ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5167/2016 от 06.05.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Гросул А.В. Дело № 33а-5167/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 мая 2016 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Сивохина Д.А.,

судей – Вачковой И.Г., Плешачковой О.В.,

при секретаре – Шарапове М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильина А.А. к Правительству Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц,

по апелляционной жалобе Ильина А.А. на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 марта 2016 года, которым административное исковое заявление Ильина А.А. к Правительству Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц, оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Ильина А.А. – Боголюбова А.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ильин А.А. обратился в суд с административным иском к Правительству Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц, указав в обоснование заявленных требований, что должностными лицами аппарата Правительства РФ не приняты должные меры по рассмотрению его заявления от 15.11.2015 об ознакомлении с использованием фото-видеозаписи с материалами по его обращениям и жалобам, находящимися у административного ответчика, а также не предоставлен письменный ответ на обращение от 19.01.2016. По мнению Ильина А.А. действиями административного ответчика нарушены его конституционные права.

Ссылаясь на указанные обстоятельства Ильин А.А. просил суд признать незаконными действия должностных лиц Аппарата Правительства Российской Федерации по лишению его права на ознакомление с материалами по его заявлению с использованием средств фото-видеозаписи, и обязать аппарат Правительства РФ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, предоставив возможность ознакомиться с материалами проверки по его заявлению.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Ильин А.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель Ильина А.А. – Боголюбов А.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года № 2-ФЗК (далее Закон о Правительстве РФ) Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ; является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

Полномочия Председателя Правительства РФ по организации работы Правительства РФ определены в ст. 24 Закона о Правительстве.

Статьей 47 данного Закона установлено, что для обеспечения деятельности Правительства РФ образуется аппарат Правительства РФ.

В соответствии с пп. "и" п. 4 Положения об Аппарате Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года № 260, Аппарат Правительства РФ рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.

При этом Аппарат Правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и Председателя Правительства, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений (п. 1 указанного Положения).

Порядок работы с обращениями граждан, поступившими в адрес Правительства РФ установлен разделом IX Регламента Правительства.

В силу п. п. 10, 12, 125, 127 названного Регламента Правительство в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок; работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Аппарат Правительства. Обращения в зависимости от содержания направляются для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы.

В соответствии с п. 10 Регламента обращения в Правительство, не предусмотренные п. 6 Регламента (рассмотрение проектов федеральных законов, указов и распоряжений, проектов других актов, поправок и отзывов на проекты федеральных законов) или внесенные руководителями органов, не указанными в п.п. 7 и 8 (членами Правительства, руководителями федеральных органов исполнительной власти, поручения и указания Президента РФ) настоящего Регламента, направляются Аппаратом Правительства в органы государственной власти и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия решений в соответствии с их полномочиями.

Кроме того, в соответствии с пп. «и» п. 4 Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации, Аппарат Правительства рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.

В соответствии с п. 17 Положения об Аппарате Правительства сотрудники Аппарата Правительства при осуществлении функций, возложенных на соответствующие подразделения, руководствуются Регламентом Правительства, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства и утвержденными в установленном порядке должностными инструкциями.

Материалами дела подтверждается, что 05.11.2015 года Ильин А.А. по факсу и в электронном виде направил административному ответчику заявление об ознакомлении с материалами, находящимися в Правительстве РФ по его обращениям, заявлениям и жалобам за период с 2012 года по настоящее время с применением фото-видео съемки (л.д. 8).

04.12.2015 Аппаратом Правительства РФ Ильину А.А. дан ответ о готовности предоставить ему информацию при уточнении содержания запроса (л.д. 5-6).

19.01.2016 Ильин А.А. направил уточненное заявление, которое получено административным ответчиком (л.д. 7).

Разрешая административный иск Ильина А.А. и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что доводы административного истца о незаконности действий (бездействия) должностных лиц Аппарата Правительства РФ не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются материалами административного дела.

Так, в материалах дела имеется копия ответа Ильину А.А. на его обращение от 19.01.2016 (л.д. 43) датированная 01.02.2016 исх. № И-8647, из которого следует, что Ильину А.А. разъяснен порядок рассмотрения обращений граждан Аппаратом Правительства РФ и сообщено о том, что обращение с жалобой на бездействие сотрудников правоохранительных органов г. Тольятти от 17.12.2012 направлено для рассмотрения по подведомственности в Прокуратуру Самарской области и МВД России, обращение по вопросам кредита в ЗАО КБ «Фиа-Банк», - в Банк России, о чем Ильин А.А. уведомлен еще в декабре 2012, - письмо от 17.12.2012 исх. № И-219588, а также сообщено, что иными сведениями Аппарат Правительства РФ не располагает. Данный ответ направлен Ильину А.А., что подтверждается реестром № 8-с и квитанцией Почты России (л.д. 44).

Материалами дела также подтверждается, что 17.12.2012 в базе данных Аппарата Правительства РФ зарегистрировано обращение Ильина А.А. с жалобой на бездействие сотрудников правоохранительных органов г. Тольятти и просьбой о направлении запроса в Банк России по вопросу о выданном кредите в ЗАО <данные изъяты> вх. № П-219588.

Установлено, что в соответствии со ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и на основании п. 10 Регламента Правительства РФ указанное обращение Ильина А.А. направлено по подведомственности в Прокуратуру Самарской области, а также в МВД России и Банк России. Информация о результатах рассмотрения обращения Ильина А.П. указанными органами Аппаратом Правительства, не запрашивалась.

О переадресации заявления Ильин А.А. уведомлен в установленном законом порядке письмом Аппарата Правительства от 17.12.2012 исх. № И-219588.

05.11.2015 Ильиным А.А. в Аппарат Правительства направлено заявление об ознакомлении с материалами, находящимися в Правительстве Российской Федерации по его обращениям, заявлениям, жалобам с использованием средств фото-видеозаписи.

Ответом Аппарата Правительства от 04.12.2015 исх. № П48-104427 Ильин А.А. проинформирован о порядке работы с обращениями граждан и запросами информации, поступающими в адрес Правительства Российской Федерации, и разъяснена необходимость уточнения содержания запроса.

На уточненное обращение от 19.01.2016 Ильину А.А. направлен ответ Аппарата Правительства исх. № И-8647 от 01.02.2016, который по сведениям ФГУП «Почта России» вручен адресату 18.02.2016.

Таким образом, судом установлено, что все обращения Ильина А.А. рассмотрены в Аппарате Правительства Российской Федерации в соответствии с законодательством, регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан.

Правомерность и законность действий Аппарата Правительства РФ по перенаправлению его обращений в компетентные органы для рассмотрения по подведомственности, являлась предметом судебного разбирательства по заявлению Ильина А.А. об оспаривании бездействия Правительства РФ в Пресненском районном суде г. Москвы.

Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 11.09.2015 требования Ильина А.А. об оспаривании бездействия должностных лиц Правительства РФ по лишению его права на ознакомление с материалами по заявлениям и обращениям с использованием средств фото-видеозаписи, оставлены без удовлетворения (л.д.46-48).

При этом, судом обоснованно указано, что в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из анализа приведенного законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц Аппарата Правительства Российской Федерации и устранении нарушения прав и свобод по данному административному иску.

Суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы жалобы не опровергают выводов суда, поэтому не могут служить основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина А.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –