Дело №33a-5180/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 29 сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Ночевника С.Г., Шулындиной С.А.,
при секретаре Склядневой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации, об обязании совершить действия по постановке на учет недвижимого имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., возражения прокурора Чубуковой А.С., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, указав в обосновании, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования «Первомайское сельское поселение» (деле администрация) требований действующего законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом, установлено, что на территории сельского поселения имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 45 п.м., , которая включена перечень имущества администрации, но не поставлена на кадастровый учет, сведений о государственной регистрации прав собственности в ЕГРН отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 45 п.м., , обязав администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 30.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ленинградской области (л.д. 49).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 07.04.2022 административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме (л.д. 62-70).
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, указав в обосновании, что спорная автомобильная дорога имеет покрытие щебеночно-песочную, что в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, в связи с чем, регистрации не подлежит (л.д. 78-80).
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 89-91).
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ленинградской области рассмотрение апелляционной жалобы оставило на усмотрение суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик, заинтересованные лица не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте судебного заседания.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав прокурора, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 N 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 ст. 1 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что постановлением администрации МО «Первомайское сельское поселение» от 18.01.2022 № 13 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области (л.д. 15 об.).
В соответствии с указанным перечнем, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильных дорог, находящихся на территории МО «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области, в границах населенного пункта п. Первомайское расположена автомобильная дорога общего пользования протяженностью 45 п.м под реестровым номером № (п.36 Перечня) (л.д. 12, 16).
Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – автомобильные дороги, расположенные по адресу: , муниципальное образование «Первомайское сельское поселение».
По сведениям администрации МО «Первомайское сельское поселение» дорога общего пользования местного значения протяженностью 45 п.м не поставлена на кадастровый учет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.
Судебная коллегия полагает вывод суда обоснованным и правомерным.
Довод жалобы о том, что спорная автомобильная дорога имеет грунтовое покрытие, что в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, в связи с чем, регистрации не подлежат, судебная коллегия полагает не состоятельной, основанной на неверном толковании норм права.
На основании пункта 1 статьи 131 настоящего Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 3 Федерального закона от 0 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 0 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости.
В пункте 2 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Соответственно, право собственности, в том числе право собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.
В материалах дела представлен технический паспорт автомобильной дороги протяженностью 045 км. (л.д. 42-47), и включает технические, экономические, характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги, что позволяет определить спорную дорогу в качестве индивидуально определенной вещи и отнести дорогу к объектам недвижимости.
При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо исключений или оговорок в отношении дорог, имеющих грунтовое покрытие.
Указание в жалобе на то, что Управление Росреестра по Ленинградской области отказывает в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности дорог с щебеночно-песочное покрытием, основанием для отмены решения суда не является.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 29.09.2022.
(судья Грачева Ю.С.)