Судья Русинова Л.М. Дело №33а-5199/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Ломтевой Л.С.,
судей Федотовой Н.П., Драчева Д.А.,
при секретаре Марковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломтевой Л.С.,
07 августа 2018 года
административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 03 мая 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ЦТУ ФТС, Ярославской таможне о признании незаконными действий должностных лиц таможни - отказать».
По делу установлено:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ЦТУ ФТС, Ярославской таможне о признании незаконными действий должностных лиц таможни.
В обосновании иска указано, что 02.10.2016 года он прибыл на территорию Российской Федерации с целью последующего постоянного проживания. 13.02.2017г. им получено разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации на период до 13.02.2020 года. 27.04.2017 года он направил из Республики <данные изъяты> на территорию Российской Федерации в железнодорожном контейнере багаж (личные вещи) общим весом 3000 кг. Данный ж/д контейнер прибыл в г. Ярославль 26.07.2017 года, 27.07.2017 года товар был помещен на временное хранение Ярославской таможней. В период с 27.07.2017 года по 11.12.2017 года он через своего представителя - брата <данные изъяты>. пытался осуществить процедуру таможенного оформления груза, таможенная декларация была принята таможенным органом только 12.12.2017 года. 26.12.2017 года в выпуске товара без уплаты таможенных платежей таможенным органом было отказано. 01.03.2018 года таможенная декларация была вновь подана в таможенный орган, в этот же день выпуск груза без уплаты таможенных платежей был разрешен. Считает, что действия должностных лиц Ярославского таможенного поста Ярославской таможни являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы.
С учетом уточнения исковых требований ФИО1 просит:
- признать незаконными действия должностных лиц Ярославского таможенного поста Ярославской таможни по отказу в приеме пассажирской таможенной декларации в период с 27.07.2017 года по 11.12.2017 года,
- признать незаконными действия должностных лиц Ярославского таможенного поста Ярославской таможни по отказу в выпуске товаров для личного пользования в срок с 12.12.2017 года по 01.03.2018 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в связи с незаконностью и необоснованностью, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права, неправильному определению судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя Центрального таможенного Управления Федеральной таможенной службы ФИО2, представителя Федеральной таможенной службы Центрального таможенного Управления Ярославской таможни ФИО3, должностное лицо Федеральной таможенной службы Центрального таможенного управления Ярославской таможни - ФИО4, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводам о том, что незаконных действий должностные лица Ярославского таможенного поста Ярославской таможни по отказу ФИО1 в приеме пассажирской таможенной декларации в период с 27.07.2017 года по 11.12.2017 года не совершали, поскольку в указанный период ни ФИО1, ни его представитель на Ярославский таможенный пост Ярославской таможни с целью подачи декларации не обращались. Отказ в выпуске товаров для личного пользования в срок с 12.12.2017 года по 01.03.2018 года, т.е. до предоставления ФИО1 документов, подтверждающих его право на освобождение от уплаты таможенных платежей, соответствует закону.
С указанными выводами, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их соответствующими обстоятельствам дела и закону.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 355 ТК ТС и подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершении таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее Соглашение), таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе, товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица.
Пунктом 1 статьи 8 Соглашения предусмотрено, что декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решениями Комиссии Таможенного союза.
Порядок регистрации пассажирских таможенных деклараций и образец журнала регистрации пассажирских таможенных деклараций на товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже, доставляемые, перевозчиком в адрес физического лица, транспортные средства, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза в целях выпуска в свободное обращение, утверждены приказом ФТС России от 06.11.2013 № 2101.
Порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, утвержден Решением Комиссии таможенного Союза от 18.06.2010 г. №311 (далее Порядок).
В регистрации декларации таможенным органом может быть отказано в случаях, указанных в пункте 6 Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка отказ в регистрации декларации оформляется путем внесения должностным лицом таможенного органа в раздел «Для служебных отметок» основного формуляра декларации записи: «Отказано в регистрации в связи с...» с указанием мотивированной причины и даты отказа. Запись заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа. Декларация с оформленным отказом в регистрации возвращается декларанту.
Согласно пункту 6 статьи 190 ТК ТС, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.
Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в частности, документы, подтверждающие право на льготу, в том числе, подтверждающие признание физического лица переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза (подпункту 5 пункта 1 статьи 356 ТК ТС).
Согласно п.3 ст.8 Соглашения декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом может быть физическое лицо государства-члена таможенного союза или иностранное физическое лицо, в том числе передавшее (передающее) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу, а также в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования.
На основании п.1 ст. 12 ТК ТС таможенным представителем является юридическое лицо государства-члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст.123 ТК ТС, и включенное в реестр таможенных представителей.
Из материалов дела следует, что 26.07.2017 года <данные изъяты> (имеющий нотариальную доверенность на представление интересов ФИО1) обратился на Ярославский таможенный пост Ярославской таможни 26.07.2017 с целью получения информации по вопросу таможенного декларирования поступивших в адрес ФИО1 в ж/д контейнере № <данные изъяты> товаров. Ему были разъяснены требования нормативных правовых актов к представлению документов при подаче пассажирской таможенной декларации.
03.08.2017 года ФИО5 вновь обратился за консультацией на Ярославский таможенный пост Ярославской таможни, где ему была разъяснена необходимость декларирования товаров, а также выполнение условия выпуска товаров:
- уплата таможенных платежей или подтверждение права на льготы по уплате таможенных платежей.
Доказательств обращения непосредственно ФИО1 в период с 27.07.2017 г. по 11.12.2017 г. на Ярославский таможенный пост за консультацией, либо с целью подачи декларации, материалы дела не содержат, поэтому довод жалобы о не разъяснении ему обязанности декларировать поступивший в его адрес товар путем подачи пассажирской таможенной декларации, незаконного отказа в принятии декларации, судебной коллегией отклоняется.
Довод жалобы об отсутствии в тот период времени в помещении Ярославского таможенного поста информации о порядке декларирования товара объективными доказательствами не подтвержден, в связи с чем, судебная коллегия считает его несостоятельным.
Учитывая, что <данные изъяты>. в силу п.1 ст.12 ТК ТС не мог являться таможенным представителем ФИО1, не имел права декларировать (представлять декларацию) поступивший в адрес ФИО1 в ж/д 4 контейнере № <данные изъяты> товар, а доказательств подтверждающих, что ФИО1 или его таможенный представитель в период с 26.07.2017 года по 11.12.2017 года обращались на Ярославский таможенный пост Ярославской таможни с целью подачи пассажирской таможенной декларации, материалы дела не содержат, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что должностными лицами Ярославского таможенного поста не было допущено нарушений положений закона и прав административного истца в указанный период времени.
Пунктами 1, 2 статьи 12 Соглашения предусмотрено, что таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к Соглашению. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 к Соглашению в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов Таможенного союза этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 8 Приложения № 3 к Соглашению, бывшие в употреблении товары для личного пользования, ввозимые физическими лицами, признанными в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство-член Таможенного союза на постоянное место жительства, перемещаются через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов независимо от таможенной стоимости и веса, при одновременном выполнении следующих условий: а) ввоз товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза; б) такие товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения дата прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза - дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство-член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) документом, подтверждающим право на постоянное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина, является вид на жительство.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения выпуск товаров для личного пользования либо отказ в таком выпуске осуществляются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации пассажирской таможенной декларации в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, или ином таможенном органе в соответствии с положениями настоящего Соглашения.
Продление срока выпуска товаров для личного пользования осуществляется в порядке, предусмотренном ТК ТС.
Пунктом 4 статьи 196 ТК ТС установлено, что сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.
Одним из условий выпуска товаров в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС является уплата таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 1 статьи 201 ТК ТС установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
12.12.2017 года ФИО1 на Ярославский таможенный пост Ярославской таможни была подана таможенная декларация ПТД №<данные изъяты>, а также представлен паспорт гражданина Республики <данные изъяты>, разрешение на временное проживание в РФ сроком действия до 13.02.2020 года. Иных документов, подтверждающих признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения, ФИО1 при таможенном декларировании не представлено.
Так как документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты таможенных платежей представлено не было, 13.12.2017 года Ярославским таможенным постом принято решение об исчислении таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированного ФИО1 товара, установлен срок для оплаты до 26.12.2017 г.
26.12.2017 года в связи с неуплатой таможенных платежей в установленный срок, принято решение от 26.12.2017 года об отказе в выпуске товаров, задекларированных ФИО1 в ПТД №<данные изъяты>.
01.03.2018 года ФИО1 на Ярославский таможенный пост Ярославской таможни была подана таможенная декларация ПТД №<данные изъяты> с декларацией представлена копия вида на жительство 82 №1496312, выданного 14.02.2018 года. Решение о выпуске товара принято 01.03.2018 года.
Учитывая, что ФИО1 при подаче таможенной декларации 12.12.2017 года не был уплачен таможенный платеж, а право на льготу отсутствовало, судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что отказ в выпуске товаров для личного пользования в срок с 12.12.2017 года по 01.03.2018 года является законным, прав и интересов административного истца не нарушает.
Доводы жалобы о том, что разрешение на временное проживание, представленное ФИО1, предшествовало выдаче ему вида на жительство и подтверждало его переезд на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку разрешение на временное проживание, не свидетельствует о праве на постоянное проживание, которое по той или иной причине могло быть и не получено в последствии ФИО1
Доводы жалобы о пропаже личных вещей из контейнера, о не проведении таможенным органом дополнительной проверки при выявлении несоответствия веса личных вещей, заявленного в таможенной декларации и фактического веса декларируемого товара для личного пользования, судебной коллегией во внимание не принимаются, т.к. указанные обстоятельства не являлись предметом рассмотрения настоящего спора.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что вынесенное судом решение соответствует закону, основания для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 03 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи