ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5176/19 от 28.05.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-5176/2019

Судья Сулима Р.Н.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 28 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Тепляковой И.М.,

при секретаре Башкирцевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 14 февраля 2019 года, которым административное исковое заявление Забирова Юрия Алексеевича к ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России об оспаривании бездействия, возложении обязанности удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России Айкинской Г.Н., представителя Забирова Ю.А. – Сигаева Д.Б., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Забиров Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарной части-54 ФСИН России (МСЧ-54), в котором после уточнения исковых требований просил:

- признать незаконным бездействие МСЧ-54 по ненаправлению его на медицинское освидетельствование для установления наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54;

- обязать МСЧ-54 направить Забирова Ю.А. на медицинское освидетельствование для установления наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54, в ГБУЗ НСО ГНОКБ;

- признать незаконным бездействие МСЧ-54 по непроведению Забирову Ю.А. необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий, в том числе, в медицинских учреждениях, не входящих в уголовно-исполнительную систему, перед направлением на медико-социальную экспертизу;

- признать незаконным бездействие МСЧ-54 по ненаправлению Забирова Ю.А. на переосвидетельствование для установления инвалидности и ее группы;

- обязать МСЧ-54 ходатайствовать перед администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по НСО о направлении Забирова Ю.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области Минтруда России» для переосвидетельствования и установления инвалидности и ее группы;

- обязать МСЧ-54 направить медицинские документы Забирова Ю.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Новосибирской области Минтруда России» для переосвидетельствования и установления инвалидности.

В обоснование исковых требований указано, что Забиров Ю.А. содержался в СИЗО-1 с 08.08.2013 по 11.07.2017. Решением Бюро МСЭ № 15 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Новосибирской, области» Минтруда России от 06.04.2017 Забирову Ю.А. установлена 3 группа инвалидности на срок до 01.05.2018 с очередным освидетельствованием 09.04.2018. 11.07.2017 Забиров Ю.А. был отправлен в исправительное учреждение ГУФСИН Иркутской области для исполнения наказания. На основании постановления мирового судьи от 28.08.2017 Забиров Ю.А. этапирован в СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области, где содержится с сентября 2017 г. по настоящее время.

Забиров Ю.А. страдает рядом хронических заболеваний, которые входят в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а именно: <данные изъяты> В 2016 г., когда он еще не был осужден, он проходил медицинское освидетельствование для определения наличия у него заболеваний, препятствующих ему находится под стражей. Такие заболевания у него не были установлены. Однако с 2016 г. его состояние здоровья значительно ухудшилось, что подтверждается медицинскими документами, регулярными вызовами скорой медицинской помощи. Несмотря на это, административный ответчик не направляет его на медицинское освидетельствование для установления степени тяжести имеющихся у него заболеваний и определения, может ли он отбывать наказание.

Кроме того, в 2017 г. ему была установлена инвалидность 3 группы до 01.05.2018, переосвидетельствование - 09.04.2018. Данная информация известна ответчику, однако ответчик не направляет его на прохождение диагностических мероприятий и не направляет его на переосвидетельствование.

Данное бездействие ответчика нарушает его права, он не получает пенсию по инвалидности, не может решить вопрос о прекращении отбывания наказания.

Ответчик направлял его в Туберкулезную больницу МСЧ-54, однако истец отказался, так как он не страдает туберкулезом, в указанной больнице отсутствуют необходимые специалисты и оборудование, чтобы провести ему необходимое обследование по поводу его заболеваний. Он считает, что его должны направить в Новосибирскую областную больницу для проведения необходимого обследования.

Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 14 февраля 2019 года административное исковое заявление Забирова Ю.А. удовлетворено частично.

Судом постановлено признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России по ненаправлению осужденного Забирова Юрия Алексеевича на медицинское освидетельствование для установления наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54.

Обязать ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России направить Забирова Юрия Алексеевича на медицинское освидетельствование для установления наличия заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 54.

Признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России по ненаправлению осужденного Забирова Юрия Алексеевича на переосвидетельствование для установления инвалидности и ее группы.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

С указанным решением суда не согласилось ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 14 февраля 2019 года и принятии нового об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что законодатель определил, что наличие у осужденного заболевания, входящего в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, не является основанием для освобождения от отбывания наказания. Специальной медицинской комиссии необходимо оценить степень нарушения функций органов и (или) систем организма осужденного.

Для того чтобы исполнить п. 5 Постановления Правительства РФ № 54 от 06.02.2004 и подтвердить наличие у Забирова Ю.А. заболеваний, подтвержденных клиническими данными обследования в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения, перед направлением на медицинское освидетельствование с ним была проведена беседа о необходимости проведения обследования в «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России. Административный истец от медицинского обследования и лечения в ТБ отказался, тем самым сам воспрепятствовал администрации ФКУЗ МСЧ-54 в направлении его на медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование провести невозможно в связи с постоянными отказами истца от прохождения лечения и обследования в ТБ.

Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 4 Порядка).

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения (п. 8 Порядка).

При переосвидетельствовании осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает заблаговременное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий в медицинских организациях УИС (п. 14 Порядка).

Административный истец неоднократно отказывался от этапирования в ТБ для прохождения лечения, что свидетельствует о злоупотреблении им правом.

12.03.2019 истец, не пожелавший пройти лечение и обследование в ТБ, ответчиком был направлен на МСЭ, в результате инвалидность ему не установлена. Административному истцу вручили программу дополнительного обследования к протоколу заседания Бюро 493.15.54/2016 от 12.03.2019, согласно которой Забирову Ю.А. для признания его инвалидом необходимо пройти стационарное обследование с целью уточнения характера течения <данные изъяты>. Вышеуказанная Программа дополнительного обследования ещё раз подтверждает необходимость проведения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в условиях стационара (с учетом режима содержания) перед направлением его на МСЭ.

На основании ст.ст. 150,152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные ответчики обязаны представить доказательства законности оспариваемого бездействия, административный истец – доказать нарушение прав и законных интересов.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, с сентября 2017г. по настоящее время Забиров Ю.А. находится в СИЗО-1 г. Новосибирска ГУФСИН России по Новосибирской области, является осужденным к лишению свободы.

Справкой МСЭ от 06.04.2017 подтверждается, что Забирову Ю.А. установлена инвалидность 3 группы по общему заболеванию на срок до 01.05.2018, дата очередного переосвидетельствования 09.04.2018.

Из медицинских документов, которые представлены сторонами в суд, следует, что Забиров Ю.А. страдает заболеваниями: гипертоническая болезнь; сахарный диабет с сопутствующими синдромами: <данные изъяты>

01.12.2016 года в отношении Забирова Ю.А. было проведено медицинское освидетельствование на предмет наличия или отсутствия заболеваний, включенных в Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. Таких заболеваний установлено не было.

Забиров Ю.А. ссылается на ухудшение состояния его здоровья. В суд представлены копии карт вызовов скорой медицинской помощи 3 раза в 2017г., 4 раза в 2018г., справки о невозможности этапировать Забирова в суд в связи с состоянием здоровья. Материалами дела подтверждено и административным ответчиком не было опровергнуто то, что Забиров Ю.А. регулярно обращается к врачу с жалобами на головную боль, зафиксировано повышение давления. Также в медицинской карте имеется заявление Забирова Ю.А. с просьбой провести ему медицинское освидетельствование по Постановлению Правительства РФ № 54, имеется отметка о том, что 12.03.2018 с Забировым Ю.А. проведена беседа о необходимости обследования в ЛИУ-10.

В материалах дела имеется адвокатский запрос от 06.06.2018, из которого следует, что Забирову Ю.А. необходимо провести переосвидетельствование по инвалидности.

Согласно ответу начальника филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России, указанное учреждение не может провести консультации эндокринолога и сосудистого хирурга из-за отсутствия лицензии; произвести биохимический анализ крови на гликемированный гемоглобин нет технической возможности; отсутствует возможность провести МРТ, УЗИ, ангиографию, КТ, электронейромиографию.

22.06.2018 года комиссионно зафиксирован отказ Забирова Ю.А. от госпитализации в ТБ ФКУЗ МСЧ-54.

Из ответа на запрос суда от 29.12.2018 года начальника филиала «Туберкулезная больница» ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России следует, что в соответствии с диагнозом Забирова Ю.А. ему необходимо провести консультацию и ряд обследований, а именно: осмотр эндокринолога, кардиолога, СМАД, эхокардиоскопию сердца, исследование крови на содержание гликированного гемоглобина. Врачи—специалисты эндокринолог и кардиолог не предусмотрены штатным расписанием учреждения, указанные исследования осужденным проводятся в медицинских учреждениях общей лечебной сети на основании государственных контрактов в рамках текущего финансирования.

В соответствии с ч.6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопосах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).

Согласно ч.3 ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Согласно пунктам 2,9 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.

На основании ч.6 ст. 175 УИК РФ Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, порядок направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, и порядок медицинского освидетельствования осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Болезни эндокринной системы, в том числе сахарный диабет тяжелой формы, болезни системы кровообращения, в том числе гипертоническая болезнь, входят в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный Постановлением Правиельства РФ от 06.02.2004 № 54.

Согласно Правилам медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 (Правила), медицинскому освидетельствованию подлежат осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы.

В специализированных (психиатрических и туберкулезных) лечебно-профилактических учреждениях создаются специализированные медицинские комиссии.

Осужденные направляются на медицинское освидетельствование лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими частями уголовно-исполнительной системы, а также лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования его здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения (пункт 5 Правил).

В направлении на медицинское освидетельствование указываются сведения о состоянии здоровья осужденного, отражающие степень нарушения функций органов и (или) систем организма в связи с заболеванием, а также результаты проведенных лечебных мероприятий.

Форма направления на медицинское освидетельствование утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 6 Правил)

Осужденный должен быть в доступной форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования и заблаговременно уведомлен о дате проведения освидетельствования (пункт 7 Правил)

При ухудшении состояния здоровья осужденного повторное медицинское освидетельствование его медицинской комиссией проводится независимо от времени, прошедшего со дня предыдущего освидетельствования (пункт 12 Правил).

Согласно ч.6 ст. 101 УИК РФ порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с Порядком и сроками направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях….», утвержденными Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233 ( Порядок), медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" ( пункт 2 Порядка).

Осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения ( пункт 3 Порядка).

Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 4 Порядка).

В случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно (через администрацию исправительного учреждения) ( пункт 5 Порядка).

Администрация учреждения, исполняющего наказание, и работники медицинских организаций уголовно-исполнительной системы обязаны обеспечить осужденному (его законному представителю) возможность ознакомиться с Правилами, а также давать разъяснения (в пределах своей компетенции) осужденным по вопросам, связанным с установлением инвалидности ( пункт 7 Порядка).

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения.

При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья ( пункт 8 Порядка).

В случаях, требующих специальных видов обследования осужденного в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, медицинская организация уголовно-исполнительной системы обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение мероприятий, предусмотренных программой дополнительного обследования, и направление их результатов в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы (пункт 11 Порядка).

Переосвидетельствование осужденного, признанного инвалидом, осуществляется в соответствии с Правилами. Переосвидетельствование осужденного ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя) либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья либо при осуществлении федеральным учреждением медико-социальной экспертизы контроля за ранее принятыми решениями (Пункт 13 Порядка).

При переосвидетельствовании осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает заблаговременное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы (Пункт 14 Порядка)

Согласно Правилам признания лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий ( Пункт 15).

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности (Пункт 19).

Согласно главе 5 указанных Правил признания лица инвалидом, определяющим порядок переосвидетельствования инвалида, переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ ЛИЦАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ ПОД СТРАЖУ ИЛИ ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПРИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ УКАЗАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: а) отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; б) ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.

Медицинский работник учреждения уголовно-исполнительной системы в срок, не превышающий 2 часов с момента определения показаний для проведения консультации, информирует о необходимости ее проведения руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы, которому представляет в письменной форме соответствующий запрос в медицинскую организацию.

Руководитель учреждения уголовно-исполнительной системы в течение 1 рабочего дня с момента определения показаний для проведения консультации обеспечивает с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных передачу в медицинскую организацию запроса в письменной форме, в том числе при необходимости посредством использования факсимильной либо электронной связи.

Медицинская организация оформляет и направляет в учреждение уголовно-исполнительной системы, с которым заключен договор, счета, счета-фактуры, акты об оказанных медицинских услугах, на основании которых учреждение уголовно-исполнительной системы осуществляет в соответствии с договором оплату понесенных медицинской организацией расходов по оказанию медицинской помощи.

Из приведенных положений законодательства и обстоятельств настоящего дела следует, что в связи с подтвержденным документально ухудшением состояния здоровья Забирова Ю.А. после проведения в декабре 2016 года медицинского освидетельствования на предмет наличия у него заболеваний, включенных в перечень препятствующих отбыванию наказания, административный ответчик, тем более при наличии соответствующего заявления Забирова Ю.А. в медицинской карте, обязан был выдать ему направление на медицинское освидетельствование, чего не сделал.

Также, в связи с тем, что Забирову Ю.А. необходимо было провести переосвидетельствование по инвалидности в связи с истечением срока для такого переосвидетельствования, административный ответчик обязан был направить его на прохождение переосвидетельствования, однако, этого сделано не было.

Вопреки доводам апеллянта в силу совокупного толкования раздела 5 Правил признания лица инвалидом и п. 13 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 02.10.2015 года № 233, поскольку в данном случае речь идет о переосвидетельствовании инвалида по установленному сроку (а не ранее него и не о переосвидетельствовании при установлении инвалидности бессрочно), отдельного заявления о том от Забирова Ю.А. не требовалось. Вместе с тем, в материалы дела также представлено обращение адвоката Забирова Ю.А. начальнику СИЗО-1 от 06.06.2018, в котором он дополнительно сообщил о необходимости такого переосвидетельствования, а также о необходимости проведения медицинского освидетельствования.

Утверждение апеллянта о злоупотреблении Забировым Ю.А. правом в связи с отказом от госпитализации в Туберкулезную больницу МСЧ-54 не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда.

Отказ от госпитализации зафиксирован уже после истечения срока переосвидетельствования по инвалидности. С учетом ответов на запрос суда от 29.12.2018 года и на запрос адвоката Забирова Ю.А. от 06.06.2018, проведение необходимых диагностических мероприятий для направления Забирова Ю.А. на медицинское освидетельствование и на переосвидетельствование в туберкулезной больнице МСЧ-54 не гарантировано. Допустимых и достаточных доказательств обратного, а также совершения действий, предусмотренных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 28.12.2012 № 1466, ответчиком не представлено. Отсутствуют в деле и доказательства выполнения ответчиком мероприятий, указанных в п.11 Порядка, утвержденного Приказом Минюста России от 02.10.2016 № 233.

Вопреки указанному в жалобе, доказательств неоднократных отказов Забирова Ю.А. от прохождения диагностических мероприятий в туберкулезной больнице материалы дела не содержат.

Кроме того, ссылки апеллянта на невозможность направления на медицинское освидетельствование в связи отказом от госпитализации в туберкулезную больницу опровергаются доводами самого апеллянта о том, что 12.03.2019 года Забиров Ю.А. при тех же обстоятельствах на освидетельствование был направлен. При этом, согласно Программе дополнительного обследования ФКУ «ГБ МСЭ по НСО Минтруда России Бюро МСЭ № 15, приложенной к апелляционной жалобе, для переосвидетельствования Забирову Ю.А. необходимы, в том числе, консультации сосудистого хирурга, кардиолога, УЗИ сердца, предоставление которых, согласно ответу на запрос суда от 29.12.2018 и на запрос адвоката от 06.06.2018 года, туберкулезной больницей не гарантировано.

Таким образом, доводы апеллянта не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм права и обстоятельств дела, к чему оснований не усматривается. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи