Председательствующий – Иваныш И.В. Дело № 33а-527/2021
номер дела в суде первой инстанции 2а-90/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
судей – Кокшаровой Е.А., Плотниковой М.В.,
при секретаре – Стребковой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы Администрации муниципального образования «Чемальский район» Алисова А.А. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2021 года, которым
удовлетворены частично административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, и в с. Элекмонар Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°26"55.1" северной широты и 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84, обязании администрации МО «Чемальский район» не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения указанных пешеходных мостов через реку Катунь.
Признано незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного в с. Элекмонар Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°26"55.1" северной широты и 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
Возложена на администрацию МО «Чемальский район» обязанность не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного в с. Элекмонар Чемальского района в точке с географическими координатами: (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
Оставлены без удовлетворения административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, обязании администрации МО «Чемальский район» не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения указанного пешеходного моста через реку Катунь.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «Чемальский район» (с учетом последующего уточнения) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, и в с. Элекмонар Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°26"55.1" северной широты и 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84, обязании не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных: у с. Еланда Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, и в с. Элекмонар Чемальского района в точке с географическими координатами: (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законности расходования администрацией МО «Чемальский район» бюджетных средств при строительстве пешеходных мостов на территории Чемальского района через реку Катунь в с. Аюла и Еланда. В ходе проведенной проверки установлено, что 21 сентября 2015 года между администрацией МО «Чемальский район» и ООО «СтройТехнадзор» заключен контракт на строительство двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар - с. Аюла и в с. Еланда. Работы подрядчиком сданы, а заказчиком приняты в полном объеме. Вместе с тем, согласно заключению эксперта, фактически выполненные работы по муниципальному контракту по строительству двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар - с. Аюла и в с. Еланда, не позволяют ввести построенные объекты в эксплуатацию, ввод в эксплуатацию моста через р. Катунь в с. Еланда невозможен, все конструктивные элементы пешеходного моста выполнены с отступлением от проектной документации, техническое состояние пешеходного моста через р. Катунь в с. Элекмонар – с. Аюла охарактеризовано как аварийное. На основании указанных экспертных заключений Арбитражным судом Республики Алтай в решении от 25 октября 2019 года по делу №, вступившим в законную силу, сделан вывод о том, что оба моста непригодны для их использования по назначению и их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. Полагает, что наличие пешеходных мостов, построенных с нарушениями и ввести в эксплуатацию которые невозможно, несет в себе угрозу для жизни и здоровья граждан. До настоящего времени ответчиком не предпринято достаточных и необходимых мер по обеспечению осуществления сноса пешеходных мостов. С целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, которые могут воспользоваться пешеходными мостами, которые ввиду допущенных нарушений при строительстве не могут быть введены в эксплуатацию. Сторона истца просит признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района и в с. Элекмонар Чемальского района, возложить на администрацию МО «Чемальский район» обязанность не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения указанных пешеходных мостов.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе глава Администрации МО «Чемальский район» Алисов А.А., указывая на невозможность исполнить судебное решение, поскольку отсутствуют предусмотренные средства на реализацию судебного решения в местном бюджете на 2021 год, что влечет необходимость внесения изменений в решение о бюджете, необходимость составления сметы на демонтаж моста и проведение экспертизы, соблюдения сроков и выполнения процедур, предусмотренных законодательством о закупке. Довод об отсутствии средств в бюджете приводился администрацией района не в качестве основания для освобождения от исполнения обязанностей, а с целью определения и установления судом реального срока для исполнения решения. При этом право исполнителя на получение отсрочки и рассрочки судебного решения подлежит удовлетворению в случаях, если исполнителем приведены обстоятельства, затрудняющего его исполнение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Чемальского района Шваба Ф.В. указывает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Проверив дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы и возражений на них, заслушав прокурора Дедина А.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Чемальского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения законности расходования администрацией МО «Чемальский район» бюджетных средств при строительстве пешеходных мостов на территории Чемальского района через реку Катунь в с. Аюла и Еланда.
По результатам проверки установлено, что в соответствии с условиями муниципального контракта № от <дата>, заключенного между администрацией МО «Чемальский район» и ООО «СтройТехнадзор», последним в срок до 01 декабря 2015 года должны быть выполнены работы по строительству двух пешеходных мостов через реку Катунь в с.Элекмонар-с.Аюла и в с.Еланда, а администрация МО «Чемальский район» - осуществить приемку выполненных работ и оплатить их. Подрядчиком сданы, а заказчиком приняты в полном объеме работы, что следует из актов о приемке выполненных работ № и № от <дата>, № и № от <дата>, №-№ от <дата>. Пешеходный мост через реку Катунь у с. Еланда Чемальского района находится в точке с географическими координатами (по центру) 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84; пешеходный мост через реку Катунь в с.Элекмонар Чемальского района находится в точке с географическими координатами (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
25 октября 2019 года Арбитражным судом Республики Алтай по делу № постановлено решение, вступившее в законную силу, которым оставлены без удовлетворения исковые требования Администрации Чемальского района к ООО «СтройТехнадзор» об обязании исполнить предусмотренную муниципальным контрактом № от <дата> обязанность по вводу в эксплуатацию двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар – с. Аюла и в с. Еланда. При этом суд исходил из заключения эксперта от <дата> о том, что фактически выполненные работы по муниципальному контракту № от <дата> по строительству двух пешеходных мостов через реку Катунь в с.Элекмонар – с.Аюла и в с. Еланда, не позволяют ввести построенные объекты в эксплуатацию. В заключение экспертом включены исследования и выводы относительно технического состояния пешеходного моста через реку Катунь в с. Элекмонар – с. Аюла. В результате проведенного исследования экспертом установлена непригодность к эксплуатации данного пешеходного моста, его дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. Экспертом рекомендуется закрыть мост и прекратить любое движение по нему. Существующие конструкции моста непригодны к повторному использованию. Техническое состояние пешеходного моста через реку Катунь в с.Элекмонар – с.Аюла можно охарактеризовать как аварийное состояние.
Удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 1, пп. 7, 24 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 14.4 ст. 1, ч.ч. 1, 2, 6 ст. 55.30, ч.ч. 3, 4 ст. 55. 31 ГрК РФ исходил из того, что техническое состояние пешеходного моста через реку Катунь в с. Элекмонар – с. Аюла было охарактеризовано экспертом как аварийное, экспертом установлена непригодность к эксплуатации данного пешеходного моста, его дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. Кроме того, существующие конструкции моста не пригодны к повторному использованию. Обязанность по содержанию дорог и мостов местного значения в надлежащем эксплуатационном состоянии возложена на ответчика в силу закона, предотвращение чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением мостов, причинением вреда жизни и здоровью граждан, ущерба их имуществу, угроза возникновения которой следует из ненадлежащего технического состояния моста, возможно только посредством его сноса путем разрушения с соблюдением требований градостроительного законодательства. При этом суд указал, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания, влечет угрозу жизни и здоровью населения. Какие-либо сооружения, устройства и приспособления, ограничивающие возможность прохода или проезда по данным пешеходным мостам, отсутствуют, поэтому принятых администрацией мер по предотвращения наступления опасных последствий недостаточно, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Разрешая административные исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора, в связи с отсутствием доказательств непригодности к эксплуатации данного пешеходного моста. Стороной истца не представлено доказательства того, что дальнейшая эксплуатация пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района опасна для жизни и здоровья граждан, что существующие конструкции моста непригодны к повторному использованию. Представленные в материалах дела письменные доказательства вывода об аварийности объекта, угрозе его для жизни и здоровья не содержат.
Суд первой инстанции, принимая решение, оценил все представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд кассационной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда соответствующими установленным обстоятельствам и основанными на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что решение суда не является исполнимым в связи с недостаточностью сроков для выполнения решения суда не являются основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на суд возложена обязанность в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд с учетом требований ст.ст. 187, 227 ч.3 п.1 КАС РФ установил срок, в который ответчиком должны быть совершены возложенные на него действия.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно, с учетом всех обстоятельств дела определен срок устранения ответчиком допущенных нарушений, позволяющих ответчику совершить все необходимые действия для устранения нарушений закона и выполнения обязанностей, предусмотренных законом, каких-либо оснований для изменения указанного срока не имеется.
Поскольку совершение указанных действий требует временных затрат, в соответствии с положениями ст.ст. 187, 227 ч.3 п.1 КАС РФ исходя из обстоятельств дела, в частности в целях соблюдения администрацией предусмотренных градостроительным, бюджетным законодательством процедур, судебная коллегия считает, что установленный ответчику срок для исполнения решения не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным для его исполнения.
Кроме того, ст.ст. 189, 358 КАС РФ предусмотрен механизм предоставления отсрочки исполнения решения суда, которым ответчик имеет возможность воспользоваться после вступления решения суда в законную силу.
Администрация МО «Чемальский район» не лишена права на подачу заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке ст. ст. 189, 358 КАС РФ при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения всех возможных с ее стороны действий по исполнению судебного акта в установленный срок.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Администрации муниципального образования «Чемальский район» Алисова А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения на срок, не превышающий десяти рабочих дней, на исчисление сроков подачи кассационной жалобы не влияют.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи Е.А. Кокшарова
М.В. Плотникова
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Алтай С.Н. Чертков