность пожаров и заражения борщевиком участков ФИО1

6 сентября 2019 года ФИО1 обратился в администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области, просил перераспределить принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с землями, государственная собственность на которые не разграничена. К заявлениям о перераспределении были приложены копии правоустанавливающих документов на земельные участки, схемы расположения земельных участков, копия документа, удостоверяющего личность.

1 октября 2019 года администрацией принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков, не может быть утверждена в силу ее разработки с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, заявление подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ (схемой расположения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, не относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (границы испрашиваемого земельного участка пересекаются с границами земельного участка, находящегося в частной собственности).

Административный истец полагает, что допустимых доказательств, подтверждающих, что испрашиваемые земельные участки в совокупности с принадлежащими истцу земельным участкам, приведут к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ или чересполосице, а также то обстоятельство, что перераспределение вызовет неудобства в использовании земельных участков и ухудшит конфигурацию земельного массива, администрацией не представлено.

В обоснование отказа в согласовании схемы расположения земельного участка администрацией не представлено доказательств владения, пользования спорными земельными участками иными лицами на правах частной собственности, либо нахождения в аренде. Конфигурация, площадь, расположение испрашиваемых земельных участков делает нецелесообразным и юридически невозможным предоставление земельных участков иному лицу. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО расположение проектируемых границ перераспределяемого земельного участка с кадастровым № <данные изъяты> и № <данные изъяты> на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории показывает, что проектируемые границы, не существующие до момента перераспределения, не препятствуют рациональному использованию земельного участка, признаки изломанности границ не определяются. Утверждать о наличии пересечения границ испрашиваемых земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности невозможно в связи с отсутствием сведений о местоположении границ ранее учтенных земельных участков и участков границы которых установлены в условных системах координат.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

С выводом суда о наличии оснований для признания незаконными постановлений администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года и № <данные изъяты> от 1 октября 2019 г. судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В силу части 2, части 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Положениями части 1, части 8 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Пункт 9 статьи 39.29 ЗК РФ устанавливает перечень оснований, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 1 октября 2019 г. № <данные изъяты> ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из земель населенных пунктов, с условным № <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, из земель населенных пунктов, с кадастровым № <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков, не может быть утверждена в силу разработки с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (образование земельного участка приведет к изломанности границ (специфическое расположение поворотных точек границ земельного участка, при котором указанные границы размещены под углами, с изгибами, что вызывает неудобства в использовании земельных участков и ухудшает конфигурацию земельного массива)), что действующим законодательством не допускается.

Вместе с тем то обстоятельство, что перераспределение земельных участков ФИО1 приведет к изломанности границ, опровергается материалами дела.

Действующее законодательство не раскрывает понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, нерационального использования земель (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ), в связи с чем наличие данных обстоятельств является оценочным и подлежит доказыванию публичным органом, уполномоченным на перераспределение земель.

Наличие таких обстоятельств административным ответчиком не доказано.

Напротив, исходя из схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (том 1, л.д. 35, л.д. 45, 57), расположение проектируемых границ перераспределяемого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и кадастровым номером <данные изъяты> на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории показывает, что проектируемые границы, не существующие до момента перераспределения, не препятствуют рациональному использованию земельных участков, геометрические признаки изломанности границ отсутствуют.

Таким образом, данное основание, по которому административным ответчиком отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, не нашло своего подтверждения в суде первой инстанции.

В силу пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса, не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц, земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков администрацией также указано на пересечение границы испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка, находящегося в частной собственности СНТ «Дача».

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Некрасовского района от 21 октября 1993 г. № <данные изъяты> за садоводческим товариществом «Дача», расположенным на территории Климовского сельского совета, земельный участок площадью 3 га в коллективно-долевую собственность (архивная справка л.д. 120).

Постановлением главы администрации Некрасовского района от 11 февраля 1993 года № <данные изъяты> садоводческое товарищество «Дача», расположенное в Климовском сельсовете Некрасовского района близ д. Костино, общей площадью 2,7 га зарегистрировано с правом садоводов переоформления участков в собственность.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Садоводческое товарищество «Дача» по адресу: <данные изъяты> фактически прекратила свою деятельность 28 апреля 2008 г.

Административным истцом в материалы дела (л.д.103) приобщена рабочая схема в виде выписки из публичной кадастровой карты, на основании которой подготавливались графические материалы администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области по первичному перераспределению земельных участков истца, из которой следует, что место выделения земельного участка СНТ «Дача» находится в кадастровом квартале - 093801, ином, чем спорные участки истца, иных схем расположения участка в материалы дела не представлено.

Из фотоматериалов (л.д.109-177) наличие используемого смежного либо пересекаемого участка с подлежащими перераспределению участками истица не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о незаконности постановлений администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года, № 1278 от 1 октября 2019 года.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют.

Ссылка в жалобе на то, что положения подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ предусматривают перераспределение земель и (или) земельных участков с целью приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, в то время как в отношении массива, в котором расположены спорные земельные участки, документация по планировке не утверждена, не могут быть приняты во внимание. ФИО1 испрашивал спорный земельный участок в порядке перераспределения не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ. При этом согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Таким образом, то обстоятельство, что документация по планировке не утверждена, на правильность выводов суда не влияет.

Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о необоснованности включения в резолютивную часть решения вывода суда об отмене обжалуемых постановлений органа местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Из толкования приведенной нормы права в совокупности с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует, что суд, признавая незаконным решение действующего органа местного самоуправления, при этом не вправе разрешать вопрос об отмене соответствующего правового акта.

Кроме того, возлагая на администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области обязанность дать согласие на перераспределение за плату и утвердить схемы перераспределения спорных земельных участков, суд первой инстанции не учел, что понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В силу конституционного принципа разделения властей при вынесении решения суд не вправе подменять органы исполнительной власти и вместо них разрешать вопрос о наличии оснований для выдачи разрешения на строительство.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции не имел правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности дать согласие на перераспределение и утвердить схемы перераспределения спорных земельных участков, однако был вправе указать на необходимость возложения обязанности на административного ответчика повторно рассмотреть заявления ФИО1 от 6 сентября 2019 года о перераспределении земельных участков, поскольку суд не вправе подменять орган исполнительной власти.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вынесенное судом решение подлежит изменению в данной части с возложением на администрацию Некрасовского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 6 сентября 2019 года о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а также заявление ФИО1 от 6 сентября 2019 года о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, о чём в сообщить административному истцу и Фрунзенскому районному суду города Ярославля в месячный срок.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28 апреля 2020 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Признать незаконными постановление администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года, постановление администрации Некрасовского муниципального района № <данные изъяты> от 1 октября 2019 года.

Обязать администрацию Некрасовского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 6 сентября 2019 года о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, а также заявление ФИО1 от 6 сентября 2019 года о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, с кадастровым номером № <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и прилегающего земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, о чём в сообщить административному истцу и во Фрунзенский районный суд города Ярославля в месячный срок.

В остальной части решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28 апреля 2020 года – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на решение и апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи