ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-532/2017 от 15.02.2017 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-532-2017

судья Бабикова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.,

и судей Карабельского А.А., Бурака М.Н.,

при секретаре Корба В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> административное дело по административному исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора к администрации ГП «Могочинское» о признании незаконным бездействия по проведению проверки бюджета ГП «Могочинское» за 2015 год,

по апелляционной жалобе главы городского поселения «Могочинское» Краснова Е.А.,

на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от <Дата>, которым постановлено: требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ГП «Могочинское» по не проведению внешней проверки бюджета ГП «Могочинское» за 2015 г.

Обязать администрацию ГП «Могочинское» в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу, провести внешнюю проверку бюджета ГП «Могочинское» за 2015 г. путем направления отчета об исполнении бюджета и заключения на него в контрольно-счетный орган.

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Могочинского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ администрацией городского поселения «Могочинское» без уважительных на то причин не была выполнена возложенная на данный орган законом обязанность по предоставлению отчета об исполнении бюджета за 2015 год в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» для проведения внешней проверки. Просил суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Могочинское» по не предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» отчета об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него, обязать администрацию городского поселения «Могочинское» предоставить в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него.

Определением Могочинского районного суда Забайкальского края от <Дата> в качестве заинтересованного лица привлечен к участию в деле Совет городского поселения «Могочинское».

Определением Могочинского районного суда Забайкальского края от <Дата> в качестве заинтересованного лица привлечен к участию в деле Совет муниципального района «Могочинский район».

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава городского поселения «Могочинское» Краснов Е.А. просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что судом не приняты во внимание обстоятельства имеющие существенное значение для рассмотрения дела и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель указывает, что внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района по обращению представительного органа поселения. Представительным органом городского поселения «Могочинское является Совет городского поселения «Могочинское», который осуществляет контроль за исполнением бюджета поселения. Поскольку Совет городского поселения «Могочинское», является представительным органом городского поселения «Могочинское», следовательно, Совет городского поселения «Могочинское» должен обратиться в Совет муниципального района «Могочинский район» с инициативой заключить соглашение о передаче контрольно-счетных органов городских и сельских поселений. Согласно ст. 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы. Заключение соглашения о передаче контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район» полномочий контрольно-счетного органа городского поселения «Могочинское» по осуществлению внешнего муниципального контроля не входит в обязанности администрации городского поселение «Могочинское». Соглашение от <Дата> «О передаче осуществления части полномочий» заключалось с целью проверки годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Могочинское» за 2014 год и действовало до <Дата>. Для проверки годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Могочинское» за 2015 год необходимо заключение нового соглашения между Советом городского поселения «Могочинское» и Советом муниципального района «Могочинский район». На основании вышеизложенного администрация городского поселения «Могочинское» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации городского поселения «Могочинское» Кузмичевой Н.В., поддержавшей доводы жалобы. Прокурора прокуратуры Забайкальского края Арутюнова А.В., председателя Совета муниципального района «Могочинский район» Уфимцева А.М., судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая оспариваемое решение, суд исходил из того, что в нарушении требований действующего законодательства административным ответчиком без уважительных причин не была выполнена возложенная на него законом обязанность по предоставлению отчета об исполнении бюджета за 2015 год в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» для проведения внешней проверки.

Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не находит.

Система бюджетного контроля функционирует, опираясь на двухуровневую структуру органов финансового контроля, включающую органы финансового контроля законодательной (представительной) власти и органы финансового контроля исполнительной власти.

Контроль, осуществляемый органами финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами власти, представляет собой внешний государственный финансовый контроль.

Внешний контроль осуществляется, в том числе, за исполнением бюджетов до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе.

Внешнему контролю подлежит годовой отчет об исполнении бюджета, внешний контроль осуществляется путем проведения внешней проверки главных администраторов бюджетных средств.

По итогам проведения внешней проверки органами финансового контроля должно быть подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении бюджета.

На местном уровне внешняя проверка может осуществляться контрольным органом вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Такая возможность предусмотрена статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации для поселений и, как правило, обусловлена отсутствием соответствующей материальной базы для создания собственных органов финансового контроля.

Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения проводится в таком случае по обращению представительного органа поселения контрольным органом муниципального района, созданным соответственно представительным органом муниципального района.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета в орган финансового контроля для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года.

Орган финансового контроля проводит мероприятия по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, и на этом основании готовит заключение на отчет об исполнении бюджета.

Из материалов дела следует, что Советом городского поселения «Могочинское» контрольно-счетный орган в городском поселении «Могочинское» не создан, в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» годовой отчет об исполнении бюджета городского поселения «Могочинское» за 2015 год для проведения внешней проверки представлен не был.

В связи с отсутствием контрольно-счетного органа в городском поселении «Могочинское» <Дата> между Советом городского поселения «Могочинское» и Советом муниципального района «Могочинский район» было заключено соглашение «О передаче осуществления части полномочий» в соответствии с п.п. 1.2 п. 1 которого контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район» были переданы полномочия контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, в том числе внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета.

В силу п.п. 13. п.1 вышеназванного Соглашения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Могочинское» ежегодно включается в планы работы Контрольно-счетной комиссии.

Подпунктом 5.1. п. 1 Соглашения предусмотрено, что настоящее соглашение вступает в силу с <Дата> и действует до <Дата>.

В тоже время п.п. 5.4. п. 5 предусмотрено, что оно прекращает действие после окончания проводимых в соответствии с ним контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, начатых до заключения соглашения (направления уведомления) о прекращении его действия, за исключением случаев, когда соглашением сторон предусмотрено иное.

Из смысла приведенных выше положений следует, что внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Могочинское» за 2015 год подлежала включению в план работы контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район» в силу п.п. 13. п.1 Соглашения, что контрольно-счетная комиссия муниципального района должна провести внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета за 2015 год после <Дата> на основании п.п. 5.4. п. 5 Соглашения.

Правильность указанного вывода подтверждается письмом председателя контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район» Марченко В.В., а также пояснениями председателя Совета муниципального района «Могочинский район» Уфимцева А.М. в суде апелляционной инстанции о том, что проверка годового отчета об исполнении бюджета городского поселения «Могочинское» за 2015 год была включена в план работы контрольно-счетной комиссии муниципального района «Могочинский район», и была бы проведена в случае представления годового отчета в контрольно-счетную комиссию.

Доводы апелляционной жалобы указанных выводов не опровергают, в связи с чем подлежат отклонению.

Требования прокурора заключались в признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Могочинское» по не предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» отчета об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него, возложении на ответчика обязанности предоставить в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него. Данные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Однако резолютивная часть решения данным требованиям не соответствует. В связи с чем решение подлежит изменению путем изложения резолютивной части в редакции соответствующей заявленным требованиям.

Судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Могочинского районного суда Забайкальского края от <Дата> изменить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Могочинское» по не предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» отчета об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него.

Обязать администрацию городского поселения «Могочинское» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу предоставить в контрольно-счетную комиссию муниципального района «Могочинский район» отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него.

Председательствующий В.В. Пичуев

Судьи А.А. Карабельский

М.Н. Бурак

Копия верна:

Судья <адрес>вого суда В.В. Пичуев

Председательствующий по делу Дело а-532-2017

судья Бабикова А.А. резолютивная часть

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.,

и судей Карабельского А.А., Бурака М.Н.,

при секретаре Корба В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> административное дело по административному исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора к администрации ГП «Могочинское» о признании незаконным бездействия по проведению проверки бюджета ГП «Могочинское» за 2015 год,

по апелляционной жалобе главы городского поселения «Могочинское» Краснова Е.А.,

на решение Могочинского районного суда <адрес> от <Дата>.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Могочинского районного суда <адрес> от <Дата> изменить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Могочинское» по не предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального района «<адрес>» отчета об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него.

Обязать администрацию городского поселения «Могочинское» в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу предоставить в контрольно-счетную комиссию муниципального района «<адрес>» отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год для подготовки заключения на него.

Председательствующий В.В.Пичуев

Судьи А.А. Карабельский

М.Н. Бурак