ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 июня 2016 года по делу №33а-510/2016
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Темираева Э.В.,
судей Багаевой С.В. и Козаевой Т.Д.,
при секретаре Мираковой Н.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора РСО-Алания в интересах Российской Федерации о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону и неподлежащим применению с даты принятия
по апелляционному представлению заместителя прокурора РСО-Алания – ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора РСО-Алания в интересах Российской Федерации о признании пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей Муниципального образования г.Владикавказ от 02.06.2013г. №44/41 (в редакции решения от 08.04.2014г.) недействующим со дня его принятия - отказать.
Опубликовать сообщение о принятом судом решении в печатном органе Муниципального образования г.Владикавказ в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Темираева Э.В., объяснения прокурора Бязрова И.Ф., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Прокурор Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с заявлением о признании п.55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказ от 2 июня 2013года №44/41 (в редакции решения от 8 апреля 2014г.) недействующим со дня его принятия.
В обоснование заявления указано, что 2 июня 2013года решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказа №44/41 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (в редакции от 8 апреля 2014г.), размещено на официальном интернет-портале правовой информации 17 июля 2013года. По мнению заявителя, отдельные пункты данного Положения противоречат действующему федеральному законодательству и неподлежат применению с даты принятия. Так, пункт 55 Положения предусматривает осуществление Контрольно-счетной палатой внешнего муниципального финансового контроля в отношении организаций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и действующим законодательством, путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального образования г.Владикавказа в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства.
Вместе с тем, пункт 2 части 4 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусматривает возможность осуществления внешнего муниципального финансового контроля в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Протест прокуратуры республики рассмотрен 26 июня 2015года на заседании тринадцатой сессии Собрания представителей г.Владикавказа, на котором принято решение №13/80 от об отклонении протеста.
Заявитель считает, что отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения органом местного самоуправления (должностными лицами), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
В судебном заседании представитель прокуратуры РСО-Алания ФИО2, действовавшая на основании удостоверения, заявление поддержала, просила удовлетворить его в полном объеме.
Представитель Собрания представителей г.Владикавказа ФИО3, действовавшая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что прежняя редакция части 2 статьи 55 Положения о Контрольно-счетной палате (утвержденного решением Собрания представителей г.Владикавказ от 2 июля 2013года №44/41), соответствовала положениям пункта 2 части 4 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Однако, исходя из вновь введенной Федеральным законом №252-ФЗ в действие статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ, определяющей объекты государственного (муниципального) финансового контроля, 8 апреля 2014 года, на основании решения Собрания представителей г.Владикавказ №52/15 в Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ были внесены изменения.
Считает, что Бюджетный кодекс РФ имеет большую юридическую силу по отношению к Федеральному закону от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в силу чего подлежит применению Бюджетный кодекс РФ, поскольку он регулирует спорные правоотношения.
Кроме того, проект решения Собрания представителей г.Владикавказа «О внесении изменений в решение Собрания представителей г.Владикавказа от 2 июля 2013 года №44/41 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау)» был направлен на соответствующую экспертизу в прокуратуру Иристонского района г. Владикавказа, со стороны которой по данным нормам замечаний не имелось. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты ФИО4, действовавший на основании удостоверения, также возражал против удовлетворения заявления прокурора, дав аналогичные пояснения.
Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 23 октября 2015 года по делу постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора РСО-Алания ФИО1 подал на него апелляционное представление, просил решение районного суда отменить и принять по делу новое решение. В ходе апелляционного рассмотрения дела прокурор, участвующий в деле, просил отменить решение суда первой инстанции в части, касающейся подпункта 2 пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказ от 02.06.2013г. №44/41 (в редакции решения от 08.04.2014г.), и принять в этой части новое решение о признании данного подпункта недействующим с даты принятия.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним Контрольно-счетная палата г.Владикавказа просит об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду необоснованности.
Проверив в соответствии со статьями 307 и 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения и дополнения на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, и приходит к следующему.
Статья 38 Федерального закона от 6 октября 2003года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет, что в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом №131-Ф3, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, решением Собрания представителей г.Владикавказа от 02 июля 2013года №44/41 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау), в соответствии с ч.2 ст.55 которого внешний муниципальный финансовый контроль осуществлялся контрольно-счетной палатой в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет бюджета муниципального образования г.Владикавказ в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального образования г.Владикавказ.
Решением Собрания представителей г.Владикавказ от 08 апреля 2014 года №52/15 в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Уставом муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау), пятьдесят вторая сессия Собрания представителей г.Владикавказ внесла в решение Собрания представителей г.Владикавказ от 02 июля 2013 года №44/41 «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау)» изменения, согласно которым статья 55 Положений о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау) изложена в следующей редакции:
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой:
1) в отношении органов местного самоуправления г. Владикавказ, муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального образования г.Владикавказ;
2) в отношении иных организаций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и действующим законодательством, путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального образования г.Владикавказ в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что нормы части 2 статьи 55 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау) (в редакции решения №52/15 от 08 апреля 2014г.) соответствуют требованиям статей 266.1 и 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, чем Федеральный закон от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», где указано, что возможность проведения проверок организаций устанавливается договорами о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Судебная коллегия не может согласиться с заключением суда по следующим основаниям.
В преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» любые нормативные правовые акты, включая федеральные законы не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и названному Федеральному закону.
Согласно абз. 1 пункта 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В силу пункта 2 части 4 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Из системного толкования изложенных норм следует, что Бюджетный кодекс Российской Федерации при разрешении вопроса по внешнему
государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отсылает к Федеральному закону от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» где указано, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении иных организаций в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, подпункт 2 пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ (Дзауджикау) в редакции от 08 апреля 2014 года, регулирующий отношения, возникающие при проведении проверки соблюдения условий получения субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета муниципального образования г.Владикавказ в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в отношении иных организаций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и действующим законодательством, без оговорки о возможности проведения проверок указанных организаций, только если это установлено в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета, противоречит требованиям Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, касающейся подпункта 2 пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей Муниципального образования г.Владикавказ от 2 июня 2013г. №44/41 (в редакции решения от 8 апреля 2014г.).
В силу п.2 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным принять в этой части новое решение о признании подпункта 2 пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказ от 2 июня 2013года №44/41 (в редакции решения от 8 апреля 2014г. №52/15) недействующим с даты его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РСО-Алания
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2015 года отменить в части, касающейся подпункта 2 пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования город Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказ от 2 июня 2013года №44/41 (в редакции решения от 8 апреля 2014г. №52/15) и принять по делу в этой части новое решение.
Признать недействующим с даты принятия подпункт 2 пункта 55 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования г.Владикавказ, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования г.Владикавказ от 2 июня 2013 года №44/41 (в редакции решения от 8 апреля 2014г. №52/15).
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 23 октября 2015 года оставить без изменения.
Апелляционное представление заместителя прокурора РСО-Алания удовлетворить частично.
Председательствующий Темираев Э.В.
судьи Багаева С.В.
Козаева Т.Д.
Справка: административное дело по первой инстанции рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Кальяновой В.В.