ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5120/2021 от 16.09.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Гапеевцева М.А. УИД 38RS0004-01-2021-000009-57

Судья-докладчик Усова Н.М. 33а-5120/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Абрамчика И.М., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-200/2021 по административному исковому заявлению администрации Озернинского сельского поселения к судебному приставу-исполнителю Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО1, Братскому межрайонному отделу судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

по апелляционной жалобе Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области на решение Братского районного суда Иркутской области от 8 февраля 2021 г.,

установила:

в обоснование административного искового заявления указано, что решением Братского районного суда Иркутской области от 10 мая 2018 г. по гражданскому делу № 2-279/2018 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц на администрацию Озернинского сельского поселения возложена обязанность: в срок до 1 августа 2018 г. обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельного участка лесного фонда, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, 1,5 км в восточной части от п. Озерный; в срок до 1 октября 2019 г. поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: Иркутская область, Братский район, 1,5 км в восточной части от п. Озерный.

После вынесения судебного решения по гражданскому делу
№ 2-279/2018 администрация Озернинского сельского поселения проводила работу, направленную на исполнение решения.

30 августа 2018 г. администрация Озернинского сельского поселения заключила с ООО «Земельный комплекс» договор № 45-08/2018 на оказание услуг по проведению работ по определению границ и площади земельного участка для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озернинская дача, квартал № 35, выдел 28, 29 в 1,5 км на восток от п. Озерный для размещения кладбища, площадь 3,6 га, земли лесного фонда.

9 января 2019 г. распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области № 13-мр «Об утверждении акта выбора» утвержден акт выбора лесного участка № 110 от 19 декабря 2018 г. Как следует из содержания акта выбора участка лесного фонда № 110 от 19 декабря 2018 г., комиссия согласовала администрации Озернинского сельского поселения выбор лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, имеющего местоположение: Иркутская область, МО «Братский район», Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 35 (выдел 28ч, 29ч), общей площадью 3,4388 га с переводом земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях размещения гражданских захоронений (кладбища).

11 января 2019 г. проведено натурное техническое обследование лесного участка, выбранного на основании акта выбора от 19 декабря 2018 г. № 110 в целях перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (для размещения гражданских захоронений), в результате которого был составлен акт натурного технического обследования лесного участка.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области ФИО1 от 30 декабря 2019 г. № 38007/19/1300790 (входящий номер администрации Озернинского сельского поселения № 19 от 13 января 2020 г.) на основании исполнительного листа, выданного Братским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № 2-279/2018 от 14 июня 2018 г., возбуждено исполнительное производство № 301591/19/38007-ИП в отношении администрации Озернинского сельского поселения. Требованием судебного пристава-исполнителя от 30 декабря 2019 г. № 38007/19/1301155, полученным одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства, администрации Озернинского сельского поселения был установлен срок для направления информации о полном или частичном исполнении решения суда.

Администрация Озернинского сельского поселения 16 января 2020 г. обратилась в Братский районный суд Иркутской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-279/2018.

16 января 2020 г. администрация Озернинского сельского поселения во исполнение требования направила информационное письмо в службу судебных приставов-исполнителей, в котором сообщала о том, что в Братский районный суд Иркутской области 16 января 2020 г. направлено

заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-279/2018.

20 января 2020 г. Братский районный суд вынес определение об оставлении заявления без движения. Во исполнение указанного определения администрация Озернинского сельского поселения направила копии заявления о предоставлении отсрочки заинтересованным лицам, а также соответствующее письмо в Братский районный суд от 4 февраля 2020 г. с приложением квитанций об оплате почтовых отправлений.

Определением Братского районного суда Иркутской области от
18 февраля 2020 г. заявление администрации Озернинского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-279/2018 удовлетворено частично – отсрочка исполнения судебного решения была предоставлена сроком до
1 августа 2020 г.

21 февраля 2020 г. администрация Озернинского сельского поселения обратилась в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством об утверждении схемы расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образовании земельный (лесной) участок из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.

Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 15 апреля 2020 г. № 91-855-мр «Об образовании земельных (лесных) участков» была утверждена схема расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образован земельный (лесной) участок из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:443, имеющего местоположение: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, эксплуатационные леса, квартал № 35 (в. 28ч, 29ч), а также администрация Озернинского сельского поселения уполномочена на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 12 октября 2020 г. № 38007/20/753451 администрации Озернинского сельского поселения был установлен срок предоставления информации о полном или частичном исполнении судебного решения до 30 октября 2020 г.

29 октября 2020 г. администрация Озернинского сельского поселения в ответ на вышеуказанное требование направила информационное письмо, в котором сообщено о направлении 29 октября 2020 г. в адрес ООО «Земельный комплекс» обращения с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок, а также указано на то, что земельный участок будет поставлен на кадастровый учет в течение 10 дней.

24 ноября 2020 г. земельный участок с кадастровым номером 38:02:070301:308, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, эксплуатационные леса, квартал № 35 (в. 28ч, 29ч), был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер кадастрового квартала: 38:02:070301, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

25 ноября 2020 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства, согласно которому исполнительное производство № 301591/19/38007-ИП было окончено, так как в ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.

25 ноября 2020 г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения № 38007/20/960069. Согласно данному требованию администрация Озернинского сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю не представила. Однако, исходя из вышеприведенного, это противоречит действительности, так как требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации о полном или частичном исполнении судебного решения исполнялись в установленные сроки.

Полагает, что администрация Озернинского сельского поселения приняла все меры для надлежащего исполнения исполнительного листа № 023207342 от 14 июня 2018 г., однако по объективным, не зависящим от неё причинам, исполнить исполнительный лист в срок, установленный для добровольного исполнения, не представилось возможным.

При таких обстоятельствах, умысла и вины за несвоевременное исполнение исполнительного листа у администрации Озернинского сельского поселения не было, и при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась, она предпринимала все меры, направленные на своевременное исполнение судебного решения, ею не было допущено противоправных действий, которые могли бы указывать на её уклонение от исполнения исполнительного документа.

Определением судьи Братского районного суда Иркутской области от 14 января 2021 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1, УФССП России по Иркутской области, в качестве заинтересованного лица – прокурор Братского района Иркутской области.

Решением Братского районного суда Иркутской области от
8 февраля 20201 г. административное исковое заявление администрации Озернинского сельского поселения удовлетворено.

Суд освободил администрацию Озернинского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Братского межрайонного отдела судебных приставов по организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ФИО1 от 25 ноября 2020 г. по исполнительному производству № 301591/19/38007-ИП.

Не согласившись с постановленным решением Братской МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области подало апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы указано, что исполнительное производство № 301591/19/38007-ИП было возбуждено 30 декабря 2019 г., направлено в адрес должника 31 декабря 2019 г., получено 13 января 2020 г., срок исполнения установлен до 21 января 2020 г.

Заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, поданное в Братский районный суд, поступило в службу судебных приставов 13 марта 2020 г., данное заявление не содержало сведений о его подаче в суд, поскольку отсутствовал штамп.

18 февраля 2020 г. заявление администрации Озернинского сельского поселения о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено частично, представлена отсрочка исполнения решения суда до 1 августа 2020 г.

12 октября 2020 г. судебный пристав-исполнитель ФИО1 направила в адрес должника требование о предоставлении информации об исполнении решения суда, которое получено должником 20 октября 2020 г.

12 ноября 2020 г. на данное требование поступил ответ об исполнении решения суда частично.

25 ноября 2020 г. была представлена информация о постановке земельного участка на кадастровый учет.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт
24 декабря 2020 г., то есть после установления срока для добровольного исполнения обязательства.

В связи с чем, 25 ноября 2020 г. судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Считает необоснованным вывод суда об отсутствии вины администрации Озернинского сельского поселения в бездействии, поскольку после окончания отсрочки, предоставленной судом, до даты исполнения решения суда требования исполнительного документа не исполнены. За предоставлением новой отсрочки ответчик в суд не обращался. Суд не дал оценку периоду бездействия должника со 2 августа 2020 г. по
24 ноября 2020 г.

Полагает, что являясь должником по исполнительному производству и не исполняя решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения, администрация Озернинского сельского поселения должна нести равную со всеми ответственность за неисполнение решения суда в срок для добровольного исполнения. Отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В связи с изложенным просит решение Братского районного суда Иркутской области от 8 февраля 2021 г. по данному административному делу отменить в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Братского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, кроме административного ответчика судебного пристава-исполнителя Падунского ОСП г. Братска УФССП России по Иркутской области ФИО2, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 218,
360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121, ст. 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действия, решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.

Необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий, решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий, решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемыми действиями, решениями (постановлениями) (п. 1 ч. 2
ст. 227 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Братского районного суда Иркутской области от 10 мая 2018 г. по гражданскому делу № 2-279/2018 принято признание администрацией Озернинского сельского поселения иска, исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. На администрацию Озернинского сельского поселения возложены обязанности: в срок до 1 августа 2018 г. обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельного участка лесного фонда, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, в 1,5 км в восточной части от п. Озерный; в срок до 1 октября 2019 г. поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: Иркутская область, Братский район, в 1,5 км в восточной части от п. Озерный.

На основании исполнительного листа серии ФС № 023207342, выданного Братским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № 2-279/2018, постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области ФИО1 от 30 декабря 2019 г. возбуждено исполнительное производство № 301591/19/38007-ИП в отношении администрации Озернинского сельского поселения, предмет исполнения: обязать администрацию Озернинского сельского поселения в срок до 1 октября 2019 г. поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: Иркутская область, Братский район, в 1,5 км в восточной части от п. Озерный.

Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Согласно исполнительному производству № 301591/19/38007-ИП судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 в адрес администрации Озернинского сельского поселения 30 декабря 2019 г. также вынесено требование о направлении в Братский МОСП по ОПИ не позднее следующего дня после истечения срока для добровольного исполнения, установленного п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства, информации о полном или частичном исполнении решения суда (с соответствующими документами, если исполнение может быть подтверждено документально), а в случае неисполнения (частичного исполнения) – письменного объяснения причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решения суда.

После получения администрацией Озернинского сельского поселения копии постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок требования должником не исполнены.

Судом установлено, что администрацией Озернинского сельского поселения до возбуждения исполнительного производства принимались необходимые меры для исполнения решения суда, а именно:

30 августа 2018 г. между администрацией Озернинского сельского поселения и ООО «Земельный комплекс» заключен договор на оказание услуг № 45-08/2018, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить геодезические работы по определению границ и площади земельного участка для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Озернинская дача, квартал № 35, выдел 28, 29 в
1,5 км на восток от п. Озерный для размещения кладбища, площадь 3,6 га, земли лесного фонда.

Актом выбора участка лесного фонда № 110 от 19 декабря 2018 г., утвержденным заместителем министра лесного комплекса Иркутской области 9 января 2019 г., администрации Озернинского сельского поселения согласован выбор лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, имеющего местоположение: Иркутская область, МО «Братский район», Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, квартал № 35 (выдел 28ч, 29ч), общей площадью 3,4388 га, с переводом земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях размещения гражданских захоронений (кладбища).

11 января 2019 г. проведено натурное техническое обследование лесного участка, выбранного на основании акта выбора лесного участка от 19 декабря 2018 г. № 110 в целях перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (для размещения гражданских захоронений), в пределах земель лесного фонда Падунского лесничества, в Братском муниципальном образовании Иркутской области.

Определением Братского районного суда Иркутской области от 18 февраля 2020 г. администрации Озернинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения Братского районного суда Иркутской области от 10 мая 2018 г. по гражданскому делу № 2-279/2018 сроком до 1 августа 2020 г.

12 октября 2020 г. судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 в адрес администрации Озернинского сельского поселения было вынесено требование представить судебному приставу-исполнителю в срок до 30 октября 2020 г. информацию о полном или частичном исполнении решения суда с подтверждающими документами, а в случае неисполнения решения суда в полном объеме – письменное объяснение причин неисполнения требований исполнительного документа с указанием перечня мер, направленных на исполнение решения суда.

В ответ на указанное требование 12 ноября 2020 г. в Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области поступило сообщение администрации Озернинского сельского поселения № 316 от
29 октября 2020 г., согласно которому в целях перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий для размещения кладбища администрацией Озернинского сельского поселения направлен запрос № 74 от 21 февраля 2020 г. в Министерство лесного комплекса Иркутской области об утверждении схемы расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образовании земельного (лесного) участка из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности и постановке на кадастровый учет. В адрес администрации Озернинского сельского поселения 29 октября 2020 г. направлено Распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области № 91-855-м от 15 апреля 2020 г. «Об образовании земельных (лесных) участков», которым утверждена схема расположения земельного (лесного) участка в составе земель лесного фонда и образован земельный (лесной) участок из земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 38:00:000000:443, имеющий местоположение: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, эксплуатационные леса, квартал № 35 (в. 28ч, 29ч), разрешенное использование: для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, общей площадью 3,4388 га. Земельный участок с кадастровым номером 38:00:000000:443 сохранен в измененных границах. Администрацией Озернинского сельского поселения 29 октября 2020 г. в адрес ООО «Земельный комплекс» направлено обращение с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на образуемый земельный участок. Срок постановки земельного участка на кадастровый учет – 10 дней.

Согласно копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24 ноября 2020 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование «Братский район», Падунское лесничество, Озерное участковое лесничество, Озерная дача, эксплуатационные леса, квартал № 35 (в. 28ч, 29ч), площадью 34388 кв. м +/- 3245, категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, кадастровый номер – 38:02:070301:308.

25 ноября 2020 г. постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 в связи с неисполнением исполнительного документа должником администрацией Озернинского сельского поселения в срок, установленный для добровольного исполнения, с администрации Озернинского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 от
25 ноября 2020 г. исполнительное производство № 301591/19/38007-ИП окончено (требования исполнительного документа выполнены в полном объеме), взыскание исполнительского сбора в размере 50 000 руб. выделено в отдельное исполнительное производство.

Разрешая заявленные требования по существу, освобождая администрацию Озернинского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции, оценил представленные доказательства, руководствовался положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принял во внимание статус должника, являющегося органом местного самоуправления, а также принятые им меры, направленные на исполнение судебного акта, фактическое исполнение судебного решения.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременное наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Из изложенного следует, что суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
19 января 2017 г. №1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Из материалов дела следует, что администрацией Озернинского сельского поселения предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения решения суда, в связи с чем администрации Озернинского сельского поселения судом предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. При этом наличие причин объективного характера не позволило исполнить решение суда в установленные сроки по независящим от административного истца обстоятельствам.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованным выводам о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с судебным актом, однако не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, они являлись предметом рассмотрения и им дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором жалобы положений законодательства об исполнительном производстве, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Процессуальных нарушений, являющихся правовыми основаниями к безусловной отмене судебных постановлений, по делу не установлено.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Братского районного суда Иркутской области от
8 февраля 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева

Судьи И.М Абрамчик

Н.М. Усова