Дело №33а-5288/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 30 августа 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Астапенко С.А., Шадриной Е.В.,
при секретаре Гринь Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО2 на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании ответов администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) от 07.03.2018 и 21.03.2018 года, признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения административного истца ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в котором просил признать не соответствующим требованиям п.п. 2.2 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14.02.2013г. № 4-П:
- обоснование предложения о переносе мероприятия, изложенного в ответах администрации Гатчинского муниципального района от 21.03.2018г. и от 07.03.2018г. в части проведения публичных мероприятий по адресу: Сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения пр. 25 Октября и ул. Хохлова;
- признать бездействие Администрации в связи с невыполнением обязанности органа исполнительной власти или местного самоуправления в отношении уведомления от 07.03.2018 и уведомления от 21.03.2018 в части проведения мероприятия у памятника В.И. Ленину в соответствии с поданным уведомлением.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22.03.2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО2 обратился в Ленинградский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 22.03.2018 года, заявленные требования удовлетворить, при этом ссылается на неверную оценку судом первой инстанции представленных доказательств и не применение норм международного права.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21.06.2018 г. апелляционная жалоба была направлена в суд первой инстанции для выполнения требований ст.300 КАС РФ (л.д.69).
Материалы дела поступили в Ленинградский областной суд повторно 01.08.2018 года.
Проверив дело, выслушав административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.03.2018 года ФИО2 обратился в администрацию Гатчинского муниципального района с уведомлением о проведении 10 и 11 марта 2018 года с 13-30 до 16-00 часов, 12.03.2018 года с 15-00 до 16-30 часов, 13.03.2018 года с 15-30 до 17-00 часов, 14.03.2018 года с 16-00 до 18-30 часов, 15.03.2018 года с 15-30 до 17-30 часов, 16.03.2018 года с 15-30 до 16-30 часов, 19.03.2018 года с 17-30 до 18-30 часов, 20, 21, 22, 23.03.2018 года с 15-30 до 16-30 часов публичных мероприятий в форме пикетирования группой лиц с предполагаемым количеством участников 5 человек. Цель публичного мероприятия – в поддержку честных выборов. Место проведения публичного мероприятия: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения пр. 25 Октября GPS угловых точек: (59.568555, 30.122329) (59.568602, 30.122276) (59.568476, 30.122164) (59.568467, 30.122276).
В случае, если указанная площадка занята, административный истец просил предоставить ему одно из альтернативных мест: 1). г. Гатчина, возле памятникам Воинам-Освободителям возле кинотеатра «Победа»; 2). г. Гатчина, площадка перед домом 7 по пр. 25 Октября; 3). г. Гатчина, площадка между домом 1 по Революционному переулку и домом 9 по пр. 25 Октября; 4). г. Гатчина, на углу Революционного переулка и пр. 25 Октября со стороны кинотеатра «Победа»; 5). г. Гатчина, на пересечении пешеходной зоны ул. Соборная и ул. Красная; 6) г. Гатчина, на ул. Соборная на территории, примыкающей к тротуару вдоль пр. 25 Октября; 7) <...> между домами 9 и 10, 1 и 2, 3 и 2а, 5 и 2а, 6 и 7, 4 и 7, 13 и 14, 10а и 11; 8). г. Гатчина, возле дома 39 по пр. 25 Октября (Евагельско-лютеранская церковь Святого Николая); 9). г. Гатчина, на площади возле мемориала «Гатчина – город воинской славы» у перекрестка пр. 25 Октября и ул. ФИО3; 10). <...> пешеходная зона напротив дома 11а рядом со скейт-парком; 11). г. Гатчина, пустая площадка примыкающая в тротуару на пересечении ул. 7 Армии и пр. 25 Октября около стены дома 8А по ул. 7-ой Армии; 12). г. Гатчина, сквер у памятника В. И. Ленину в центре.
В письме Администрации от 07.03.2018 года № 1903-22 ФИО2 сообщено, что проведение публичных мероприятий 10, 11 марта 2018 года с 13.30 до 16.00 часов, 12 марта 2018 года с 15.00 до 16.30 часов, 13 марта 2018 года с 15.30 до 17.00 часов, 14 марта 2018 года с 16.00 до 18.30 часов, 15 марта 2018 года с 15.30 до 17.30 часов, 16, 20, 21, 22, 23 марта 2018 года с 15.30 до 16.30 часов, 19 марта 2018 года с 17.30 до 18.30 часов по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения пр. 25 Октября GPS угловых точек: (59.568555, 30.122329) (59.568602, 30.122276) (59.568476, 30.122164) (59.568467, 30.122276), не представляется возможным, в связи с тем, что места публичных мероприятий находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения.
Проведение публичных мероприятий 19 марта 2018 года с 17.30 до 18.30 часов по адресу: г. Гатчина, возле памятника Воинам-Освободителям возле кинотеатра «Победа» GPS угловых точек: 1) (59.565302, 30.120068) (59.565233, 30.120450) (59.565151, 30.120397) (59.565237, 30.120024), 2) (59.565305, 30.119760) (59.565269, 30.120021) (59.565202, 30.119977) (59.565253, 30.11972), 3) (59.565403, 30.120022) (59.565383, 30.120106) (59.565274, 30.120030) (59.565287, 30.119937), 4) (59.565415, 30.119981) (59.565386, 30.120110) (59.565435, 30.120145) (59.565456, 30.119973) не представляется возможным, в связи с тем, что согласно утвержденному графику на данной территории будет проводиться уборка.
Проведение публичных мероприятий 19 марта 2018 года с 17.30 до 18.30 часов по адресам: г. Гатчина, площадка перед домом 7 пр. 25 Октября, площадка между домом 1 по Революционному переулку и домом 9 по пр. 25 Октября, на углу пр. 25 Октября и Революционного переулка со стороны кинотеатра «Победа», возле дома 39 по пр. 25 Октября (Евангельско-лютеранская церковь Святого Николая), пустая площадка, примыкающая к тротуару на пересечении ул. 7 Армии и пр. 25 Октября около стены дома 8А по ул. 7 Армии, на площади возле мемориала «Гатчина – город воинской славы» у перекрестка пр. 25 Октября и ул. ФИО3 не представляется возможным, так как места проведения публичных мероприятий находятся в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения.
Проведение публичных мероприятий 19 марта 2018 года с 17.30 до 18.30 часов по адресу: <...> между домами 9 и 10 (между бывшей проезжей частью и тротуаром между соседними деревьями) и в других альтернативных местах, указанных на ул. Соборной в уведомлении не представляется возможным, в связи с тем, что согласно утвержденному графику на данной территории будет проводиться уборка. Проведение публичных мероприятий 19.03.2018 года с 17-30 до 18-30 часов по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В. И. Ленину в центре не представляется возможным, в связи с тем, что согласно утвержденному графику на данной территории будет проводиться уборка.
Проведение публичных мероприятий 19.03.2018 года с 17-30 до 18-30 часов, 20, 21, 22, 23.03.2018 года с 15-30 до 16-30 часов по адресу: <...> пешеходная зона напротив дома 11а рядом со скейт-парком не представляется возможным, в связи с проведением мероприятий, посвященных профилактике здорового сердца.
Проведение публичных мероприятий 20, 21, 22, 23 марта 2018 года с 15-30 до 16-30 часов по адресам: <...> между домами 9 и 10 (между бывшей проезжей частью и тротуаром между соседними деревьями) и в других альтернативных местах, указанных на ул. Соборной в уведомлении, а также в сквере у памятника В. И. Ленину в центре не представляется возможным, в связи с проведением акций 20.03.2018 года «День счастья», мероприятий 21.03.2018 года, 22.03.2018 года «Весенний солнцеворот», акций 23.03.2018 года «Приходи в гости».
Проведение публичных мероприятий 20,21,22,23 марта 2018 года с 15-30 до 16-30 часов по адресам: г. Гатчина, возле памятника Воинам-Освободителям возле кинотеатра «Победа» не представляется возможным, в связи с проведением исторического квеста «Гатчина – город Воинской Славы». В указанном письме содержится предложение об альтернативном месте проведения публичных мероприятий, а именно, 10,11,12,13,14,15,16 марта 2018 года в альтернативном месте, указанным ФИО2 в порядке приоритетности г. Гатчина, возле памятника Воинам-Освободителям возле кинотеатра «Победа», а с 19 по 23 марта 2018г. включительно в альтернативном месте: г. Гатчина, перекресток ул. Крупской и 7 Армии в микрорайоне «Хохлово поле» рядом с гостиницей «Академическая».
21.03.2018 года ФИО2 обратился в администрацию Гатчинского муниципального района с уведомлением о проведении 24-25.03.2018 года с 13-30 до 16-00 часов, с 26 по 30.03.2018 года с 15-30 до 16-30 часов публичных мероприятий в форме пикетирования группой лиц с предполагаемым количеством участников 5 человек. Цель публичного мероприятия – против запрета месенджера Телеграмм. Место проведения публичного мероприятия: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения пр. 25 Октября GPS угловых точек: (59.568555, 30.122329) (59.568602, 30.122276) (59.568476, 30.122164) (59.568467, 30.122276).
В письме Администрации от 21.03.2018 года № 2333-22 ФИО2 сообщено, что проведение публичных мероприятий 24, 25.03.2018 года с 13.30 до 16.00 часов, 26, 27, 28, 29, 30.03.2018 года с 15.30 до 16.30 часов по адресу: г. Гатчина, сквер у памятника В.И. Ленину в районе пересечения пр. 25 Октября GPS угловых точек: (59.568555, 30.122329) (59.568602, 30.122276) (59.568476, 30.122164) (59.568467, 30.122276), не представляется возможным, в связи с тем, что место публичных мероприятий находится в непосредственной близости от уличных магистралей с интенсивным движением, что будет отвлекать водителей автотранспортных средств и может негативно сказаться на безопасности дорожного движения. В указанном письме содержится предложение об альтернативном месте проведения публичных мероприятий, а именно г. Гатчина, перекресток ул. Крупской и 7 Армии в микрорайоне «Хохлово поле» рядом с гостиницей «Академическая».
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что проведения акции «Здоровое сердце» 19.03.2018 года с 17 до 19 часов, 20-23.03.2018 года с 15 до 17 часов на бульваре 47 Регион <...> подтверждается письмом ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ» от 16.03.2018 года № 01.16/713, а сама информация о проведении данных мероприятий размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проведение с 20 по 23.03.2018 года с 15 до 17 часов в г. Гатчина возле памятника Воинам-Освободителям возле кинотеатра «Победа» мероприятия - исторический квест «Гатчина – город Воинской Славы» подтверждается планом работы Комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике администрации Гатчинского муниципального района на март 2018 года.
По адресам <...> и Ленинский садик с 19 по 23 марта 2018 года Комитетом по культуре и туризму Гатчинского муниципального района запланировано проведение мероприятий «День счастья», «Весенний солнцеворот», «Приходит в гости», что подтверждается письмом от 05.03.2018 года № 188/1.
Осуществление уборки снега с улиц города Гатчина с 05 по 25.03.2018 года подтверждается Графиком вывоза снега, за подписью начальника дорожного участка МБУ «УБДХ» ФИО1
Интенсивность движения по проспекту 25 Октября в городе Гатчине на всем его протяжении и опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия подтверждается данными ОГИБДД УМВД России по Гатчинскому району, согласно которым за период с 01.01.2017 года по 31.01.2018 года на пр. 25 Октября в г. Гатчина Ленинградской области было зарегистрировано 324 дорожно-транспортных происшествия, из них 21 с пострадавшими, 1 из которых погиб, 25 получили ранения, 7 с участием несовершеннолетних. За период с 01.01.2018 года по 28.02.2018 года зафиксировано 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 5 человек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемые ответы Администрации не содержат всей совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, позволяющих суду оценить его как решение органа местного самоуправления, которое не соответствует закону и нарушает права административного истца, поскольку уведомления административного истца были рассмотрены в установленном порядке, ответы даны в письменной форме, в предусмотренные законом сроки, содержат мотивы, по которым предложено провести публичное мероприятие в ином месте.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ) пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие «мотивированное предложение» по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия «согласование», то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера. Цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решение, действие органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, для удовлетворения административных исковых требований, поскольку оспариваемые ответы Администрации соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношениям.
Доводы администрации о сложной дорожной обстановке на проспекте 25-го Октября г.Гатчина Ленинградской области, подтверждаются справкой из УМВД РФ по Гатчинскому району Ленинградской области от 13.02.2018 г. о количестве произошедших дорожно-транспортных происшествий, за неделю в количестве 324 (л.д.33), факт проведения акций «День счастья», «Весенний солнцеворот», «Приходи в гости», в заявленное истцом время и в заявленном месте также подтверждаются достоверными документами: справкой Комитета по культуре и туризму Гатчинского муниципального района от 05.03.2018 г.(л.д.34), проведение исторического квеста «Гатчина-город Воинской Славы» представленным приложением к плану (л.д.35), факт проведения плановой уборки графиком вывоза снега от 05.03.2018 г. (л.д.36), факт проведения акции «Здоровое сердце» справкой от 16.03.2018 г. (л.д.37), при этом администрацией в ответе от 21.03.2018 г. предложены альтернативные места (л.д.9).
Доводы ФИО2 о предвзятом отношении административного ответчика, отдающего предпочтение иным организаторам публичных мероприятий не могут быть приняты во внимание, как имеющие субъективный характер и не подтвержденные объективными и достоверными доказательствами.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ. Нормы материального права применены правильно.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(Судья ФИО7)