ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-524/20 от 11.03.2020 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Ветрова С.В. Дело №33а-524/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«11» марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Пелевиной Н.В., Колесова Р.Н.,

при секретаре Быстрове Р.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2019-002243-25, №2а-2222/2019) по апелляционной жалобе исполняющего обязанности директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Матрос И.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 октября 2019 года, которым административное исковое заявление Литвинова Александра Георгиевича удовлетворено.

Признан незаконным протокол заседания комиссии департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 29 января 2019 года №1 в части отказа во включении в сводный список граждан Литвинова Александра Георгиевича.

Признан незаконным приказ департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 29 января 2019 года №23 об утверждении протокола заседания комиссии департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 29 января 2019 года №1 в части отказа во включении в сводный список граждан Литвинова Александра Георгиевича, на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области возложена обязанность отменить приказ от 29 января 2019 года №23 в указанной части.

Признано незаконным решение департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 12 февраля 2019 года №857-07-07 об отказе Литвинову Александру Георгиевичу во включении в сводный список граждан обеспечения жилыми помещениями, на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области возложена обязанность включить Литвинова Александра Георгиевича в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Смирновой Е.Б., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Литвинова А.Г. по доверенности Глотовой Н.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Литвинов А.Г. обратился в суд с административным иском к директору департамента по труду и социальной защите населения Костромской области (далее также – департамент) Дрозднику А.В. о признании незаконными протокола заседания комиссии департамента по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 29 января 2019 года №1, приказа исполняющего обязанности директора департамента от 29 января 2019 года №23 «Об утверждении протокола заседания комиссии по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и решения директора департамента от 12 февраля 2019 года №857-07-07 «Об отказе во включении в сводный список граждан», обязании их отменить и включить Литвинова Александра Георгиевича в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

В обоснование требований указал, что в период с 31 июля 1973 года по 18 октября 1993 года он проходил военную службу в вооруженных силах. Приказом командира в/ч 25969 от 18 октября 1993 года №088 он был уволен в запас на основании абзаца 1 части 4 статьи 49 в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (выслуга лет в вооруженных силах в календарном исчислении составляет 20 лет 01 месяц, в льготном – 35 лет 08 месяцев).

Постановлением Администрации г. Курска от 08 июня 1994 года №390 он был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и поставлен на соответствующий учет по категории – уволенные и увольняемые из вооруженных сил.

Постановлением Администрации г. Курска от 22 ноября 2011 года №3540 он был снят с учета граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ввиду снятия с воинского учета в г. Курске и выездом на другое постоянное место жительства.

Постановлением администрации г. Костромы от 22 августа 2018 года №1873 он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в составе семьи из 2 человек, категория – граждане, уволенные в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решением департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 12 февраля 2019 года №857-07-07, оформленного уведомлением, ему было отказано во включении в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ, в связи с тем, что он в соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 22 августа 2018 года №1873 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, после 01 января 2005 года.

На основании его (Литвинова А.Г.) запроса департаментом 11 апреля 2019 года ему направлены выписка из протокола заседания комиссии департамента по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 29 января 2019 года №1 и копия приказа исполняющего обязанности директора департамента от 29 января 2019 года №23 «Об утверждении протокола заседания комиссии по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

Полагает, что оснований для отказа во включении в сводный список у уполномоченного органа не имелось, поскольку сам факт постановки органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении уволенного с военной службы гражданина свидетельствует о наличии оснований для признания его таковым, а также влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем по одной из предусмотренных соответствующим законом форм по его выбору.

Решение департамента является незаконным, нарушающим его (Литвинова А.Г.) права на жилищное обеспечение, поскольку он относится к категории граждан, на которых распространяется действие Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ.

В ходе рассмотрения административного дела Литвинов А.Г. уточнил заявленные требования, просил обязать уполномоченный орган включить его в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Костромы.

Административный ответчик в лице директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Дроздника А.В. заменен на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Матрос И.В., полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Указывает, что суд не принял во внимание решение Ленинского районного суда г. Курска от 16 апреля 2015 года, которым Литвинову А.Г. было отказано в удовлетворении иска к администрации г. Курска, Управлению по учету и распределению жилья г. Курска об оспаривании решения об исключении из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на жилищном учете. Отмечает, что данным решением установлено, что Литвинов А.Г. был снят с воинского учета по месту жительства в связи с выездом в <адрес>, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, и ему была выдана справка выезжающего за границу. Военный билет офицера запаса был сдан Литвиновым А.Г. на хранение в архив военного комиссариата, а его пенсионное дело направлено в отдел обеспечения <адрес>. Данное решение также подтверждает тот факт, что Литвинов А.Г. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет до 01 января 2005 года, в связи с выездом за пределы Российской Федерации, утратил право состоять на указанном учете. Литвинов А.Г. прибыл в г. Кострому по прошествии более 5 лет с момента снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений в г. Курске.

Считает, что принятие Литвинова А.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 июля 2018 года должно рассматриваться как самостоятельная постановка гражданина на учет, не связанная с постановкой на учет нуждающихся до 01 января 2005 года и с изменением места жительства Литвинова А.Г. с г. Курска на г. Кострому. Кроме того, учитывая, что Литвинов А.Г. постоянно на территории г. Костромы не проживает, выезжает за пределы Российской Федерации, оснований считать его изменившим место жительства с г. Курска на г. Кострому по одному лишь факту регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, не имеется. Данные обстоятельства не могут считаться фактом, подтверждающим выбор Литвинова А.Г. г. Костромы постоянным местом жительства.

Лица, участвующие в деле, за исключением представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Смирновой Е.Б. и представителя административного истца Литвинова А.Г. по доверенности Глотовой Н.П., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

На основании положении статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Удовлетворяя административный иск и обязывая департамент по труду и социальной защите населения Костромской области включить Литвинова А.Г. в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», суд первой инстанции исходил из того, что Литвинов А.Г. ранее был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по соответствующей категории в г. Курске до 01 января 2005 года, вновь поставлен на учет в качестве нуждающегося Администрацией г. Костромы 22 августа 2018 года. Сведений об избрании Литвиновым А.Г. иного места жительства на территории Российской Федерации или за ее пределами не имеется. В период с 1994 года – первичной постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до настоящего времени жилым помещением или выплатой Литвинов А.Г. не обеспечивался.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, которые постановлены с учетом имеющих значение для дела обстоятельств, основаны на законе и материалах дела.

Из материалов дела следует, что Литвинов А.Г. проходил службу в вооруженных силах с 31 июля 1973 года по 18 октября 1993 года; уволен в запас приказом командира в/ч 25969 от 18.10.1993 г. в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе – по состоянию здоровья; исключен из списков личного состава с 18.10.1993 г. приказом командира в/ч 95846 №187 от 05.10.1993 г.; выслуга лет в вооруженных силах календарная 20 лет 01 месяц, льготная 35 лет 08 месяцев, что подтверждается справкой военного комиссариата Костромской области от 23 октября 2018 года №3/322.

На основании постановления Администрации г. Курска от 08 июня 1994 года №390 Литвинов А.Г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, категория – уволенные и увольняемые из вооруженных сил, и был снят с него на основании постановления Администрации г. Курска от 22 ноября 2011 года №3540 в связи со снятием с воинского учета в г. Курске и выездом на другое постоянное место жительства.

Постановлением администрации г. Костромы от 22 августа 2018 года №1873 Литвинов А.Г. в составе семьи из 2 человек был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория – граждане, уволенные в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом исполняющего обязанности директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 29 января 2019 года №23 «Об утверждении протокола заседания комиссии по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» Литвинову А.Г. отказано во включении в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (протокола заседания комиссии от 29 января 2019 года №1), о чем ему сообщено в уведомлении от 12.02.2019 г. №857-07-07.

На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее также – Закон №76-ФЗ), устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона №76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2.1 статьи 15 Закона №76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года №1054 (далее также – Правила), нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз (пункт 8 Правил).

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

В соответствии с пунктом 20 Правил на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы (пункт 21 Правил).

Иного порядка учета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, нежели предусмотренного названными Правилами, в настоящее время не установлено.

Сторонами не оспаривается, что на учет нуждающихся в получении жилых помещений Литвинов А.Г. был поставлен администрацией г. Курска в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке до 01 января 2005 года. В период нахождения на учете Литвинов А.Г. жилым помещением обеспечен не был (более 17 лет).

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

На основании пункта 3 статьи 6 Закона №76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы, имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Содержание подпункта «и» пункта 7 вышеназванных Правил означает, что увольняемый с военной службы, независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения, признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там жилой площади не имеет, или улучшении жилищных условий, если он ее имеет на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья.

По смыслу приведенных норм, гражданин, уволенный с военной службы и являющийся нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, может изменить постоянное место жительства и встать на очередь в новом месте жительства.

Как видно из материалов дела, воспользовавшись своим правом, Литвинов А.Г. сменил место жительства. Из информации представленной УМВД России по Костромской области, следует, что Литвинов А.Г. прибыл на территорию Костромской области из г. Курска, с 21.09.2016 г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Супруга административного истца ФИО9 прибыла на территорию г. Костромы из <адрес>, с 29.10.2012 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с 21.12.2018 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Из представленных сведений регистрирующих органов следует, что Литвинов А.Г. на территории Костромской области жилых помещений не имеет.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, в том числе в случаях: снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; решения жилищной проблемы (пункт 26 Правил).

В целях обеспечения воинского учета и в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате.

Кроме того, данной статьей предусмотрено, что граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Следовательно, такие обстоятельства как снятие с воинского учета в г. Курске и выезд на другое постоянное место жительства, последующее принятие Администрацией г. Курска 22 ноября 2011 года постановления №3540 о снятии Литвинова А.Г. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не прекращают его права на обеспечение жилым помещением по новому избранному месту жительства по льготным основаниям.

В рассматриваемом случае гражданин лишь обращается с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства и становится там на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что прямо предусмотрено п. 22 Правил.

В данным пункте Правил говорится, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Из материалов дела, видно, что решение о принятии Литвинова А.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по избранному месту жительства в городе Костроме принималось Администрацией г. Костромы на основании учетного дела и решения о снятии с учета администрации г. Курска.

При таких обстоятельствах мотивы отказа департамента во включении в сводный список граждан Литвинова А.Г., поскольку постановлением Администрации г. Костромы от 22.08.2018 г. №1873 он и его супруга поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «граждане, уволенные в запас или отставку из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации», после 01.01.2005 г., противоречат действующему законодательству, которое не ограничивает граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.

По этим же основанием не может быть принят во внимание довод административного ответчика о том, что принятие Литвинова А.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 июля 2018 года должно рассматриваться как самостоятельная постановка гражданина на учет, не связанная с постановкой на учет нуждающихся до 01 января 2005 года.

Доводы представителя департамента об отсутствии оснований для постановки административного истца на учет не основаны на законе, сводятся к неправильному толкованию законов.

Так, действующее законодательство не устанавливает зависимость факта пребывания гражданина, уволенного с военной службы в запас, в очереди на получение жилого помещения от регистрационного учета (по месту жительства или по месту пребывания).

В нарушение положений части 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих утверждения истца о том, что г. Кострома является его постоянным местом жительства.

Между тем, обстоятельства, исключающие возможность проживания Литвинова А.Г. в г. Костроме, в ходе судебного разбирательства не установлены.

В силу пункта 26 Правил, исключающего снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае временного проживания и получения пенсии в ином, отличном от места жительства месте, доводы административного ответчика о трудоустройстве Литвинова А.Г. и получении пенсии за пределами Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.

Ссылка административного ответчика на то, что решением Ленинского районного суда г. Курска от 16 апреля 2015 года подтверждается тот факт, что Литвинов А.Г. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет до 01 января 2005 года, в связи с выездом за пределы Российской Федерации и утратил право состоять на указанном учете, отклоняется судебной коллегией, поскольку таких выводов судебный акт не содержит.

Действительно, указанным судебным актом установлено, что 17.09.2002 г. Литвинов А.Г. был снят с воинского учета по месту жительства в г. Курске в связи с выездом за пределы Российской Федерации – <адрес>, ему была выдана справка убывающего за границу. Военный билет офицера запаса ГУ №200117 на имя Литвинова А.Г. был сдан на хранение в архив военного комиссариата Центрального округа г. Курска. Пенсионное дело Литвинова А.Г. направлено в отдел социального обеспечения <адрес>. Местом жительства Литвинова А.Г. является жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В то же время, как указывалось выше, гражданин должен сняться с воинского учета при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев. Таким образом, факт снятия с воинского учета Литвинова А.Г. в г. Курске 17.09.2002 г. сам по себе не свидетельствует о переезде последнего на постоянное место жительства в <адрес>. Выданная Литвинову А.Г. справка о снятии с воинского учета гражданина, убывающего за пределы Российской Федерации от 17.09.2002 г. №3/9 (л.д. 182) также не указывает на причину выезда.

То обстоятельство, что на момент разрешения спора судом Литвинов А.Г. проживал по адресу: <адрес>, что нашло отражение в судебном акте, не определяет принадлежность данного жилого помещения Литвинову А.Г. либо приобретение последним права бессрочного пользования квартирой.

Из материалов административного дела усматривается, что квартира по вышеуказанному адресу сдана Литвиновым А.Г. квартирным органам Министерства обороны СССР (справка от 25.09.1993 г. №205 л.д. 65).

По данным Центрального банка недвижимости от 30.09.2019 г. Литвинов А.Г. недвижимости на территории <адрес> не имеет (л.д. 204).

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что предметом доказывания в рамках рассмотренного Ленинским районным судом г. Курска 16 апреля 2015 года спора о признании незаконным постановления администрации г. Курска от 22.11.2011 г. о снятии Литвинова А.Г. с жилищного учета являлось отсутствие места жительства у Литвинова А.Г. на территории муниципального образования город Курск, а не на территории Российской Федерации.

В силу пункта 24 Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.

Постановлением администрации Костромской области от 20.10.2011 г. №3377-а утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Костромской области (далее - Порядок), который разработан в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка предоставление жилых помещений и единовременных выплат гражданам осуществляется в хронологической последовательности, в которой они включены в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - сводный список).

Формирование сводного списка осуществляется департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.

В целях формирования сводного списка органы местного самоуправления, ведущие учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года №320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» организуют работу по перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и представляют в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области списки очередников.

В списки очередников включаются граждане, по итогам перерегистрации которых документы, находящиеся в учетном деле гражданина, соответствуют перечню документов согласно приложению №1 к настоящему Порядку.

Пункт 6 Порядка предусматривает, что на основании представленных органами местного самоуправления списков очередников департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с учетом предоставления жилых помещений во внеочередном порядке формирует сводный список в хронологической последовательности по дате принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в течение 10 рабочих дней направляет гражданам, включенным в сводный список, письменные уведомления о включении в указанный список и праве выбора формы обеспечения их жилыми помещениями. Одновременно департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области запрашивает в органах местного самоуправления учетные дела граждан, включенных в сводный список.

Граждане в течение 14 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, представляют в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области заявление о выборе формы обеспечения жилым помещением по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку.

Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в течение пятнадцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления осуществляет проверку представленных органами местного самоуправления учетных дел на предмет соответствия перечню документов, указанному в приложении №1 к настоящему Порядку, и формирует список граждан-претендентов на обеспечение жилыми помещениями по форме согласно приложению №3 к настоящему Порядку (далее - список граждан-претендентов).

Граждане не включаются в список граждан-претендентов в следующих случаях:

1) несоответствие документов, находящихся в учетном деле гражданина, перечню, указанному в приложении №1 к настоящему Порядку;

2) отсутствие у гражданина оснований, дающих ему право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных учетных делах.

В случае если документы, находящиеся в учетном деле гражданина, не соответствуют перечню, указанному в приложении №1 к настоящему Порядку, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области возвращает учетное дело органу местного самоуправления для устранения выявленных несоответствий (пункты 7 -9 Порядка).

На основании вышеизложенного судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о признании незаконным отказа департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области во включении Литвинова А.Г. в сводный список, поскольку вышеприведенным порядком полномочия по проверке законности включения гражданина в список очередников на получение (приобретение) жилья органом местного самоуправления департаменту не предоставлены (постановление Администрации г. Костромы от 22 августа 2018 г. №1873 в установленном законом порядке не оспорено); факт включения Администрацией г. Костромы Литвинова А.Г. в указанный список административным ответчиком не оспаривался; основания дающие право на обеспечение жилым помещением в соответствии с законодательством Литвиновым А.Г. не утрачены.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой доказательств, исследованных судом, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Матрос И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: