Судья Иванова Ю.И. Дело № 33а-5134/2020
УИД: 76RS0008-01-2020-000011-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.
судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
11 сентября 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства Ярославской области на решение Переславского районного суда Ярославской области от 17 июня 2020 года, которым постановлено:
«Признать незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1 решение Департамента лесного хозяйства Ярославской области об отказе в согласовании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от 06.09.2019г. №02-40/1889.
Обязать Департамент лесного хозяйства Ярославской области в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 13.08.2019г., входящий №ВХ.23-1841/19. О результатах рассмотрения уведомить Переславский районный суд Ярославской области и ФИО1».
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 000 кв.м для эксплуатации жилого дома по адресу: ..., изложенного в письме заместителя директора – начальника административно-правового отдела ... от 06.09.2019г. № 40/1889.
В обоснование исковых требований указано, что собственником жилого дома по указанному адресу ФИО1 является с 2007 года, в настоящее время дом располагается на земельном участке с кадастровым номером №, относящемся к категории лесного фонда. 31.08.2019 г. ФИО1 обратился в Департамент лесного хозяйства Ярославской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 3 000 кв.м для эксплуатации жилого дома с целью получения земельного участка в собственность. Письмом от 06.09.2019г. в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Департаментом лесного хозяйства Ярославской области отказано. Письмо получено представителем заявителя по доверенности ФИО2 09.01.2020 г. Отказ обоснован тем, что площадь образуемого земельного участка превышает максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленный Правилами землепользования и застройки города Переславля-Залесского, утвержденными в 2009 году, и составляющий 1 500 кв.м. Административный истец полагает отказ незаконным, поскольку образуемый земельный участок располагается на территории Пригородного сельского поселения, Правилами землепользования и застройки которого установлен иной максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а именно 3 000 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ ЯО "Переславское лесничество", ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро".
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 требования поддержали; представитель административного ответчика Департамента лесного хозяйства Ярославской области по доверенности ФИО3 против удовлетворения иска возражала; представитель ГКУ ЯО "Переславское лесничество" по доверенности ФИО4 согласился с правовой позицией представителя Департамента лесного хозяйства Ярославской области, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик - Департамент лесного хозяйства Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, заслушав в поддержание доводов жалобы представителяь административного ответчика Департамента лесного хозяйства Ярославской области по доверенности ФИО3, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с ч.1 ст. 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017г. №280-ФЗ) (далее – Федеральный закон №201-ФЗ), образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
На основании ч. 2 ст.4.7 Федерального закона №201-ФЗ принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
В силу ч. 7 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» отказ в согласовании схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Судом установлено, из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора передачи жилого дома-кордона в собственность граждан от 18.12.2006 г. на праве собственности принадлежит жилой дом - кордон 1-этажный, общей площадью 137,2 кв.м, инв. №, расположенный по адресу: .... Запись о регистрации права в ЕГРН выполнена 18 января 2007 года. Указанный жилой дом расположен в границах земель лесного фонда – лесного участка, расположенного в лесном квартале № части лесотаксационного выдела 2 (площадью 1.8 га) и лесотаксационного выдела 3 (площадью 0,1 га) Заладьевского участкового лесничества ГКУ Ярославской области «Переславское лесничество», кадастровый номер №.
13.08.2019 года ФИО1 обратился в Департамент лесного хозяйства Ярославской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 3 000 кв.м с целью предоставления земельного участка на праве собственности для эксплуатации жилого дома.
Письмом от 06.09.2019 года №02-40/1889 за подписью заместителя директора департамента – начальника административно-правового отдела ... в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Департаментом лесного хозяйства Ярославской области отказано на основании п. 7 ст. 3.5 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в связи с превышением площади испрашиваемого земельного участка относительно предельного (максимального) размера земельного участка, образуемого для индивидуального жилищного строительства, установленного Правилами землепользования и застройки города Переславля-Залесского, утвержденными решением Переславль-Залесской городской Думы от 22.10.2009 года №122, – 1 500 кв.м.
Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что Правила землепользования и застройки города Переславля Залесского, которыми установлен максимальный размер для земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства – 1500 кв.м, на территорию Пригородного сельского поселения не распространяются, поскольку на указанной территории действуют Правила землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области; в свою очередь, Правилами землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлен в 3 000 кв.м, единые Правила землепользования и застройки городского округа города Переславля-Залесского не приняты, в связи с чем, оспариваемое решение административного ответчика нарушает права, свободы и законные интересы ФИО1, является незаконным.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, находит его ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Статьей 49 Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области (в редакции решения Собрания представителей Переславского муниципального района Ярославской области от 14.06.2018г. №408) установлен максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размере 0,3 га (3 000 кв.м).
Согласно части 5 статьи 22 Правил землепользования и застройки города Переславля-Залесского, утв. Решением Переславль-Залесской городской Думы от 22.10.2009 № 122 предельная максимальная площадь земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства" (код классификатора 2.1), составляет 1500 квадратных метров.
В соответствии со статьей 1 Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з «Об объединении Нагорьевского, Пригородного и Рязанцевского сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, с городским округом город Переславль-Залесский и внесении изменений в Закон Ярославской области «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» Нагорьевское, Пригородное и Рязанцевское сельские поселения, входящие в состав Переславского муниципального района, объединены с городским округом город Переславль-Залесский; сельские поселения, объединенные с городским округом город Переславль-Залесский, Переславский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
На основании статьи 2 указанного Закона Ярославской области границы городского округа город Переславль-Залесский совпадают с границами Переславского муниципального района на день вступления в силу настоящего Закона и включают территории объединившихся сельских поселений и городского округа город Переславль-Залесский.
В силу положений статьи 6 Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельских поселений, Переславского муниципального района, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам Ярославской области и иным нормативным правовым актам Ярославской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления городского округа город Переславль-Залесский.
Принимая во внимание изложенные положения закона, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы административного ответчика об отсутствии оснований для применения Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области при определении максимально допустимого размера испрашиваемого ФИО1 земельного участка.
Из положений Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з следует, что объединение городского округа город Переславль-Залесский с соответствующими сельскими поселениями не повлекло создание нового муниципального образования; в состав городского округа города Переславля-Залесского по объединении с ним сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, включены территории объединившихся сельских поселений и городского округа город Переславль-Залесский, в связи с чем изменены его границы.
В связи с изложенным, вывод суда о том, что Правила землепользования и застройки города Переславля-Залесского и Пригородного сельского поселения не противоречат, а дополняют друг друга, поскольку действуют на разных территориях, - является ошибочным, не соответствует содержанию положений Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з.
Поскольку положения Правил землепользования и застройки города Пригородного сельского поселения в части максимального размера земельных участков для индивидуального жилищного строительства противоречат Правилам землепользования и застройки города Переславля-Залесского, в силу положений статьи 6 Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з подлежит применению муниципальный правовой акт органа местного самоуправления городского округа город Переславль-Залесский.
Таким образом, решение административного ответчика, выраженное в письме от 06.09.2019 года №02-40/1889 за подписью заместителя директора департамента – начальника административно-правового отдела .... об отказе ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане на основании п. 7 ст. 3.5 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» является законным, прав и законных интересов административного истца не нарушает, оснований для удовлетворения требований ФИО1 у суда не имелось. Решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно полежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Переславского районного суда Ярославской области от 17 июня 2020 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи