ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5183/2022 от 25.08.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5183/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 25 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Тумановой О.В., Шулындиной С.А.,

при секретаре Склядневой А.Э.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.,

рассмотрела административное дело № 2а-2432/2022 (47RS0005-01-2022-001320-33) по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации, обязании совершить действия для постановки на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области – Петровой Н.С., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы жалобы, позицию представителя Ленинградской областной прокуратуры Махмудова Э.Т., судебная коллегия

установила:

Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, с учетом уточнения административного иска, принятого судом, указав в обоснование, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее – администрация, администрация МО «Гончаровское сельское поселение») требований действующего законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом, установлено, что на территории сельского поселения имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения №6 протяженностью 1000 п.м, расположенной в пос. Черкасово Выборгского района Ленинградской области, которая включена перечень имущества администрации, но не поставлена на кадастровый учет, сведения о государственной регистрации прав собственности в ЕГРН отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов и приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.

В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения №6 протяженностью 1000 п.м, расположенной в пос. Черкасово Выборгского района Ленинградской области, обязав администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, и Управление Росреестра по Ленинградской области.

Обжалуемым решением от 07.04.2002 г. Выборгский городской суд Ленинградской области удовлетворил административный иск, признал незаконным бездействие администрации МО «Гончаровское сельское поселение», выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения №6, протяженностью 1000 п.м, расположенной в пос. Черкасово Выборгского района Ленинградской области; обязал администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество – указанную автомобильную дорогу общего пользования местного значения, в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 56-66).

В апелляционной жалобе администрация МО «Гончаровское сельское поселение» просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не было учтено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения №6, протяженностью 1000 п.м, расположенной в пос. Черкасово Выборгского района Ленинградской области, имеет грунтовое покрытие, в связи с чем не является объектом капитального строительства, т.е. не является объектом недвижимости. При обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на дороги, имеющие грунтовое покрытие, Управление Росреестра по Ленинградской области отказывает администрациям в постановке на кадастровый учет такого объекта (л.д. 73-74).

В материалах дела имеются возражения Выборгского городского прокурора на апелляционную жалобу, в которых административный истец полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене (л.д. 80-82).

В суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Росреестра по Ленинградской области, в котором заинтересованное лицо обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что грунтовая дорога не является сооружением, т.е. созданным (построенным) объектом недвижимости, а отсутствие документов, свидетельствующих о создании (строительстве) в установленном порядке автомобильной дороги, исключает впоследствии возможность осуществления учетно-регистрационных действий (л.д. 96-99).

Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Петрова Н.С. поддержала доводы апелляционной жалобы. Представитель прокуратуры Махмудов Э.Т. возражал против удовлетворения жалобы, полагал решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Представители заинтересованных лиц КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области и Управления Росреестра по Ленинградской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 90-94).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В связи с изложенным, коллегия по правилу ст. 150 КАС РФ приняла определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно ст.ст. 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен в том числе, вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, т.е. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ).

Статьей 10 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации «Гончаровское сельское поселение» от 25.03.2021 № 32 утверждены изменения и дополнения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Гончаровское сельское поселение» (л.д. 10-16).

В соответствии с указанным перечнем в границах населенного пункта п. Черкасово расположена грунтовая автомобильная дорога общего пользования местного значения №6, протяженностью 1000 м (л.д. 15).

По сведениям администрации автомобильная дорога общего пользования местного значения №6 расположенная в п. Черкасово не поставлена на кадастровый учет, что сторонами не оспаривается.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц и других граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований, заявленных к администрации МО «Гончаровское сельское поселение», поскольку данный вывод основан на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы о том, что спорная автомобильная дорога имеет грунтовое покрытие, поэтому в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, подлежащим регистрации, судебная коллегия полагает не состоятельным, основанным на неверном толковании норм права.

На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ, автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости.

Пунктом 2 ст. 14 указанного Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.

В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Поскольку указанная в административном иске грунтовая автомобильная дорога общего пользования местного значения №6, расположенная в п. Черкасово Гончаровского сельского поселения, внесена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Гончаровское сельское поселение» прочно связана с земельным участком, используемым только под автомобильную дорогу, на нее может быть зарегистрировано право собственности муниципального образования.

В соответствии с методологией Федеральной службы государственной статистики, отраженной в приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта", в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо исключений или оговорок в отношении дорог, имеющих грунтовое покрытие.

Указание в жалобе на то, что Управление Росреестра по Ленинградской области отказывает в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности дорог с грунтовым покрытием, основанием для отмены решения суда не является.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые исследованы и оценены судом. Нормы материального права суд применил верно, процессуальных нарушений не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: