ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-529/2016 от 25.07.2016 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья <...>

Дело № 33а - 529/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 июля 2016 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Кочева С.Н.,

судей Токмачевой Н.И., Папуловой С.А.,

при секретаре Серебряковой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Ленинского района ЕАО на решение Ленинского районного суда ЕАО от 23.05.2016, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании постановления администрации от 19.10.2015 № 587 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское» не соответствующим федеральному законодательству в части удовлетворить частично.

Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 19.10.2015 № 587 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Кочева С.Н., пояснения старшего помощника прокурора ЕАО Витютнева К.В., представителя административного ответчика Стешиной А.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрацией муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО (далее администрация Ленинского муниципального района, администрация района) принято постановление от 19.10.2015 № 587 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское» (далее МКОУ НОШ с. Ленинское).

Прокурором Ленинского района ЕАО Ф в адрес главы администрации района 26.01.2016 принесён протест с требованием привести Устав МКОУ НОШ с. Ленинское в соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Администрацией района 05.02.2016 в удовлетворении протеста отказано.

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском об оспаривании указанного постановления от 19.10.2015 № 587 в той части, в которой Устав не содержит положений о структуре и компетенции органов управления образовательной организации. Просил обязать администрацию района привести Устав МКОУ НОШ с. Ленинское в соответствии с законодательством.

23.05.2016 в судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Ленинского района ЕАО Х уточнил заявленные требования. Просил признать решение администрации района по изданию оспариваемого постановления незаконным в той мере, в которой Устав не содержит положений о компетенции единоличного исполнительного органа образовательного учреждения по принятию локальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения, по вопросам приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, о порядке формирования, сроках полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядке принятия ими решений.

Представитель административного ответчика администрации Ленинского муниципального района М, заявленные требования не признала. Пояснила, что в разделе 5 Устава закреплены основные нормы и положения в отношении руководителя учреждения. Абзац 17 пункта 5.8 определяет, что руководитель при выполнении возложенных на него обязанностей решает иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления муниципального района, к компетенции руководителя. В соответствии с главой 6 Устава прописаны коллегиальные органы управления. Порядок формирования, срок полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядок принятия ими решений изложены в локальных актах, в связи с чем, нет необходимости излагать данные положения в Уставе образовательной организации.

Представитель заинтересованного лица МКОУ НОШ с.Ленинское в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело без их участия, указав, что с иском прокурора не согласен.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района Ф просил отменить решение суда и принять по делу новое решение.

Указал, что в Уставе образовательного учреждения должна быть определена компетенция единоличного исполнительного органа, которым является директор. Именно директором фактически изданы локальные акты по названным вопросам, утверждены соответствующие положения. Обращает внимание, что компетенцию директора, как органа управления закон обязывает закрепить в уставе образовательного учреждения. Между тем, компетенция директора определена только в пунктах 5.6, 5.8 Устава, к которым отнесены вопросы осуществления текущего руководства деятельности учреждения, выполнения некоторых обязанностей, в том числе организация работы учреждения, издание приказов, обеспечение соблюдения законодательства в деятельности учреждения, решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции. При этом, в полном объеме компетенция Уставом не определена и не отвечает требованиям закона, носит размытый характер. Поэтому считает Устав незаконным в той мере, в какой он не определил компетенцию директора.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции старший помощник прокурора ЕАО Витютнев К.В. доводы апелляционного представления поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Ленинского муниципального района Стешина А.М. с апелляционным представлением прокурора не согласилась, решение суда первой инстанции считает подлежащим отмене. Пояснила, что полномочия руководителя образовательного учреждения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Уставе МКОУ НОШ с.Ленинское отражены положения, о коллегиальных органах управления, их полномочиях. Полагает, что устав соответствует требованиям федерального законодательства Российской Федерации.

В апелляционную инстанцию представитель заинтересованного лица МКОУ НОШ с. Ленинское не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело без их участия.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со ст.25 указанного Закона образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе следующая информация: структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Согласно ст.26 Закона единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относится и педагогический совет, а также могут формироваться управляющий совет, и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 51 Закона определено, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации регулируются ст.28 указанного Закона, предусматривающей самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст.30 названного Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

На основании ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Согласно ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п.14 ст.5 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с ч.1, 2 ст.26, п.5 ч.2 ст.27 Устава муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Утверждение уставов муниципальных учреждений относится к полномочиям администрации муниципального района.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что МКОУ НОШ с.Ленинское является юридическим лицом, некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования, учредителем учреждения является МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО.

Администрацией района издано оспариваемое постановление от 19.10.2015 №587, утверждено главой администрации в тот же день, изменения в Устав зарегистрированы, что подтверждается штампом государственной регистрации. Таким образом, изменения в Устав внесены уполномоченным органом, в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении иска в части, судом правомерно сделан вывод, что невнесение в Устав положений о компетенции единоличного исполнительного органа образовательной организации, его наименовании, компетенции по принятию локальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся не свидетельствует о противоречии действующему законодательству, и данные полномочия не отнесены к компетенции именно руководителя учреждения.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, основанными на положениях действующего законодательства и совокупности исследованных доказательств.

Необходимости внесения в Устав положений, касающихся компетенции директора учреждения в указанной выше сфере деятельности образовательного учреждения не имеется. Данные вопросы относятся к функциям педагогического и управляющего совета, в состав которых входит и директор, и которые определены в соответствующих Положениях о коллегиальных органах (л.д. 70-73, 74-82), а также Положении о приеме в МКОУ НОШ с.Ленинское (л.д. 61-63), Положении о промежуточной аттестации обучающихся (л.д. 65-66), Правилах внутреннего распорядка учащихся (л.д. 67-69), приказе о режиме работы МКОУ НОШ с.Ленинское от 31.08.2015 (л.д. 59-60). Наименование руководителя учреждения осуществляющего текущее руководство деятельностью образовательной организации, его компетенция определены в п.п. 5.1, 5.6 - 5.8 раздела 5 Устава, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Согласно п.6.1 Устава, в учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся, и педагогический и управляющий совет.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, МКОУ НОШ с.Ленинское были приняты локальные нормативные акты, и в том числе Положения о педагогическом и об управляющем совете учреждения, утвержденные приказом директора по школе №165 от 25.08.2011 (л.д.70-73, 74-82).

В соответствии с п.п. 6.4 - 6.7 раздела 6 Устава - структура, компетенция, полномочия педагогического и управляющего совета в Уставе установлены, за исключением порядка формирования указанных органов управления, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.

Удовлетворяя административное исковое заявление о признании оспариваемого постановления не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений, судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с административным иском, прокурор указал, что отсутствие в Уставе учреждения обязательных положений об органах управления, их структуре и компетенции нарушает права обучающихся и (или) родителей (законных представителей) на информацию об их правах и обязанностях, и создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Из анализа приведённых выше норм права следует, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего дела является, в том числе установление, какие права и законные интересы неопределенного круга лиц - обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) в интересах которых обратился прокурор, нарушены оспариваемым постановлением. Какие созданы препятствия к осуществлению этих прав и свобод, либо на лиц незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм процессуального права суд первой инстанции разрешая спор и удовлетворяя частично требования, не установил нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обучающихся в учреждении МКОУ НОШ с.Ленинское и (или) их родителей (законных представителей) изданием оспариваемого постановления от 19.10.2015 №587, создания препятствий к осуществлению прав и свобод, либо возложения на них каких-либо обязанностей данным постановлением.

Из административного искового заявления и материалов дела не усматривается, какие права неопределенного круга лиц нарушены отсутствием в Уставе образовательного учреждения информации о порядке формирования педагогического и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений. Не представлено прокурором и доказательств, что указанным лицам созданы или оказываются препятствия в получении информации о работе органов управления образовательной организации, их структуре, компетенции, порядка формирования и сроков полномочий.

Согласно пункту 9.3 Устава информация и документы, в том числе о структуре и об органах управления учреждения, устав учреждения, локальные нормативные акты, предусмотренные федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» подлежат размещению на официальном сайте учреждения в сети Интернет. Тем самым, учреждением обеспечена открытость и доступность к публикуемым сведениям. Обучающиеся в учреждении, их родители (законные представители) имеют доступ к информации об органах управления, их структуре и компетенции, и не только в электронном виде, но и путем непосредственного обращения в учреждение в случае необходимости ознакомления с его локальными нормативными актами.

Оснований полагать, что постановлением от 19.10.2015 №587 в оспариваемой части нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - учащихся и (или) их родителей (законных представителей), у суда не имелось.

В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований отменить, и вынести новое решение об отказе в их удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 23.05.2016 отменить в части.

Изложить резолютивную часть решения в иной редакции:

В удовлетворении исковых требований прокурору Ленинского района Еврейской автономной области о признании постановления администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 19.10.2015 № 587 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений, отказать.

Апелляционное представление прокурора Ленинского района ЕАО оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи