ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5168/19 от 04.07.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-5168/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 4 июля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Кудряшова В.К., Матыциной Е.И.

при секретаре Кумпееве Ч.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кузьминой Людмилы Анатольевны на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузьминой Людмилы Анатольевны к администрации города Орска об увековечивании памяти.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

Кузьмина Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Орска об увековечивании памяти, указав, что её сын К.Ю.В. был призван в ряды Российской Армии для прохождения срочной военной службы 20 июня 2003 года. В период прохождения службы её сын неоднократно поощрялся по службе, был награжден медалью «За ратную доблесть».

26 февраля 2005 года сын погиб исполняя служебные обязанности военной службы.

4 апреля 2005 года ей было вручено извещение военного комиссариата г. Орска о том, что её сын, выполняя боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 26 февраля 2005 года.

5 апреля 2005 года её сын захоронен на кладбище «***» г. Орска. Его имя внесено на мемориальную доску Славы в поселке Степном города Оренбурга.

В связи с тем, что до настоящего времени память её погибшего сына в городе, где он родился и вырос – в Орске не увековечена, 12 ноября 2018 года она обратилась к главе города Орска с просьбой увековечить в Сквере Славы города Орска память её сына К.Ю.В., гвардии младшего сержанта, погибшего в Чеченской Республике 26 февраля 2005 года при исполнении обязанностей военной службы.

28 февраля 2019 года в её адрес за подписью заместителя главы города Орска по социальной политике Е.Н. Запорожской направлено письмо, в котором отказано в увековечении памяти К.Ю.В. на пилоне мемориала «Сквер Славы» г. Орска».

Административный истец Кузьмина Л.А. просила суд обязать администрацию города Орска увековечить память на мемориальной доске памяти сквера Славы города Орска имя гвардии младшего сержанта К.Ю.В., погибшего в бою за нашу Родину, верного военной присяге, проявившего геройство и мужество при выполнении боевой задачи на территории Чеченской Республики.

Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Кузьминой Л.А. отказано.

С таким решением Кузьмина Л.А. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Кузьмина Л.А., её представитель Бурда И.К. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Другие лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, К.Ю.В., (дата) года рождения, призван в ряды Российской Армии 20 июня 2003 года, что подтверждается военным билетом .

В соответствии со свидетельством о смерти К.Ю.В. умер 26 февраля 2005 года.

Согласно справке Министерства обороны Российской Федерации войсковой части от 28 марта 2005 года младший сержант К.Ю.В. проходивший военную службу в войсковой части , относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации с 21 июня 2003 года по 26 февраля 2005 года, с военной службы уволен приказом командира войсковой части от 4 марта 2005 года № 57, погиб 26 февраля 2005 года вследствие огнестрельного ранения, полученного при исполнении им обязанностей военной службы. Смерть связана с исполнением служебных обязанностей военной службы.

Кузьмина Л.А. в ноябре 2018 года обратилась в администрацию г. Орска с заявлением о занесении на пилоны сквера Славы города Орска данных в отношении гвардии младшего сержанта К.Ю.В. погибшего 26 февраля 2005 года при выполнении боевой задачи на территории Чеченской Республики.

В соответствии с ответом заместителя главы города Орска по социальной политике Е.Н. Запорожской № к-232 от 28 февраля 2019 года на обращение Кузьминой Л.А., её сын захоронен в индивидуальной могиле и увековечен на кладбище «***» г. Орска, имеется учетная карточка (паспорт) воинского захоронения. В настоящее время отсутствуют основания для увековечивании памяти К.Ю.В. на пилоне мемориала «Сквер Славы» г. Орска.

Не согласившись с данным ответом, Кузьмина Л.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, указал, что, исходя из норм действующего законодательства, к полномочиям органов местного самоуправления относятся лишь вопросы организации резерва площадей для новых воинских захоронений, содержания и благоустройства воинских захоронений, мемориальных сооружений, которые находятся на их территориях. При этом К.Ю.В. захоронен в индивидуальной могиле и увековечен на кладбище «***» г. Орска Оренбургской области, о чем в Управлении Минобороны Российской Федерации по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества имеется учетная карточка (паспорт) воинского захоронения. Таким образом, администрацией города Орска надлежащим образом исполнены возложенные на неё полномочия.

Также судом указано, что полномочия по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что данное решение постановлено с существенными нарушениями норм процессуального права.

В соответствии со статьёй 10 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2006 года № 37 полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в том числе, руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию, рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации.

Органы местного самоуправления, наряду с иными полномочиями, также осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.

Статьей 12 вышеназванного Закона Российской Федерации установлено, что расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета.

Таким образом, правильное определение компетентного органа, полномочного на осуществление мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества также связано с определением источника финансирования данного мероприятия.

Согласно части 5 статьи 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Как следует из протокола судебного заседания от 8 апреля 2019 года, представитель административного истца в ходе рассмотрения дела заявлял ходатайство о привлечении к участию в дела в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации, однако в удовлетворении данного ходатайства судом было отказано.

При этом, принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что разрешение вопроса об увековечивании памяти К.ЮВ. находится в компетенции Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем данное административное исковое заявление было рассмотрено судом без привлечения к участию и без извещения Министерства обороны Российской Федерации.

На основании изложенного, исходя из предмета заявленных требований, суду первой инстанции следовало рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации.

Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации не привлечено к участию в деле, не было извещено о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Кузьминой Людмилы Анатольевны удовлетворить.

Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 апреля 2019 года отменить. Административное дело по административному исковому заявлению Кузьминой Людмилы Анатольевны к администрации города Орска об увековечивании памяти направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи: