ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5261 от 28.07.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Степанова О.В. Дело № 33а-5261

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2016 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Литвиновой М.В. и Поляниной О.А.,

при секретаре Ефремовой Т.С.,

с участием прокурора Медведевой З.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Саратовской области (далее – прокурор) в защиту интересов Российской Федерации к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» Саратовской области (далее – МО МВД РФ «Советский») о признании незаконным бездействия по осуществлению взаимодействия по оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинские обязанности, в ходе призыва на военную службу по апелляционной жалобе МО МВД РФ «Советский» на решение Советского районного суда Саратовской области от 16 мая 2016 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., заключение прокурора Медведевой З.А., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие МО МВД РФ «Советский», выразившееся в непроведении мероприятий по розыску призывника ФИО1, обязать МО МВД РФ «Советский» провести мероприятия по розыску призывника ФИО1, уклоняющегося от исполнения воинской обязанности, по установлению его местонахождения и вручению ему повестки в отдел военного комиссариата.

В обоснование требований прокурор указал, что врио начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по Советскому и Федоровскому районам Саратовской области (далее – отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам) и начальником МО МВД РФ «Советский» утвержден план взаимодействия отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам и МО МВД РФ «Советский» по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов.

24 сентября 2015 года отделом ВКСО по Советскому и Федоровскому районам в МО МВД РФ «Советский» направлено персональное обращение об установлении местонахождения ФИО1, 1992 года рождения, которому не представилось возможным вручить повестку для явки, и по обеспечению его прибытия.

03 октября 2015 года в отдел ВКСО по Советскому и Федоровскому районам направлен рапорт участкового уполномоченного МО МВД РФ «Советский» о том, что местонахождение призывника ФИО1 не установлено. На требование прокурора от 14 декабря 2015 года МО МВД РФ «Советский» был дан ответ от 23 декабря 2015 года, в котором указано, что сотрудники полиции осуществляют розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, только в рамках уголовного и административного судопроизводства.

Таким образом, до настоящего времени призывник ФИО1 не разыскан, его местонахождение не установлено, повестка для явки в военный комиссариат ему не вручена. Изложенное, по мнению прокурора, свидетельствует об уклонении МО МВД РФ «Советский» от выполнения возложенной на него действующим федеральным законодательством обязанности по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу, на основании письменного обращения отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам.

Рассмотрев спор, суд постановил решение, которым административные исковые требования прокурора удовлетворил в полном объеме.

В апелляционной жалобе МО МВД РФ «Советский» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что обязанность по вручению повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, и по обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, не соответствует назначению и основным направлениям деятельности полиции и Федеральным законом «О полиции» не предусмотрена. Выполнение такой обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов и органов местного самоуправления. Осуществление сотрудниками полиции мероприятий по розыску и доставлению лиц, уклоняющихся от воинского учета, возможно только в рамках возбужденного уголовного дела либо дела об административном правонарушении. Кроме того, автор жалобы полагает, что судом не принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого позднее, то есть нормы закона «О полиции», которым указанные полномочия полиции не предусмотрены.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Советского района Саратовской области Мерзликина А.В., участвовавшая в рассмотрении дела в суде первой инстанции, полагает решение суда законным и обоснованным.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

В силу статьей 39, 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают интересы административного истца.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года
№ 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 3-ФЗ) правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 3-ФЗ полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

В силу подпункта «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 01 марта 2011 года
№ 250 «Вопросы организации полиции» на полицию, в состав которой входят подразделения, организации и службы, возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Статьей 4 Закона № 53-ФЗ установлены обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, в частности, согласно пункту 3 данной статьи органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Согласно пункту 2 статьи 31 Закона № 53-ФЗ повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен Инструкцией «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденной
Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197
от 10 сентября 2007 года (далее – Инструкция), в соответствии с пунктом 2 которой военные комиссары субъектов Российской Федерации, министры внутренних дел, начальники главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации в работе по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу:
а) организуют взаимодействие военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации;
б) разрабатывают (до 20 января) и реализуют ежегодные планы взаимодействия;
в) проводят ежемесячно в период первоначальной постановки граждан на воинский учет и призыва на военную службу совместные совещания; г) подводят два раза в год (в январе и июле) итоги совместной работы с составлением соответствующих протоколов, анализируют выявленные недостатки и принимают меры по их устранению.

Подпунктами «ж» и «з» пункта 4 Инструкции предусмотрено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения; осуществляют в установленном порядке учет направленных в горрайорганы внутренних дел письменных обращений и результатов их рассмотрения.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 5 Инструкции начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия; направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между отделом ВКСО по Советскому и Федоровскому районам и МО МВД РФ «Советский» утверждены планы взаимодействия по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы или военных сборов, и в обеспечении мероприятий, связанных с воинским учетом и призывом на военную службу на 2015 и 2016 годы.

При согласовании указанных планов каких либо замечаний и возражений со стороны руководителей отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам и
МО МВД РФ «Советский» не поступило, планы подписаны и скреплены печатями.

В пунктах 24 планов как на 2015 год, так и на 2016 год установлено, что при получении письменных обращений начальников отделов ВКСО об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, начальник МО МВД РФ «Советский» или лицо, исполняющее его обязанности, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в отдел ВКСО на эти мероприятия. Исполненными считать обращения, по которому установлено фактическое местонахождение этих граждан, вручена им лично повестка для прибытия в отдел ВКСО на эти мероприятия или осуществлена доставка гражданина в установленное место и время.

24 сентября 2015 года и.о. начальника отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам направил начальнику МО МВД РФ «Советский» письменное обращение об установлении местонахождения гражданина ФИО1, 1992 года рождения, которому не представилось возможным вручить повестку, и вручении ему повестки для явки в отдел ВКСО на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Во исполнение поступившего обращения начальником ОУУП и ПНД
МО МВД РФ «Советский» начальнику отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам направлен рапорт о проделанной работе, согласно которому установить местонахождение и осуществить доставление призывника ФИО1 не представилось возможным (письмо от 05 октября 2015 года исх. ).

Таким образом, письменное обращение и.о. начальника отдела ВКСО по Советскому и Федоровскому районам, как следует из содержания пункта 24 плана взаимодействия, осталось неисполненным.

Более того, в ответе на требование прокуратуры Советского района Саратовской области от 14 декабря 2015 года о предоставлении сведений начальник МО МВД РФ «Советский» сообщил, что установление местонахождения граждан, уклоняющихся от призыва, сотрудниками полиции производится только путем проверки по их месту регистрации, вход в жилые помещения для проверки наличия данной категории граждан разрешен только по разрешению судебных органов. Розыск граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, сотрудники полиции осуществляют только в рамках уголовного и административного производства (письмо от 23 декабря 2015 года ).

При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, правильно исходил из того, что деятельность полиции регламентируется не только специальным федеральным законом – Законом № 3-ФЗ, но и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Обязанность полиции по выполнению требований законодательства, регламентирующего вопросы воинской обязанности и военной службы, в частности, по осуществлению розыска граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, вручению повесток для прибытия в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом, предусмотрена положениями Закона № 53-ФЗ, в который изменения в связи с принятием Закона № 3-ФЗ не вносились, Указом Президента РФ № 250 от 01 марта 2011 года «Вопросы организации полиции», а также Приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года, являющегося действующим.

При этом районным судом обоснованно признана несостоятельной ссылка административного ответчика на Определение Конституционного Суда РФ от
05 октября 2000 года № 199-О и Постановление Конституционного Суда РФ
от 29 июня 2004 года № 13-П по мотиву коллизии норм, поскольку Законы № 3-ФЗ и № 53-ФЗ являются законодательными актами федерального уровня, и не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Положения Закона № 53-ФЗ и подзаконных правовых актов, которые применены судом при разрешении спора, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям части 1 статьи 3 Закона № 3-ФЗ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

Данный вывод правильно основан на установленных по делу обстоятельствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.

Иные доводы жалобы сводятся к иному толкованию действующего законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался МО МВД РФ «Советский» в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на заявленные требования, они были предметом обсуждения районного суда и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда Саратовской области от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: