Судья Лазутина С.П. Дело №33а-5266/2020
УИД: 76RS0005-01-2019-000763-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.
судей Емельянова Ю.В., Федотовой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коломейской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
15 сентября 2020 года
административное дело по апелляционной жалобе Берсенева Павла Валерьевича на решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 08 июня 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административных исковых требований Берсеневу Павлу Валерьевичу отказать.»
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
На основании договора аренды от 19 ноября 2013 года №204/13 Берсеневу П.В. предоставлен земельный участок площадью 1600 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., вид разрешенного функционального – для индивидуального жилищного строительства.
16 декабря 2013 года Берсеневу П.В. выдан градостроительный план, согласно которому весь земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1), с разрешенным предельным количеством этажей – не более 3, максимальным процентом застройки в границах земельного участка – 20%.
19 декабря 2013 года Берсеневым П.В. от КУМИ администрации Некрасовского муниципального района получено разрешение на строительство № одноквартирного жилого дома по индивидуальному проекту.
17 декабря 2016 года Берсеневым П.В. на кадастровый учет поставлен объект незавершенного строительства общей площадью застройки 59,4 кв.м.
20 декабря 2016 года договор аренды земельного участка продлен до 19 декабря 2019 года.
02 декабря 2019 года Берсенев П.В. обратился в Филиал ГАУ ЯО «МФЦ» по Некрасовскому муниципальному району с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
03 декабря 2019 года от КУМИ администрации Некрасовского муниципального района получено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, так как земельный участок, на котором находится объект строительства, входит в охранную зону Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». На территории данной зоны запрещено возведение, реконструкция жилых объектов.
Берсенев П.В. обратился в суд с административным иском к КУМИ администрации Некрасовского муниципального района о признании незаконным уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства градостроительной деятельности, об обязании выдать уведомление о соответствии.
В обоснование заявленных требований указано, что решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории ему не направлялось, о существовании такого решения он не знал, кроме этого, отсутствие каких-либо ограничений подтверждается рядом документов (договора аренды, разрешение на строительство, градостроительный план, акты приема-передачи). Таким образом, его права нарушены, поскольку он не имеет возможности поставить на кадастровый учет жилой дом и выкупить земельный участок.
В судебном заседании административный истец Берсенев П.В. и его представитель Петросян С.В. исковые требования поддержали. Дополнительно пояснили, что спорный земельный участок относится к землям поселения. То обстоятельство, что он входит в зону природного ландшафта, категорично не запрещает строительство по индивидуальному проекту одноэтажного дома. Кроме этого, на всем протяжении взаимоотношений КУМИ администрации и Берсенева П.В. в адрес истца не поступало информации о том, что земельный участок, который он арендует, обременен какими-либо ограничениями. На сегодняшний день в ЕГРН указание на ограничения по земельному участку не зарегистрировано.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный истец - Берсенев П.В.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований к отмене решения суда не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований Берсенева П.В., суд исходил из того, что в соответствии с Решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362 утверждены зоны охраны Государственного литературно-мемориального музея – заповедника Некрасова Н.А. «Карабиха». Данный документ опубликован на официальном сайте департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в разделе «Зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия», действует, подлежит неукоснительному исполнению. Поскольку спорный земельный участок полностью входит в зону охраняемого ландшафта, имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что не соответствует разрешенной деятельности, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения администрации района о несоответствии возведенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их соответствующими закону и обстоятельствам дела, которые установлены судом на основании надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с положениями ст.ст. 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Совокупности таких условий в рассматриваемом споре суд первой инстанции не установил.
Согласно п. 4 ч. 19 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4 ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в случае размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Берсеневу П.В. по договору аренды от 19 ноября 2013 года №204/13 был предоставлен земельный участок площадью 1600 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., вид функционального использования – для индивидуального жилищного строительства.
19 декабря 2013 года Берсеневу П.В. выдано разрешение на строительство одноквартирного жилого дома по индивидуальному проекту.
20 декабря 2016 года договор аренды продлен до 19 декабря 2019 года.
02 декабря 2019 года Берсенев П.В. через филиал ГАУ ЯО «МФЦ» по Некрасовскому муниципальному району обратился в КУМИ района с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС).
03 декабря 2019 года по результатам рассмотрения уведомления КУМИ администрации Некрасовского муниципального района вынесено уведомление о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В качестве основания выдачи уведомления указано, что земельный участок, на котором находится объект строительства, расположен в охранной зоне Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха». Данная охранная зона утверждена Решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 22 сентября 1989 года № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха». На территории зоны охраняемого ландшафта не допускается, в том числе, строительство, реконструкция жилых объектов (л.д.27).В соответствии с положениями статей 42, 56 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.5 ст.63 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федерального закона № 73-ФЗ) зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, относятся к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
На основании пункта 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Проект зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» утвержден решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22 сентября 1989 года № 362 (далее - Проект зон охраны). Данный документ опубликован на официальном сайте департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области в разделе «Зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия».
Таким образом Проект зон охраны принят уполномоченным органом в установленном действующим на момент принятия законодательством порядке, являлся действующим документом и подлежащим применению, как на момент принятия оспариваемого решения административного органа, так и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.
Система зон охраны распространяет свое действие на два региона (лист 8):
- северо-восточный (от с.Грешнево до с.Печелки),
- юго-западный (от музея-усадьбы «Карабиха» до Московского шоссе и д.Черелисино)
В разделе «Состав и режим использования зон охраны» (лист 36 проекта) установлено, что систему зон охраны образуют следующие территории, различающиеся режимом их использования:
-территория охранной зоны объекта,
-зона регулирования застройки,
-территория зоны охраняемого ландшафта,
-территория заповедного района.
В разделе «Северо-восточный регион» (листы 55-58 проекта) проектом зон охраны объектов культурного наследия зона охраняемого ландшафта охватывает территорию протяженностью с севера на юг 28 км, с запада на восток - 30 км. В южной части сохранились объекты, имеющие мемориальное значение - села Грешнево и Аббакумцево.
На территории, признанной зоной охраняемого ландшафта возможна хозяйственная деятельность, не сопровождающаяся искажением ландшафта, не требующая возведения капитальных построек. Согласно проекту на территории зоны охраняемого ландшафта не допускается строительство, в частности, жилых объектов (листы 57-59 проекта).
Как следует из доказательств по делу, Проекта зон охраны, земельный участок площадью 1600 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., полностью входит в зону охраняемого ландшафта, режим которой запрещает строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов. Указанные ограничения использования спорного земельного участка являются обязательными при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение о несоответствии возведенного объекта ИЖС является законным, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что сведения об ограничениях использования земельного участка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости и не указаны в иных документах о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – правильности выводов суда первой инстанции не опровергают.
В соответствии с п.24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
В силу абз. 2 п. 7 ст. 3.1. Федерального закона № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
На основании ч.ч. 9, 10 ст. 26 указанного Федерального закона в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, то такая зона считается установленной при условии, что установлено и утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности; зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указаны в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Поскольку проект зон охраны утвержден решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия решения, а также содержит описание местоположения границ зоны охраны в текстовой и графической форме, суд правильно исходил из того, что границы зон охраны объекта культурного наследия музея-заповедника Н.А. Некрасова «Карабиха» считаются установленными.
По смыслу п. 3 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны охраны устанавливаются Проектом зон охраны, а не Правилами землепользования; наличие ограничений, установленных Проектом зон охраны и подлежащих безусловному исполнению, должно учитываться при разработке Правил землепользования и застройки, а также при предоставлении и использовании земельных участков. Отсутствие сведений об охранной зоне в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения, в соответствии с которыми Берсеневу П.В. был предоставлен земельный участок для строительства, и выдано соответствующее разрешение, - свидетельствует о несоответствии градостроительных документов действующему Проекту зон охраны, а не об отсутствии самой охранной зоны.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вынесенное судом решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Некрасовского районного суда Ярославской области от 8 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Берсенева Павла Валерьевича – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи