ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5171/17 от 07.09.2017 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Пальмин А.В. Стр. 017а г/п 150 руб.

Докладчик Верещагин Г.С. № 33а-5171/17 07 сентября 2017 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Верещагина Г.С., Пыжовой И.А.,

при секретаре Мироненко М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО3, ФИО2 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 15 июня 2017 года, которым постановлено:

«отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО3, ФИО2 о признании незаконными решений Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 08 июня 2017 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении обязанности устранить нарушение прав».

Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в суд с административным иском о признании незаконными решений администрации муниципального образования «Северодвинск» от 08 июня 2017 года об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий, возложении обязанности устранить нарушение прав.

В обоснование заявленных требований указали, что 06 июня 2017 года направили административному ответчику уведомления о проведении 17 июня 2017 года в городе Северодвинске Архангельской области с 10:00 до 11:00 на площади Победы митинга в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России; с 13:00 до 15:00 по проезжей части ул. Первомайская шествия Северодвинского гей-парада, в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России; с 17:00 до 18:00 на площади Ломоносова митинга с осуждением публичных телесных наказаний за добровольные гомосексуальные отношения в Индонезии.

Письмами от 08 июня 2017 года административный ответчик отказал в согласовании проведения указанных публичных мероприятий, при этом не предложил альтернативное место и время проведения публичного мероприятия, тем самым нарушил их право на проведение публичного мероприятия. Заявленные цели публичных мероприятий не затрагивают вопросы нравственности несовершеннолетних.

Административные истцы ФИО1, ФИО3, ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Администрация МО «Северодвинск», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила, просила о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях полагала, что исковые требования являются необоснованными.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласились ФИО1, ФИО3, ФИО2

В апелляционной жалобе просят его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Указывают на то, что предложение об изменении времени или места проведения публичного мероприятия является обязанностью органа власти, несоблюдение которой свидетельствует о нарушении порядка согласования заявленных публичных мероприятий и, следовательно, является незаконным препятствием к реализации права на мирные собрания.

В силу закона орган власти обязан не только привести мотивы в обоснование невозможности проведения мероприятия в заявленном месте в указанное время, но и предложить организатору иное место или время его проведения, однако данная обязанность администрацией муниципального образования «Северодвинск» не выполнена.

Полагают, что суд необоснованно не принял во внимание дискриминационный мотив, свидетельствующий о том, что администрация муниципального образования «Северодвинск» в принципе не рассматривает возможность проведения публичных мероприятий с заявленными целями, независимо от конкретного места или времени их проведения.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы администрация муниципального образования «Северодвинск» просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем на основании ч. 7 ст. 150, ч. 1 ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд первой инстанции установил, что 06 июня 2017 года ФИО1 направил административному ответчику уведомления о проведении 17 июня 2017 года в городе Северодвинске Архангельской области трех публичных мероприятий:

- митинга в поддержку законодательного запрета дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России с целью призыва к внесению в российское законодательство прямого запрета дискриминации людей по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, время проведения с 10:00 до 11:00, место проведения - площадь Победы, предполагаемое количество участников – до 200 человек;

- шествия Северодвинского гей-парада, в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии, время проведения с 13:00 до 15:00, место проведения - по проезжей части ул. Первомайская, предполагаемое количество участников – до 200 человек;

- митинга с осуждением публичных телесных наказаний за добровольные гомосексуальные отношения в Индонезии с целью осуждения приведения в исполнение публичных телесных наказаний на основании законов шариата за добровольные гомосексуальные отношения в индонезийской провинции Ачех, время проведения с 17:00 до 18:00, место проведения - на площади Ломоносова, предполагаемое количество участников – до 200 человек.

В качестве уполномоченных ФИО1 на организацию и проведение публичных мероприятий были указаны ФИО3 и ФИО2

Администрация Северодвинска письмами от 08 июня 2017 года сообщила организатору митинга о невозможности согласования проведения указанных публичных мероприятий, поскольку заявленные цели данных мероприятий нарушают закрепленный в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон) принцип законности, проведение указанных в уведомлениях публичных мероприятий противоречит интересам охраны нравственности несовершеннолетних, вызовет значительные затруднения в обеспечении регулярных пассажирских перевозок по ул. Первомайская и создаст препятствия в движении автотранспорта экстренных служб.

Из материалов дела следует, что площадь Ломоносова в городе Северодвинске располагается на перекрестке центральных городских улиц Ломоносова и просп. Ленина. В непосредственной близости к ней находятся детские образовательные учреждения: МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Северодвинская прогимназия № 1» (просп. Ленина, д. 31), «Библиотека-игротека «Книжный дом» МБОУ «Муниципальная библиотечная система» (просп. Ленина, д. 36), предприятия торговли и общественного питания, посещаемые детьми.

Площадь Победы является центральной площадью города Северодвинска и относится к популярным местам отдыха несовершеннолетних. В непосредственной близости к ней находятся социальные учреждения, посещаемые детьми: «Детско-юношеская библиотека им. А.С. Пушкина» МБУ «Муниципальная библиотечная система» (просп. Ленина, д. 15), структурное подразделение «Молочная кухня» ГБУЗ Архангельской области «Северодвинская городская детская клиническая больница» (просп. Ленина, д. 13), Дом корабела АО ПО «Севмаш»» (просп. Ленина, д. 41), в котором для несовершеннолетних проводятся творческие и спортивные мероприятия, функционирует плавательный бассейн; предприятия торговли и общественного питания, посещаемые детьми.

По предлагаемому маршруту шествия по ул. Первомайская расположены учреждения, посещаемые несовершеннолетними: МБДОУ «Центр развития ребёнка «Детский сад № 20 «Дружный хоровод» (ул. Первомайская, д. 61А), МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой петушок» комбинированного вида» (ул. Первомайская, д. 51А), МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида» (ул. Первомайская, д. 41А, ул. Парковая, д. 21А), МБДОУ «Детский сад № 15 «Черемушка» комбинированного вида» (ул. Торцева, д. 4А), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» (просп. Труда, д. 7Б), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» (ул. Торцева, д. 36), Институт судостроения и морской арктической техники филиала САФУ в городе Северодвинске (ул. Капитана Воронина, д. 6), учебный корпус филиала САФУ в городе Северодвинске (ул. Парковая, д. 19), стадион «Энергия» с физкультурно-оздоровительным комплексом «Арктика» (ул. Профсоюзная, д. 1).

Постановлением администрации Северодвинска от 12 мая 2017 года № 141-па в качестве даты выдачи аттестатов об основном общем и среднем образовании в общеобразовательных организациях МО «Северодвинск» установлено 17 июня 2017 года. В связи с чем в указанный день образовательными учреждениями будут проводиться соответствующие мероприятия, включающие посещение памятных и популярных мест отдыха, включая площадь Победы и площадь Ломоносова.

Кроме того, проведение шествия по ул. Первомайская создаст препятствия движению автотранспорта экстренных оперативных служб и осуществлению пассажирских перевозок по регулярными автобусным маршрутам №№ 3, 3-А, 5, 12, 16, 17, 18, 26, 27, 28, 29.

Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой с топоплана города Северодвинска, постановлением администрации Северодвинска от 12 мая 2017 года № 141-па, постановлением администрации Северодвинска об утверждении маршрутов регулярных перевозок от 29 января 2016 года № 18-па.

При этом ограничение доступа несовершеннолетних к указанным общественным местам, местам отдыха, образовательным, социальным и спортивным организациям в период с 10:00 до 18:00 17 июня 2017 года не может быть обеспечено, в том числе по причине необоснованного ограничения прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц на свободу передвижения.

Не согласившись с решениями по указаным выше уведомлениям о проведении публичных мероприятий ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что с соблюдением установленного порядка и в пределах компетенции органа местного самоуправления принято обоснованное и мотивированное решение об отказе в согласовании мест проведения заявленных публичных мероприятий.

Судебная коллегия согласна с выводами суда в силу следующего.

Правоотношения, касающиеся проведения публичных мероприятий регламентируются Законом.

В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 Закона определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона проведение публичных мероприятий на адрес имеет уведомительный порядок.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации №484-О-П от 02 апреля 2009 года указано, что использование в ч. 5 ст. 5 Закона таких понятий как «мотивированное предложение» и «согласование» не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность и возможность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.

В соответствии со ст. 12 Закона одной из обязанностей органа государственной власти является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Вопреки доводам жалобы указанные требования закона при рассмотрении уведомления о проведении митинга были соблюдены.

Уведомление было рассмотрено в установленном порядке, ответ дан в письменной форме, в установленные сроки, содержит мотивы, по которым отказано в согласовании мест проведения публичных мероприятий.

При этом неуказание конкретных альтернативных мест не свидетельствует о нарушении конституционного права ФИО1 на проведение публичных мероприятий в порядке, установленном Законом. Заявитель не был лишен возможности с целью достижения согласия на основе соблюдения баланса интересов выразить свою волю относительно изменения времени или места проведения публичных мероприятий.

При этом с момента получения отказа в согласовании мест проведения публичных мероприятий до запланированных дат проведения этих мероприятий у ФИО1, ФИО3 и ФИО2 имелась возможность для согласования с органом местного самоуправления иных вариантов места проведения публичного мероприятия.

С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемые решения администрации муниципального образования «Северодвинск» являются законными, обоснованными, направленными на исключение нераспространения информации, способной нанести вред нравственному развитию несовершеннолетних.

Доводы жалобы о дискриминационных мотивах оспариваемого решения судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на субъективной оценке и не подтвержденными доказательствами.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними и субъективной оценке исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, что не является основанием к отмене решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих изменение решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО3, ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.И. Кузнецов

Судьи Г.С. Верещагин

ФИО4