Судья Шитова Е.Ю. Дело № 33а-5247/2021
УИД 76RS0005-01-2021-000190-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Моисеевой О.Н.
судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
17 августа 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 08 апреля 2021 года, которым постановлено:
«Признать постановление администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 15 февраля 2021 года № 138 «Об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно» незаконным.
Обязать администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу ..., с кадастровым номером №, в собственность бесплатно.
Об исполнении настоящего решения администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области направить в суд и административному истцу сообщение в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.»
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
На основании договора аренды № 047/17-Н от 26 мая 2017 года, заключенного с администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области, ФИО1 является арендатором земельного участка общей площадью 900 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., для ведения личного подсобного хозяйства.
2 февраля 2021 года ФИО1 обратился в администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность бесплатно.
Постановлением администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 15 февраля 2021 года № 138 ему было отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка, т.к. с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, поскольку с момента государственной регистрации договора аренды (10 июля 2019 года) прошло менее трех лет, а договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, в котором просит признать постановление от 15 февраля 2021 года № 138 «Об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно» незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является арендатором земельного участка на основании договора аренды земельного участка, заключенного по результатам аукциона, состоявшегося 26 апреля 2017 года, земельный участок передан ему по акту 26 мая 2017 года. Последствия отсутствия государственной регистрации договора установлены п. 3 ст. 433 ГК РФ, в соответствии с которым договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом; в отсутствие государственной регистрации такой договор не влечет юридических последствий для третьих лиц, которые не знали и не должны были знать о его заключении. Административный ответчик таковым лицом не является, так как в порядке правопреемства, имеющего место в связи с внесением изменений в ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 334-ФЗ, является арендодателем по договору аренды, соответственно правовые последствия отсутствия государственной регистрации договора аренды на него не распространяются.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании суда первой инстанции административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснил, что, начиная с 2018 года арендная плата вносится им по счетам, выставляемым от имени администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, имеется правопреемство в силу закона, каких-либо дополнительных соглашений между ним и администрацией Некрасовского муниципального района в связи с изменениями в законодательстве не заключалось, срок аренды также не изменялся.
Административный ответчик администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области, заинтересованное лицо КУМИ администрации Некрасовского муниципального района, в Ярославской области судебное заседание не явились, представили возражения, согласно которым, администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области стороной договора аренды не является, в связи с чем, выступает в качестве третьего лица в рассматриваемых отношениях. Переход полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности не наделяет администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области статусом стороны сделки, поскольку подготовка к проведению аукциона осуществлялась администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области, то и предоставление в порядке торгов земельного участка, включая заключение договора, также осуществлялось органом местного самоуправления сельского поселения; права и обязанности по незарегистрированному договору, подлежащему государственной регистрации, не могут перейти в порядке правопреемства; трехгодичный срок, необходимый для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обозначенный в Законе Ярославской области № 22-з, по состоянию на февраль 2021 года не наступил.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик – администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм процессуального и материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, в том числе по доводам жалобы, обсудив их, изучив письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
В силу п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков на территории Ярославской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Законом Ярославской области от 27 апреля 2007 года № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Закон Ярославской области №22-з).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.2 Закона Ярославской области № 22-з граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если земельные участки предоставлены гражданам, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, по истечении трех лет с момента заключения с ним договора аренды земельного участка либо по истечении трех лет с момента перехода к нему прав и обязанностей по такому договору при условии надлежащего исполнения им такого договора в течение указанного срока.
Согласно положениям п.п. 1 и 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
На основании п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами
В силу п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Судом установлено, из материалов дела следует, что договор, заключенный 26 мая 2017 года между администрацией сельского поселения Некрасовское и ФИО1, о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 900 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу ..., для ведения личного подсобного хозяйства, был зарегистрирован в ЕГРН 10 июля 2019 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к выводу о несостоятельности доводов административного ответчика о том, что администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области, не являясь стороной договора аренды, выступает в качестве третьего лица в рассматриваемых отношениях и договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, находит его правильным, соответствующим обстоятельствам дела, а также закону.
В соответствии с положениями абз. 4 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года №334-ФЗ), предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Положениями абз. 4 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03 июля 2016 года №334-ФЗ, было предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положений ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года №334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка № 047/17-Н от 26 мая 2017 года был заключен администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области с ФИО1, как признанным победителем аукциона, состоявшегося 26 апреля 2017 года на основании постановления администрации сельского поселения Некрасовское Ярославской области от 22 марта 2017 года №111 «О проведении открытого аукциона на право заключать договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами: №». Организатором указанного открытого аукциона являлась администрация сельского поселения Некрасовское Ярославской области.
Довод административного ответчика о том, что спорный земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года №334-ФЗ администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области, в период действия положений абзаца 4 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года №334-ФЗ, в связи с чем, не имеется оснований полагать администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области правопреемником администрации сельского поселения Некрасовское Ярославской области, - не может повлечь отмену судебного решения в силу следующего.
Предоставление абзацем 4 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года №334-ФЗ органу местного самоуправления муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления муниципального района в силу предоставленных ему Федеральным законом полномочий должен был быть осведомлен о заключении договора аренды с ФИО1
Факт заключения договора аренды земельного участка между ФИО1 и администрацией сельского поселения Некрасовское Ярославской области после вступления в силу изложенной выше редакции абзаца 4 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ не может свидетельствовать о том, что администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, которой в силу указанной редакции Федерального закона переданы полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, не могло быть известно о предоставлении ФИО1 в аренду спорного земельного участка. Доводы апелляционной жалобы об обратном судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Кроме того, из пояснений административного истца, изложенных в суде первой инстанции, следует, что с 2018 года арендная плата вносится им согласно счетам, выставляемым администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области.
В связи с изложенным, вопреки доводам апелляционной жалобы, администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области не может быть расценена в качестве третьего лица, которому о заключенном с ФИО1 договоре аренды земельного участка № 047/17-Н от 26 мая 2017 года могло стать известно лишь с момента его государственной регистрации. К правоотношениям сторон по настоящему административному делу положения п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцу земельного участка в собственность бесплатно в связи с ненадлежащим исполнением им условий договора – не исполнением обязанности по проведению государственной регистрации договора в двухмесячный срок со дня его подписания, судебной коллегией также отклоняются как несостоятельные.
Указанное основание к отказу в предоставлении земельного участка ФИО1 в собственность бесплатно в постановлении администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 15 февраля 2021 года № 138 не содержится.
Вместе с тем, проведение регистрации договора за счет собственных средств арендатора позднее указанного двухмесячного срока само по себе не может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении ФИО1 условий договора, которое препятствовало бы бесплатному приобретению земельного участка в собственность на основании п.4 ч.1 ст.2 Закона Ярославской области № 22-з.
Таким образом, указанных в постановлении администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области от 15 февраля 2021 года № 138 оснований для отказа ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.4 ч.1 ст.2 Закона Ярославской области № 22-з не имелось, указанное постановление правомерно признано судом незаконным с возложением на администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области обязанности повторно рассмотреть в установленный законодательством срок заявление ФИО1
В целом доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают, оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене либо изменению, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 08 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи